Актуальность курса
На современном этапе воспитание
рассматривается как равноценный компонент
образования наравне с изучением основ наук и
предполагает единство процесса во всех сферах: в
обучении, во внеурочной деятельности.
Человек, прежде всего, хочет понимать мир, в
котором живёт, и своё место в этом мире. Каждый из
нас в какой-то момент оказывается перед вопросом
– что делать дальше, какой жизненный путь
избрать? И, каким бы трудным и неразрешимым этот
вопрос не казался, всё равно, в конце концов,
выбор осуществляется, если не сознательно, то под
давлением внешних обстоятельств. Но, нужно
заметить, что прежде чем серьёзно и ответственно
браться за решение вопроса – что мне делать?,
необходимо найти ответ на другой – кто я, что
такое я?
Надо разобраться во всём, что непосредственно
определяет нашу личность, придаёт ей черты
особенные, в совокупности неповторимые.
Поиск совместно с детьми нравственных образцов
духовной культуры, культуры деятельности,
выработка на этой основе собственных ценностей,
норм и законов жизни составляют содержание
работы педагога. Важным является умение
школьника решать реальные жизненные проблемы,
опираясь на свой жизненный опыт и учитывая
контекст современной культуры.
Пояснительная записка
Основным элементом программы является решение
обучающимися практических
психолого-педагогических задач, в процессе чего
они учатся наблюдать, сравнивать,
классифицировать, группировать, делать выводы,
выяснять закономерности.
Основными ценностями, на осуществление которых
направлена реализация настоящей программы,
являются: доброта, любовь, нравственная
ответственность за судьбу родного края, школы;
свободное самоопределение личности в ценностном
пространстве педагогической деятельности;
личная ответственность обучающихся за
построение собственной жизни.
Основанием для выбора обучающимися данного
курса будут являться их жизненные планы,
склонности и интересы к работе с детьми.
Реализация программы курса предполагается в
виде теоретических и практических занятий,
ролевых игр, тренингов общения.
Итоговая зачётная работа может быть
представлена в виде группового или
индивидуального проекта.
Программа курса «Введение в педагогику»
является адаптационнонной. Составлена на основе
программ «Практическая педагогика»
(О.М.Гаврилова, учитель МОУ СОШ № 24, г. Красноярск)
и «Введение в педагогику» (А.Г.Каспаржак
«Современная гимназия – через индивидуальность
к многообразию» М.: Чарли, 1996)
Курс рассчитан на 16 учебных часов (1 час в неделю).
Цели курса:
- формирование у обучающихся положительной установки на педагогическую деятельность;
- раскрытие возможностей педагогической деятельности для творческой самореализации личности молодого человека.
Содержание курса направлено на решение следующих задач:
- создание условий для становления базовой культуры личности, т.е. культуры жизненного (личностного и профессионального) самоопределения обучающихся;
- помощь обучающимся в становлении личностно-ориентированного подхода к образовательному процессу;
- ознакомление обучающихся с возможностями выбора собственного жизненного пути в современном мире;
- выявление профессиональных интересов и склонностей обучающихся;
- определение социально значимых компетенций, необходимых будущему педагогу;
- развитие интереса к педагогическому труду;
- осознанный выбор профиля и профессии;
- познакомить с историей школы.
Предполагаемые результаты освоения программы:
- Развитие самостоятельности мышления обучающихся, приобретение новых коммуникативных качеств, повышение мотивации к самообразованию и творчеству.
- Эмоциональный комфорт, открытость, новый уровень межличностных отношений.
- Профессиональное самоопределение школьников, т.е. готовность к осознанному выбору профиля и ориентация в выбранной профессиональной области.
- Практические навыки организации внеклассной деятельности.
- Обеспечение методологической компетентности, позволяющей осуществить прогнозирование и самопроектирование «Я – концепции» личности.
- Социально-педагогическое самоопределение в будущем.
Основной способ оценивания результативности обучающихся:
- Педагогический анализ наблюдений деятельности обучающихся;
- Выполнение и защита обучающимися заданий и проектов. (Приложение № 2, Приложение № 3)
- Работа обучающихся на занятиях, решение ими проблемных ситуаций, оформление диагностических работ. (Приложение № 6)
- Итоговый творческий зачёт. (Приложение № 4, Приложение № 5)
Тематическое планирование курса «Введение в педагогику»
Тема |
Кол-во часов | Форма проведения занятия |
Что является предметом педагогики? | 1 | Входящее тестирование, рейтинг-опрос, лекция, беседа |
Учитель школы | 3 | |
1. Возникновение и становление педагогической профессии. Карьера в рамках образования. | 1 | Лекция, тестирование, беседа |
2. Встреча с ветеранами педагогического труда. | 2 | Беседа |
Личность учителя и требования к ней | 2 | |
1. Основные признаки психолого-педагогической
культуры педагога. Требования, предъявляемые к учителю. |
1 | Лекция с элементами беседы |
2. Решение педагогических задач. Встреча с выпускниками школы, выбравшими профессию учителя. | 1 | Практическое занятие, беседа |
Педагогические способности | 2 | |
1. Понятие о структуре педагогических способностей. Интерес и склонность к педагогической работе. Психологические основы самовоспитания при подготовке к педагогической деятельности. | 1 | Лекция, психологический тренинг |
2. Изучение рекомендаций по формированию способностей к педагогическому общению, организаторских способностей. Знакомство с профессиограммой учителя. | 1 | Практическое занятие |
Модуль V. Педагогические мастерские Посещение уроков учителей-мастеров |
4 | Посещение и анализ занятий |
Чего мне не хватает сегодня, чтобы стать учителем? | 2 | Семинар-диспут |
Зачетное занятие | 2 | Зачёт |
Итого | 16 |
Содержание программы
В содержание курса входят темы, раскрывающие социальное значение и характер педагогического труда. Программа построена так, чтобы школьники имели представление об умениях, навыках, необходимых в работе учителя, познакомились с методикой проведения внеклассного мероприятия. Большое внимание уделяется анализу педагогических ситуаций и решению и решению педагогических задач как средствам формирования профессионально-педагогической направленности.
Тема 1. Что является предметом педагогики? (1 час)
Педагогика – это наука об индивидуальном искусстве воспитания детей. Но, заметьте, чужих…
С.Л.Соловейчик
Входящее тестирование: выявление
педагогических интересов и педагогической
направленности. Рейтинг-опрос «Мои ценности»
Межличностное и педагогическое взаимодействие.
Понятие педагогического взаимодействия, его
закономерностей как предмета, изучаемого
педагогической наукой.
Ученик и Учитель – субъекты педагогического
взаимодействия.
Педагогические навыки и профессиональное
знание, порождающие учительское мастерство.
Практическое задание:
Каждый школьник получает индивидуальное задание: подготовка классного часа (праздника) в начальной школе по выбранной теме. В конце курса проводится защита и анализ мероприятия.
Задания для самостоятельной работы:
- Написать эссе на тему «Мой идеал учителя» (Приложение № 7)
- Провести опрос «Ценности моих родителей»
Тема 2. Учитель школы (3 часа)
Профессия и специальность. Профессии типа
«Человек – Человек». Возникновение и
становление педагогической профессии.
Содержание педагогического труда. Условия труда
учителя. Творческий характер учительской
деятельности. Компоненты профессиональной
деятельности учителя-предметника.
Карьера в рамках образования: тест «В педагоги я
пойду – стану карьеристом…»
Учителя учителей. (Знакомство с жизнью и
профессиональной деятельностью Медведевой
Евдокии Максимовны (учителя школы №5, директора
школы №2, заведующей ГОРОНО); Ларченко Нины
Демьяновны (учителя школы №5, директора школы №2);
Цыпуновой Екатерины Феногеновны (учителя школы
№5, инспектора ГОРОНО г. Тайшета); Костромина
Бориса Арсентьевича (учителя шкалы №5, директора
школы №5, мэра г. Алзамая)
Практическое задание:
Предложить ответы на вопросы:
- Профессия учителя – талант или квалификация.
- М.И.Калинину принадлежат слова: «Учителем надо родиться». А.С.Макаренко утверждал: «Успех педагогического дела решает не талант учителя, а мастерство, основанное на умении, на квалификации», т.е. учителем можно стать?
Каково ваше мнение? Аргументируйте его.
Задание для самостоятельной работы:
Организовать встречу с ветеранами педагогического труда, работниками школы. (Собрать материал и подготовить сообщение о педагогической деятельности своего представителя)
Тема 3. Личность учителя и требования к ней (2 часа)
Основные признаки психолого-педагогической
культуры педагога: психолого-педагогическая
грамотность, уровень педагогического
мастерства, степень развития педагогических
способностей, нравственно-профессиональная
воспитанность.
Требования, предъявляемые к учителю, работающему
в учебных заведениях.
Этические и психологические установки педагога:
отношение к обучающимся, отношение к организации
коллективной деятельности, отношение к самому
себе.
Практическое задание:
Решение педагогических задач. (Например, слово
«такт» – мера или чувство меры? Вспомните слова
К.Д.Ушинского: «В школе должна царствовать
серьёзность, допускающая шутку, но не
превращающая всего дела в шутку, ласковость без
приторности, справедливость без придирчивости,
доброта без слабости, порядок без педантизма…
носитель этих качеств учитель». Как вы думаете?
Достоинства педагога могут превратиться в
недостатки?
Встреча с выпускниками школы, выбравшими
профессию учителя.
Задание для самостоятельной работы:
Написать эссе «Каким должен быть современный учитель?» или «Имидж современного педагога» (Приложение № 7)
Тема 4. Педагогические способности. (2 часа)
Понятие о структуре педагогических
способностей. Интерес и склонность к
педагогической работе – условие развития
педагогических способностей. Трудолюбие как
фактор, способствующий развитию способностей.
Психологические основы самовоспитания при
подготовке к педагогической деятельности.
Методы оптимизации эмоционального состояния
педагога: дыхательные упражнения, техники
самовнушения и аутотренинга.
Практические задания:
- Изучение рекомендаций по формированию способностей к педагогическому общению, организаторских способностей. Освоение одной из методик регулирования эмоций.
- Знакомство с профессиограммой учителя.
Тема 5. Педагогические мастерские: посещение уроков учителей мастеров и обсуждение увиденного (4 часа)
Возможные задания обучающимся для наблюдения при посещении урока:
1. Оценить, в какой степени педагог, ведущий
учебное занятие, умеет (владеет навыком):
1.1. Управлять своим психофизическим состоянием.
1.2. Слышать настроение в классе.
1.3. Распределять внимание при работе с
обучающимися на уроке.
1.4. Выразительностью своего отношения к
происходящему.
1.5. Выразительностью речи и т.п.
2. Попробовать:
2.1. Определить, в чём состоят главные особенности
общения данного учителя с классом.
2.2. Нарисовать схему взаимоотношений, которая, на
взгляд посещающего,
наиболее точно отражает взаимоотношения в
коллективе класса, в котором
проходит урок. (обсуждение полученных
результатов лучше проводить в
присутствии учителя, на уроке которого
присутствовали школьники, классного
руководителя этого класса).
2.3. Выделить учеников, которые находятся, по
мнению посещающего, в состоянии конфликта с
преподавателем, предположить возможные причины
его возникновения, выявить инициатора.
2.4. Выделить ребят, которые, по вашему мнению,
относятся к наиболее популярным среди своих
одноклассников и «отвергаемых», т.е. тех, которые
сами хотели бы иметь друзей в классе, но с ними
никто не хочет иметь дело, а также тех, кто не
проявляет никакой инициативы для общения с
другими.
Затем (при анализе, рефлексии увиденного) можно
проанализировать, во-первых, почему тот или иной
ученик был отнесён в ту или иную группу,
во-вторых, каковы причины того, что он оказался в
этой группе. Охарактеризовать эмоциональную
атмосферу в классе.
Назвать тех учеников, которым преподаваемый
учителем предмет нравится
(не нравится), и пояснить почему.
3. Опираясь на имеющиеся знания о педагогическом
взаимодействии, попробовать описать его
характер на данном уроке.
Пояснения:
Предложенные примерные вопросы разбиты на три
группы.
В первой группе собраны вопросы, относящиеся к
профессиональной оснащённости педагога, во
второй – характеризующие взаимоотношения в
классе. Третье задание – обобщающее. Ученику
предлагается описать характер педагогического
взаимодействия на основе тех знаний по
педагогике и психологии, которые он имеет.
Часы, выделенные на занятие этого вида, могут
быть использованы несколькими способами.
Например, посещение уроков может быть
организовано после прохождения какой-либо темы и
полученный материал может быть использован на
последующих занятиях. Полученный материал
станет основой для проведения итогового диспута.
Тема 6. Семинар-диспут «Чего мне не хватает сегодня, чтобы стать учителем?» (2 часа)
Тема 7. Организация и проведение аттестации обучающихся (2 часа)
Целями итоговой аттестации являются:
- Проверка уровня развития дидактических, коммуникативных и других специальных педагогических способностей у подростков.
- Стимулировать обучающихся к овладению азами педагогического труда.
- Способствовать формированию у обучающихся устойчивого интереса к учительской профессии.
- Проверить уровень освоения учеником представленным им учебным материалом.
Аттестация проводится в форме творческого
зачёта. Организация проведения зачёта должна
стать процедурой, в которой заинтересован сам
обучающийся. Это имеет принципиальное значение,
т.к. именно во время успешного выступления у
подростка происходит изменение «линии жизни»,
складывается желание стать учителем.
Исходя из сформулированных выше целей, зачёт
должен состоять из трёх элементов.
Первый – творческое задание, представляющее
собой самостоятельно подготовленное
обучающимся мероприятие (классный час или
праздник в начальной школе по выбранной теме).
Или монологическое выступление по выбранной им
теме. (Темы даны в приложении)
Вторым элементом зачёта является ответ на
теоретический вопрос, дающий возможность
проверить степень усвоения основных
теоретических положений.
Завершается зачёт проверкой умений ученика
анализировать педагогические ситуации.
Чрезвычайно важное значение имеет оценка,
которая может быть выставлена ученику.
Традиционная пятибалльная шкала оценок
неприемлема. Учитывая цели проведения
аттестации, целесообразно выставлять «зачёт –
незачёт». При этом следует учитывать, что
выставление оценки «незачёт» означает
установление профессиональной непригодности
или является реакцией на отношение ученика к
изучаемому предмету, т.е. оценка «незачёт» может
быть выставлена ученику в исключительных
случаях. Истинная же оценка результатов учения
происходит во время индивидуальных бесед
учителя с каждым подростком.
Для достижения целей зачёта на него можно
пригласить родителей, других обучающихся,
учителей школы.
Список литературы:
- Гаврюшин Н.К. «Сокровища у порога: Эстетическое воспитание в краеведческой работе» / книга для учителя. – М.: Просвещение, 1982.
- Мудрик А.В. «Учитель: мастерство и вдохновение» / Книга для старшеклассников. – М.: Просвещение, 1986.
- Канн-Калик В.А. «Учителю о педагогическом общении» / Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
- Шабаева М.Ф. «История педагогики» / Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1981.
- Каспаржак А.Г. «Проблема выбора: элективные курсы в школе». – М.: Новая школа, 2004.
- Шмидт В.Р. «Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. 8 – 11 класс». – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Балакирева Э.В. «Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль» / Учебно-методическое пособие для учителей. – С-П.: КАРО, 2005.
- Иркутский городской центр занятости населения «Всё о профессиях» / Сборник профессиографического материала. / Выпуск 1. – Иркутск, 2003.
- Научно-практический журнал «Завуч» № 5, 2000.
- Журнал «Учитель»: 2002 № 6; 2003 № 4, 2002005 № 1, 3; 2006 № 1.
- Болдина Е., Ащеулова К. «Педагогические ситуации». – М.: Школьная пресса, 2000.