"Ознакомление детей с художественной литературой:" Такой раздел есть в программе "Воспитания и обучения в детском саду" под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., где четко определено значение художественной литературы для воспитания и развития детей, предлагаются методики чтения произведений, перечислены приемы формирование восприятия произведений, методика беседы по произведению, то есть все то, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания. Умело используя методические приемы, педагоги помогают детям понять внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Очень важно при этом, что программа определяет перечень произведений для каждой возрастной группы.
Но, к большому сожалению, в современном мире все меньше остается места для художественной литературы, наши родители так заняты, что им некогда почитать или рассказать ребенку сказку. Они предпочитают включить телевизор, где показывают "мультики" для детей. И именно персонажи мультфильмов, а не родители, бабушки и дедушки рассказывают малышу о своем представлении о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Мультфильмы могут развивать, а могут подавлять, одни будят воображение, другие закрепощают мышление, одни учат быть добрыми, а другие порождают агрессию.
Все, что малыш видит на экране, для него абсолютно живое и настоящее. Его воображение еще не в состоянии помочь ему домысливать и переосмысливать мультипликационную историю. Пока он может копировать только то, что увидел.
Как помочь малышу? Есть ли такие методики, аналогичные классической методике по ознакомлению ребенка с художественной литературой?
Назрел вопрос о необходимости адаптировать методику ознакомления с художественной литературой на методику ознакомления с мультипликационными фильмами.
Поскольку "мультики" в дети основном смотрят дома, то сначала была изучена проблема "Мультфильмы, ребенок и семья". Родителям была предложена анкета с вопросами:
Анкета для родителей
Вопросы |
Ответ |
1. Ребенок смотрит мультфильмы один или со взрослыми | |
2. Какие мультфильмы любит смотреть больше всего: советские или иностранные? | |
3. Устраиваете ли вы совместные с ребенком просмотры с последующем обсуждением? | |
4. Используете ли вы мультфильмы с целью воспитания в ребенке доброты, сострадания, желание помочь другу? | |
5. Нужна ли вам помощь в отборе мультфильмов и тем для бесед по их содержанию? | |
6. Какие мультфильмы предпочитает смотреть ваш ребенок? (название мультфильмов) | |
7. Есть ли есть дома компьютер, то в какие игры предпочитает играть ваш ребенок? |
В анкетирование участвовало 67 человек, родители старших и подготовительных групп. После проведенного анализа анкет и личных бесед с родителями были сделаны следующие выводы: что родители редко устраивают совместные просмотры ( 38 %). Дети предпочитают больше смотреть больше иностранные мультфильмы (59 %), чем отечественные (36 %). Родители практически не осуществляют отбор мультфильмов, их не волнует содержание (54 %). Многие понимают, что мультфильмы можно использовать для воспитания и развития детей, но не знают, как это сделать. Обсуждение после просмотра проводят всего 27% родителей. 39% родителей, которые нуждаются в помощи в определении темы и постановки вопросов для беседы с детьми. 86% согласны с тем, что необходим отбор мультфильмов, которые смотрят дети.
Исходя из этого можно сделать вывод, что большинство родителей не задумываются, какие мультфильмы смотрят их дети, доверяя ответственное дело - воспитание ребенка случайным персонажам, а это очень важно, т.к. детская "пластилиновая" психика с охотой воспринимает любой информационный хлам.
На это, конечно, есть свои причины, одна из которых, малыш сидит перед экраном с довольным выражением лица, а взрослые спокойно занимаются своими делами.
Большинство детей предпочитают иностранные мультфильмы. Оно и понятно, они - самые красочные, самые остросюжетные и самые громкие. Наши - в большинстве спокойные, в них часто заложены серьезные обобщения, они заставляют ребенка размышлять, то есть проделывать определенную умственную работу. Это не развлечение, а самый настоящий урок. За юмором отечественных картин стоят очень важные знания. Как вести себя с друзьями, а как со взрослыми? Учат тому, что надо трудиться, помогать тем, кто нуждается в помощи. Дети понимают, что надо быть храбрым, крепко любить, уметь прощать. Добро преодолевает все преграды, зло наказывается.
Однако малышу не всегда хочется работать ( в этом, к сожалению, свойство человеческой психологии), поэтому русские мультики после просмотра нескольких иностранных детям смотреть уже неинтересно.
А что же педагоги ? Ведь им хорошо известно влияние мультфильмов - вызывающие как положительные, так и отрицательные отклонения в поведении детей.
Учитывают ли они в своей работе то, что ребенок получает очень важные знания из мультфильмов? Понимают ли они, что через сравнения себя с любимыми героями ребенок учится справляться со своими страхами и трудностями, формируется его характер и взгляды?
Воспитателям был предложен один вопрос, воспитывая у детей такие качества как понимание, сочувствие, терпимость, добро, зло, толерантность, используете ли вы наряду с распространенными (классическими) педагогическими приемами сюжеты из мультфильмов? Многие ответили, что используют по мере необходимости. И при изучении развивающей среды в группе можно наблюдать, что в группах имеются игрушки в виде персонажей из мультфильмов, настольные игры (пазлы), книги, журналы с изображением любимых детских героев. Дети с удовольствием играют в эти игрушки, они разыгрывают сцены из мультфильмов, фантазируют и создают новые эпизоды, сюжеты. Такие игры многие педагоги широко используют для воспитания и развития у детей социальных навыков.
Из всего сказанного, можно сделать вывод: в процессе практической работы с детьми воспитатели используют сюжеты мультфильмов, игрушки в виде персонажей, игры в социальном развитии детей и для создания положительных эмоций. Вместе с тем имеется необходимость в разработке упражнений и игр, которые помогут использовать сюжеты мультфильмов наиболее активно и рационально.
Примерный подбор мультфильмов для совместного просмотра (дома или на занятии в детском саду)
- "Три поросенка" - снятие мнимых неадекватных страхов.
- " Дудочка и кувшинчик" - о трудолюбии
- "Лунтик", "Смешарки" - дружба, взаимопомощь, взаимовыручка, решение различных сложных ситуаций
- "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Гуси-лебеди", "Заяц- хваста", "Что такое хорошо - и что такое плохо?" - воспитание нравственных качеств.
- "Мойдодыр", "Что такое хорошо - и что такое плохо?"- воспитание навыков самообслуживания.
- "Мама для мамонтенка" - дружба, взаимопомощь, взаимовыручка.
- "Бармалей"- что может произойти, если не слушаться родителей.
- "Волк и семеро козлят" - что может произойти, если открывать двери чужим людям.
- "Золушка" - воспитание трудолюбия.
Примерный конспект развивающего занятия с детьми в возрасте 5-6 лет.
Тема занятие: "Дружба"
Задачи:
- раскрытие понятие "дружба";
- коррекция взаимоотношений детей;
- развитие познавательных способностей;
- снижение психического напряжения;
- сплочение коллектива.
Оборудование: диск с мультфильмом "По дороге с облаками", магнитофон, аудиозапись детских песен "От улыбки станет всем светлей", "По дороге с облаками" и др.
Количество детей в группе 7-10 человек. Длительность занятия 30-40 минут.
Ход занятия:
- Упражнение "Приветствие". "На что похоже настроение".Участники игры по очереди говорят, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнение лучше взрослому: "Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?". Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает - какое же сегодня настроение у всей группы: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
- Беседа на тему "Дружба", с кем дети дружат в группе, как они понимают, что значат слова "дружба", "друг", "взаимопомощь".
- Просмотр части или всего мультфильма "По дороге с облаками".
- Упражнение на сплоченность группы.
Руки всех детей вытянуты вперед. На счет "три" все должны одновременно хлопнуть в ладоши. - "Инсценировка"
Дети в парах должны показать фразы: "Друзья встретились", "Играем вместе", "Не поделили игрушку", "Мы поссорились", "Помирились", "Помогаем друг другу", "Прощаемся". Беседа, какие сценки было легче показывать и почему? - Беседа по мультфильму. Кто из героев больше всего запомнился и понравился и почему? Как они помогали, выручали друг друга? Что было бы, если бы они все поссорились? И др.
- Упражнение на снятие напряжения "Дотронься до:". Все играющие одеты по- разному. Ведущий говорит: "Дотронься до:синего!". Все должны мгновенно сориентироваться. Обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел - ведущий. Ведущий следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
- Дискотека "Дружба" (включаются песенки о дружбе)
- Упражнение "Задувание свечи" (на успокоение и восстановление дыхания. "Представьте, что вы задуваете свечу. Сделайте глубокий вдох и тихонько подуйте на свечу." Повторить 2-3 раза.
- Поблагодарить всех детей, что они хорошо занимались, были активными и проводить их в группу.
Литература.
- Альманах психологических тестов. - М.:1996
- Выгодский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 1 - М.: Педагогика,1984.
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - М.: 1982.
- Киселева В.М. Арт-терапия в работе с детьми..- СПб.: 2006.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.
- Кряжева Н.Л.развитие эмоционального мира детей - Ярославль, 1996.
- Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг ( Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге).-М.: 1998.
- Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. Организация работы. Под редакцией Е.А.Каралашвили. - М.: ТЦ. 2007.
- Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия.- Ярославль.: 2004.
- Мухина В.С. Детская психология. - М.: Просвещение, 1985.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры.- М. : 2002.
- Развитие эмоций дошкольников (занятия, игры). Минаева В.М.- М.: 2000.
- Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения 3- 7 лет. - М.: 2004.
- Фобель К. Как научить детей сотрудничать? (психологические игры и упражнения). - М.: 1998.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. - М. : 1995.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. Пособие для практических работников ДОУ. - М.: 2006.