Цели урока:
- Ознакомиться с крупами и их происхождением, с питательной ценностью круп и признаками их доброкачественности.
- Научиться определять виды круп по внешним признакам; использовать готовые к употреблению продукты из круп, сочетая их с молоком или с готовыми продуктами из молока, ягод или фруктами.
Методическое оснащение урока:
- кабинет кулинарии;
- электрическая плита, столовая посуда, столовые приборы, инструменты и продукты;
- растения и зерно.
Дидактическое обеспечение:
- слайды по теме «Крупы и различные продукты из круп» 6 класс;
- материалы для контроля знаний учащихся:
- рецепт
- таблицы
Методы обучения:
- словесные: вопросы, беседа;
- наглядные: слайды, коллекции «Растения», «Зерно»;
- таблица №1, №2 и таблица по закреплению знаний №3;
- практические: самостоятельные работы учащихся по приготовлению гречневой каши.
Тип урока: лекционно-практическое занятие
План урока
1. Организационная часть урока.
1.1. Приветствие;
1.2. Проверка явки учащихся;
1.3. Заполнение классного журнала;
1.4. Проверка готовности учащихся к уроку;
1.5. Настрой учащихся на работу;
1.6. Доведение до учащихся темы и плана урока.
2. Актуализация знаний учащихся.
3.Сообщение познавательных сведений
3.1 Изучение растений.
3.2 Изучение зерен.
3.3 Закрепление нового материала
4. Практическая работа «Приготовление гречневой каши»
4.1. Вводный инструктаж.
4.2. Самостоятельная работа учащихся.
4.3. Текущий инструктаж.
4.4. Заключительный инструктаж.
5. Физкультминутка.
6. Сообщение новых сведений.
6.1 Рассказ о зернах.
6.2 Рассказ о крупах.
6.3 Получение и переработка круп.
6.3 Сведение о пшенице.
6.4 Сведение о рисе.
6.5 Сведение о кукурузе.
6.6 Сведение о ячмене.
6.7 Сведение о просо.
6.8 Сведение об овсе
6.9 Сведение о гречке
7.0. О содержании витаминах в крупах.
7.1 Первичная обработка круп
8. Физкультминутка
9.Практическая работа «Приготовление гречневой каши»
9.1. Вводный инструктаж.
9.2. Самостоятельная работа учащихся.
9.3. Текущий инструктаж.
9.4. Заключительный инструктаж
10. Закрепление нового материала.
11. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
12. Подведение итогов урока.
Ход урока
Обратите внимание, оформлена выставка растений и круп.
План урока:
1) проверка заданий;
2) изучение нового материала;
3) практическая работа;
4) закрепление материала.
1. Учащимся предлагается ответить на вопросы:
Какие растения выращивает человек с целью использования семян в пище?
Какие крупы получают из семян пшеницы?
2.Учитель демонстрирует растения и зерно, рассказывает о крупах, полученных из них (табл. №1); последовательности граф таблицы отражено значение растений в мировом сборе зерна. ( Слайд № 3, презентация)
3. Зерно содержит сложные углеводы, протеины, жиры, витамины и минеральные вещества в пропорциях, идеальных для нужд организма. Оно также служит великолепным источником клетчатки, комплекса витаминов В, витамина Е, фосфора (элемента, необходимого для питания мозга).
3.1 Зерно необходимо для обменных процессов, оно легко встраивается в структуру организма, надежно защищая его от микробов и вирусов.
Многие культуры мира приняли зерно как базисный продукт питания.
3.2 Крупы относятся к числу важнейших продуктов питания в рационе человека, обладают высокой пищевой ценностью и представляют собой целые или измельченные зерна.
Все сельскохозяйственное сырье, предназначенное для переработки на мельнице и в крупоцехе.
4. Все зерно, поступающее в переработку, взвешивается на электронных весах, пробы берутся на анализ квалифицированными сотрудниками лаборатории, которая оснащена всем необходимым оборудованием.
Далее зерно выгружается из автомобилей и закачивается в склад силосного типа, где оно проходит дальнейшую подготовку к переработке.
крупоцехе ведется переработка ячменя, овса, проса, гороха в одноименные крупы. До получения крупы сырье проходит процесс шелушения, дробления, полировки, калибровки и попадает в бункеры готовой продукции. На последней стадии крупы упаковывают, а дальше — в склады готовой продукции, где они размещаются на поддоны.
(Слайд 4)
5 Пшеница - пожалуй, самый универсальный злак на земле. Чего только из нее не делают: муку, крупы, куску-с. Пшеница бывает твердая и мягкая. Твердая - самая ценная, она незаменима для самых разнообразных полуфабрикатов - круп и муки. Из манной крупы получаются очень вкусные пудинги и блинчики, особенно хороши они с вареньем.
(Слайд 5)
6. Рис - один из древнейших культурных злаков
Чем сильнее обработано рисовое зерно, тем меньше в нем витаминов и минеральных веществ. Зародыш нового растения и белоснежное рисовое зерно риса, содержащее крахмал, прячутся под слоем коричневатой отрубевой оболочки, в которой находятся большая часть витаминов, минералов и другие питательных веществ. (Слайд 6, 7)
7. Как только не используют добавляют в салаты, делают из неё мамалыгу, кашу , хлопья, в том числе популярный попкорн. Из кукурузной муки пекут хлеб, блины и вкусные испанские лепешки-тортильи. Кукурузный крахмал необходим в производстве кетчупа, майонеза, уксуса и спиртных напитков, кукурузный сироп служит подсластителем в желе, джеме и других кондитерских изделиях, а из недозревших зерен кукурузы выжимают масло. (Слайд 8).
8. Ячмень - древнейший – наряду с пшеницей – злак на земле: его зерна ели ещё 10 тысячелетий назад. Некогда ячмень был распространен почти повсеместно, поскольку он хорошо приживается и в холодных заполярных землях, и в степях и полупустынях, и в высокогорных районах Тибета, Памира, Кавказа (например, в индийском штате Пенджаб ячмень выращивают на высоте 5000 метров – так высоко не растет ни один другой злак!
(Слайд 9)
Перловка – это цельное ядро ячменя с остатками зерновых оболочек. Крупинки перловки овальной или округлой формы, белого или желтоватого цвета и действительно оправдывают свое название («перловый» от фр. «реrlе» - «жемчужина»). Варится перловка очень долго – минимум 60 минут и увеличивается в объеме в 5-6 раз. Из неё готовят рассыпчатую кашу, фаршируют ею овощи, добавляют в супы. Есть её можно только горячей – остывшая перловка уже не так вкусна и хуже усваивается (Слайд 10).
9. Просо с давних пор выращивали жители Русского Севера. Они знали, что зерна проса дают человеку силу, поэтому делали из него муку, кашу, пиво, квас, пирожки, добавляли его в супы и сладкие блюда.
Просяные зерна очень мелкие. Их очищают от несъедобных оболочек, которые не перевариваются человеческим организмом, и получается крупа – пшено-дранец или шлифованное пшено, которое гораздо чаще встречается в продаже. (Слайд 11)
10. Пшено шлифованное
Это ядра проса, освобожденные не только от цветочных пленок, но и от семенных оболочек и зародыша, на месте которого остается углубление. Поверхность шлифованного пшенного зерна слегка шероховатая. Эта крупа светлее, чем пшено-дранец, и не блестит. Шлифованное пшено лучше усваивается, быстрее варится и прекрасно подходит для каш и запеканок (Слайд12)
11. Овес.
Это один из самых полезных и даже целебных злаков: содержащиеся в нем питательные вещества снижают уровень холестерина в крови, облегчают усвоение жиров, укрепляют кости и зубы.
Выращивать его стали еще четыре тысячи лет назад, в тех местах, где не росла пшеница. Овес ели могучие воины кельты, наши предки славяне и выносливые, живущие высоко в Гималаях шерпы, которые во время горных восхождений питались только овсяными зернами (Слайд 13)
12. Гречка, гречневая крупа
Не стоит думать, что каши из ядрицы, продела (его ещё называют сечкой) или обкатанной «смоленской крупы», столь привычные в России, – единственный способ приготовлениягречихи. Гречиха – не злак, а ближайший родственник щавеля и ревеня. Её зерна настолько полезны, что на родине этого растения – в Гималаях – их уже несколько тысяч лет считают лекарством. И действительно, гречневая мука – это кладезь углеводов, незаменимых аминокислот, витаминов группы В, а также рутина, повышающего прочность стенок сосудов. (Слайд 14,15)
13. Для нормальной жизнедеятельности организма человека требуется ежедневно 1,2-2 мг витамина В1. В зернах злаков витамины группы В содержатся в наружных слоях, вот почему полезно есть хлеб грубого помола. Витамины группы В растворяются в воде и разрушаются под действием кислорода воздуха, но они более устойчивые, чем витамин С.
(Слайд 16)
14. Первичная обработка круп включает: просеивание, перебирание, промывание (не для всех круп). Некоторые виды круп подсушивают (манную) и поджаривают (гречневую, пшеничную) таблица №2 (Слайд17)
15. Практическая работа «Приготовление гречневой каши». (Приложение 2)
15.1 Вводный инструктаж.
Из круп приготовляют главным образом каши. Последние в зависимости от соотношения взятой воды и крупы могут быть жидкими, вязкими и рассыпчатыми. Соотношение крупы и воды для варки каш различной консистенции Крупы плохо развариваются в молоке, поэтому их вначале отваривают в воде (почти до готовности), а затем воду сливают и заливают горячим молоком. Исключение представляют манная крупа и различные мелко дробленые крупы.
И еще одно важное правило для большинства каш: засыпав крупу и залив ее водой, не трогать, не мешать, не вторгаться в процесс, не подымать и не приоткрывать крышку. Каша варится не столько водой, сколько паром, и поэтому выпускать его - значит недодать каше положенного тепла. Иначе каша либо подгорает, сохнет, либо, если мы пытаемся "помочь" ей, хотим устранить свою ошибку. Подливаем воды, превращается в размазню, портится. (Слайд18)
15.2 Самостоятельная работа учащихся.
15.3 Текущий инструктаж.
15.4 Заключительный инструктаж.
16. Проверочная таблица по закреплению знаний по данной теме (таблица № 3)
(Слайд 19,20)
17. Качестве домашнего задание рекомендую повторить рекомендуемый материал по конспекту.
18 Итоги урока