Цель:
- способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма,
- развивать речь детей, обогатить словарь, закрепить навыки, полученные по этой теме на предыдущих уроках,
- разбор по членам предложения,
- различать склонения существительных, навыки правописания падежных окончаний.
Оборудование:
- абаки,
- веера с названиями падежей,
- ребусы,
- кроссворды,
- перфокарты.
Ход урока
Орг. момент.
І. Сообщение цели урока.
Вступительная беседа: Какие части речи вы знаете?
- Ответы детей –
Какую часть речи мы с вами изучили?
- Ответы детей - “Имя существительное”.
1. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами закрепим наши знания по теме “Имя существительное”. Посмотрим над, чем ещё надо поработать по этой теме.
Цель нашего урока повторить и выявить лучших знатоков части речи Имени Существительного.
Сегодня на уроке мы будем работать группами. В каждой группе, консультант. Он будет проверять вашу работу, а консультанта буду проверять я.
В конце урока подведем итог.
2. И так начинаем, приветствуем гостей.
Наш девиз:
1 ряд. Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки.
2 ряд. Каждой вещи свое место.
3 ряд. А девиз, у нас какой? Все что надо под рукой.
ІІ. Минутка чистописания.
Продолжим отработку плавного письма, что позволит писать достаточно быстро и хорошо усваивать новый материал на уроке.
Назовите имя девочки, которое состоит из первых букв этих слов:
Приложение 1 (Кристина)
Какая первая буква в слове? (К)
- Пишем до конца строчки.
2. Игра “Доскажи словечко”
А) Лежебока хитрый кот
Отлежал себе …… (живот).
Б) Вяжет мама длинный шарф
Потому что сын …… (жираф).
- Какая орфограмма встретилась в этих словах?
- Ответы детей –
Жи – Ши пиши с буквой И.
Слова живот, жираф пишем до конца строчки.
ІІІ. Словарная работа.
Нужно отгадать ребусы. В них зашифрованы словарные слова. Чтобы узнать правильный ответ, нужно правильно расставить буквы в ребусе.
- Какое слово здесь лишнее?
- кенгуру –
- Почему?
- Оно не склоняется.
- Какие еще знаем несклоняемые существительные?
- Запишите словарные слова в левый столбик, а слово кенгуру, где несклоняемые имена существительные.
Консультанты оценивают ответы.
ІV. Работа над темой “Имя существительное”.
В сказочном королевстве Лингвиния (а такое королевство существует) язык является могущественным, храбрым королем. Морфология – одно из прекраснейших принцесс этого королевства. Именно от неё зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Предлог и другие.
1. Имя существительное – важная часть речи.
- Что мы знаем о Существительном?
(На доске цветок, на лепестках которого написаны задания. “Срывая” лепесток – дети выполняют задания, готовятся к ответу)
2. Пока дети готовятся, у доски работают 2 ученика, остальные в тетради.
Задание: Записать существительные в два столбика.
Кто? | Что? | |
мать | дерево | |
солдат | машина | |
девочка | столб | |
бабушка | вода | |
ученик | солнце |
- Какие мы записали иена существительные?
Ответы: одушевленные и неодушевленные.
(- Дети у кого лепестки отвечают на вопросы, консультанты выставляют оценки в свои зачетные карточки. Приложение 6. )
3. Работа по карточкам.
Чтобы поработать по карточкам; вспомним
А)
- из чего состоит наша речь?
- из чего состоят наши предложения?
- из чего состоит слово?
- что такое корень?
- что такое окончание?
- что такое приставка?
- что такое суффикс?
Б) А теперь прочитайте слова на карточках. Из отмеченных частей каждого слова, составить новое слово.
Например, возьмем приставку у первого слова, к нему добавим корень другого слова, к нему суффикс у третьего слова и окончание у последнего слова, чтобы получилось новое слово.
(Консультант говорит, какое слово получилось).
V. Физминутка:
Чтоб все выполнить задания,
Чуть – чуть нам надо отдохнуть,
Ну, ребята дружно встанем
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять.
Теперь спинки держим ровно,
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем
И закроем глазки.
Вспомним все, что повторяли
Без моей подсказки.
VІ. Игра “Во всех падежах”
А теперь проверим, все ли знают падежи.
Послушайте стихотворение. Приключение зеленого листа. С помощью вееров покажите, в каких падежах стоит слово лист.
Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёного листа
Ветер нес и нес,
Бросил только на мосту.
В пот же миг веселый пес
Шмыг к зеленому листу
Лапой хвать зеленый лист
Дескать, поиграем
“Не хочу”, - парашютист
Головой качает ….
Ветер вмиг с листком зеленым
Над землей взметнулся снова.
Но шалун листок упал …
Я пишу в саду под кленом
Стих о том листе зеленом.
- И так вспомнили, сколько падежей в русском языке?
Повторим хором.
VІІ. Работа в перфокартах
VІІІ. Игра “Крестики – нолики”.
IX Разбор предложения и составления схемы.
1. Пришла холодная зима.
что?
Зима что сделала?пришла
какая?
холодная
2. Дети радуются первому снегу.
X. Исправьте ошибки. (трехуровневые задания)
1 уровень.
Деревья одеты в белые шупки. Спит прут под лидяной карой. Рибята выбижали на улицу. Они стали липить сниговика. Гласки дети ему сделали из лдинок. Рот и ноз молышы смостелили из моркофки.
2 уровень.
Я люблю братить зимой полесу. В лису тихо. идет снек. Мокрая лества не шуршытпод нагами.
3 уровень.
Я люблю братить зимой полесу. В лису тихо, идет снек.
XI. Выставление поурочного балла.
Сегодня мы на уроке выполнили много заданий. Повторили, закрепили знания об имени Существительном. Теперь настал момент выявить лучшего знатока. По зачетным карточкам определяется общий балл и выставляется оценка.
XII. Итог урока.
Прошу подумать над такими вопросами:
Какие задания вам больше понравились?
Почему?
При выполнении, каких заданий вы испытывали затруднения?
Удовлетворены ли вы своей работой?
XIII. Домашнее задание.