Цели урока:
Дидактическая – сформировать
представление об иммунитете как защитном
механизме организма человека;
Развивающая – развивать навыки
самостоятельного формирования выводов,
определений;
Воспитывающая – воспитывать ответственное
отношение к своему здоровью, гражданственность,
умения оценивать самого себя.
Средства обучения: дидактический материал, лист самоконтроля, мультимедийный проектор.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный. | Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места к занятию. | Приветствуют учителя, проверяют
наличие дидактических материалов для работы на занятие. |
2. Актуализация, мотивация
деятельности, целеполагание. Цель: активизировать познавательный интерес к изучаемой теме. Тему и цели урока сформулировали сами уч-ся. |
Организуют беседу по вопросам. - Каково значение крови в организме человека?
Биологическая задача: в пробирку налили, свежую плазму крови без кровяных телец , затем в нее ввели различных болезнетворных микробов. Пробирку поместили в термостат с температурой нормальной для крови. Одни микробы погибли, жизнедеятельность других понизилась, а некоторые жили и развивались. Затем в плазму добавили цельную кровь и еще какая-то часть бактерий погибла. Объясните причину гибели микробы. Человек живет в окружении самых разных разнообразных микробов, в том числе болезнетворных бактерий и вирусов. Многие из них находятся в организме больных животных и людей, от которых они могут тем или иным путем передаваться здоровым. - А как называется заболевание, вызванное болезнетворными бактериями? Проникнув в организм человека, они разрушают клетки, ткани, используя вещества для своего питания и размножения. Выделяют продукты жизнедеятельности (ядовитые). - Какие инфекционные болезни вы знаете?
- А как инфекция может попасть в организм человека?
- Вы, замечали, как только наступает осень, зима некоторые из ваших одноклассников часто болеют, а другие иногда или вообще не болеют? Жизненный опыт показывает, что человек значительно чаще заражается, чем болеет. - Как вы думаете, почему? Защитные силы организма так велики, что в большинстве случаев микробы- возбудители болезней погибают раньше, чем успевают причинить какой-либо вред. Лишь некоторым из них удается, да и то на время, взять вверх над защитными силами и проникнуть внутрь организма. - Что представляет собой защитные силы организма? - Какой можно сделать вывод?
- Как, же называется процесс противостояния организма инфекциям? (если уч-ся затрудняются, стр.76 учебника, название процесса найдите в заголовке параграфа). -Мы определили тему урока: Иммунитет (тема урока высвечивается на экране, приложение №2 слайд №2) - Чтобы вам хотелось узнать о иммунитете? |
Отвечают на вопросы, поставленные
учителем. - Обеспечивает транспорт питательных веществ, кислорода к клеткам и перенос продуктов жизнедеятельности к органам выделения. Обеспечивает защитные реакции организма, с участием крови осуществляется гуморальная регуляция.
Отвечают: в плазме есть вещества, которые убивают микробы и в цельной крови есть клетки- лейкоциты.
- Инфекционным.
- Болезни вызванные болезнетворными бактериями: ангина, чума, менингит, столбняк, туберкулез, проказа; Вирусами: грипп, гепатит, СПИД. - От больных животных - бруцеллез при употреблении сырого молока - ящуром; возбудители столбняка находятся в почве; Воздушно-капельным путем при чихании, кашле, разговоре - гриппом, туберкулезом.
- Есть защита у организма.
- Кожа, слизистая оболочка, печень. Уч-ся формулируют вывод: Организм противостоит инфекциям, благодаря лимфоцитам, фагоцитам, антителам, которые находятся в крови.
Уч-ся называют процесс.
Уч-ся формулируют цели урока: 1. Изучить механизмы противостояния организма инфекциям. 2. Рассмотреть виды иммунитета. 3. Познакомиться с учеными открывшими иммунитет. |
3. Операционно-познавательный. Цель: используя различные формы и приемы работы сформировать знание о механизмах, видах иммунитета
ФИЗ. МИНУТКА Цель: сохранения здоровья. |
Представляет уч-ся план урока. Работать будем по следующему плану:
(объяснить пользование листом самоконтроля) 1. Иммунитет, слово латинское иммунитас, что означало в Др. Риме независимость, устойчивость гражданина к ряду повинностей. Существует 2 механизма защиты организма от инфекций. - Прежде чем рассмотрим механизмы мы должны познакомиться с основными понятиями темы.
- Найдите сходство и различие в рассмотренных механизмах (приложение №2 слайд 10). А теперь после изучения механизмов иммунитета, дайте определение этому процессу и запишите в тетрадь. Предлагает уч-ся проверить определения и оценить себя.
2. Иммунитет может возникать разными путями и иметь разные свойства, поэтому различают несколько видов иммунитета. - Работаем с учебником стр.79-80. Выявите, какие это виды. - Вместе составляем схему виды иммунитета. Известно, что предупредить болезнь легче, чем лечить. Важная роль в борьбе с инфекцией принадлежит повышению температуры тела. При этом защитные силы организма активизируются: повышается подвижность фагоцитов и их способность пожирать микробы, нейтрализация чужеродных тел происходит более эффективно. - Ребята, к нам на урок пришел ковбой Джон, за вашей помощью. Помогите ему решить его проблему. (приложение №4) Предлагает уч-ся оценить свою работу на данном этапе.
Основу понятий: здоровье, молодость составляет состояние иммунитета. Я читаю действия, а вы выберите, нужно ли их совершать, чтобы сохранить свое здоровье, а что не надо делать. Если нужно делать – делаете упражнение: руки на пояс, поворот влево. Если не надо делать – руки поднимаете над головой наклон в правую сторону. ДЕЙСТВИЯ: Заниматься спортом; 3. Все виды иммунитета были открыты благодаря ученым организация самостоятельной работы по изучению деятельности ученых сделавших открытия. (Приложение № 6) (На экране высвечиваются фото ученых (приложение№2, слайды 11-14)) |
Знакомятся с планом, листом
самоконтроля (приложение №3).
Работа со словарем, в парах (приложение №1) Просмотр слайдов механизмов, слушают объяснение учителя.
Самостоятельно изучают слайд, где представлены механизмы, выявляют сходство и различие. Формулируют определение – иммунитету, запись в тетрадь. Проверка определений, уч-ся оценивают свою работу в листке самоконтроля приложение №3
Коллективно составляют схему иммунитета. (приложение №2, слайд 11)
Слушают проблему ковбоя, отвечают на вопрос. Работа с листком самоконтроля, учащиеся оценивают свою работу на данном этапе урока.
Уч-ся объясняют значения открытий Э. Дженнира, Л. Пастера, И. И. Мечникова для медицины. |
4. Рефлексивно-оценочный. Цель: определение уровня знаний полученных на уроке. |
Все ли мы пункты плана рассмотрели? Предлагает уч-ся проверить свои знания с помощью теста и взаимопроверки. Оценивает учащихся. Организует работу с листком самоконтроля, на данном этапе и предлагает вывести общую оценку за урок. - Что вы узнали нового на уроке? В листе самоконтроля для вас составлены вопросы, ответьте. |
Возвращаются к пунктам плана, отвечают
на вопрос.
Работа с тестами по вариантам. Взаимопроверка ответов (приложение №7) Выставляю оценки в листах самоконтроля за тест, и выводят общую за урок. Делятся новыми знаниями. Письменно отвечают на вопросы. |
5. Домашнее задание. | Итоговая “5” – приготовить сообщение о
способах укрепления здоровья. Итоговая “4” – изучить материал, который не усвоен на уроке по § 19. Итоговая “3” – изучить §19, выучить все определения, ответить на вопросы после параграфа. |
Записывают домашнее задание в дневник. |