Цикл из 4-х встреч, периодичность — 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 2 часа, группа педагогов 10-15 человек
Общие цели и задачи занятий:
- установление доверительных отношений;
- создание чувства уверенности и позитивного настроя;
- снижение эмоциональной напряженности и раскрытие творческого потенциала педагогов;
- развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях;
- создание представления о психотренинге как о возможности внутренней гармонизации личности.
Встреча 1. «Первая встреча»
Цель: установление доверительных отношений; создание чувства уверенности и позитивного настроя; снижение эмоциональной напряженности и раскрытие творческого потенциала педагогов.
Материалы: мяч, клубок цветной шерсти, музыка, цветные карандаши.
1. Приветствие
«Добрый день! Я рада, что вы все приняли
мое приглашение и пришли на нашу первую встречу,
тренинг, занятие: можно называть как вам удобнее.
Могу сказать, что большинство из вас совершенно
верно отметили, что тренинг — область
практической психологии, в которой используются
активные методы групповой психологической
работы с целью развития компетентности в общении
(способности адекватного и полного познания
себя, других людей и межличностных отношений).
У меня к вам вопрос-просьба — пожалуйста,
выскажите вслух, что вы ждете от наших занятий, от
наших встреч: (пустить мяч по кругу, фраза «Я жду
от наших занятий ...», вариант «Я бы хотела на
наших занятиях ...» или свободная форма. Каждого
поблагодарить за высказывание: «Спасибо!»).
Когда все выскажутся, ведущий подводит итог и
формулирует общую цель и задачи занятия (что и
для чего мы будем делать).
«Я бы хотела поближе с вами познакомиться, может
быть, помочь обрести состояние душевного
комфорта, внутренней гармонии, открыть новые
грани собственной личности. Те игры и упражнения,
которые мы будем с вами делать, вы можете
использовать в своей работе с детьми и
родителями.»
2. Правила работы группы
«Каждая тренинговая группа на время своего существования — а мне бы хотелось, чтобы мы в этом составе встречались регулярно — каждая группа принимает свои определенные законы, правила работы в группе. Я вам сейчас предложу некоторые, часто встречающиеся правила, а вы решите, какие из них будут действовать в нашей группе».
1. Правило круга — совместное восприятие,
общий эмоциональный опыт создают
психологическое пространство безопасности,
доверия, уверенности и эмоционального комфорта.
2. Правило конфиденциальности — все, что
происходит во время занятий, не выносится за
пределы группы. Это наша тайна.
3. Правило «здесь и теперь» — говорите о том,
что волнует сейчас, обсуждать то, что происходит
здесь.
4. Правило «Стоп!» — нельзя принуждать
человека говорить то, чего он не желает. В этой
ситуации каждый может воспользоваться правилом
«Стоп!».
5. Правило доверительного стиля —
искренность и доброжелательность в общении.
Обращение на «Ты» и по имени — это поможет
психологически уравновесить всех членов группы
и ведущего.
Для обращения к себе можно взять реально
существующее имя, а можно выдумать другое имя или
прозвище.
Пожалуйста, выскажите по кругу свое мнение:
— какие правила для нас будут законом?
— как мы будем друг к другу обращаться?
«Спасибо!» (Подвести итог).
То, что мы с вами сейчас делаем — это
обязательный ритуал начала любого цикла
тренинговых занятий: сформулировать цели и
задачи, выработать правила группы, решить
вопросы обращения друг к другу.
А теперь давайте поиграем.
3. Игра «Паутина» (на сплочение группы)
«Сейчас у каждого есть возможность
представиться и что-нибудь рассказать о себе, о
своей любимой вещи, о том, что лучше всего
получается, чем любит заниматься в свободное
время и т. д. Два-три предложения».
Ведущий начинает и зажав конец нити, кидает
клубок сидящему напротив. «Если кто-то ничего не
хочет говорить возьмите нить и перебросьте
клубок следующему.»
— Что у нас получилось? Символом чего может она
быть? (тесная связь, сплоченность, связующая
ниточка).
— А теперь распускаем паутину: возвращаем клубок
и пересказав рассказ о себе того человека, кому
возвращаем клубок.
Обсуждение: все ли высказались? как вы себя
сейчас чувствуйте? чувствуйте иначе, не так как в
начале? что было трудно? чьи рассказы
заинтересовали, вызвали любопытство.
«Спасибо!»
4. Упражнение «Возвращение в детство»
— А сейчас немного отдохнем. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Слушайте музыку. Мысленно вспомните свои детские годы. Постарайтесь вспомнить свое самое замечательное, радостное событие из детства. (3-5 минут, звучит музыка)... Не открывая глаза, скажите по три предложения, начинающиеся словами «Я люблю себя за ...». Я тихонько прикоснусь к вам, а вы говорите. «Спасибо!» Можно открыть глаза. Обсуждение: что вы чувствовали? что было трудно? что вы сейчас чувствуйте?
5. Игра «Пересадка»
Немножко подвигаемся. Молча, без слов
пересядьте: 1) по цвету глаз; 2) по росту; 3) по цвету
волос; 4) по месяцам рождения кто когда родился.
«Спасибо!»
А теперь для следующей игры выберите себе
партнера взглядом, молча, только глазами
договоритесь.
6. Упражнение «Да и нет» (установление контакта)
Разбились на пары. «Выберите себе место в
комнате и встаньте друг напротив друга. Решите,
кто в вашей паре хочет говорить «да», а кто «нет».
Один начинает игру и говорит «да». Второй
отвечает «нет». Каждый должен произносить только
то слово, которое он выбрал с самого начала. Но
можно менять громкость голоса, интонацию. С
помощью этих двух слов можно провести небольшой
спор, но при этом важно, чтобы никто никого не
обидел. Пожалуйста, начинайте!».
— Поменять слово.
— Повторить с другим партнером.
Заканчивайте и садитесь в круг.
Обсуждение: как вы себя чувствуете? как вам
удобнее спорить? Говорить «Да» или «Нет». вы
говорили громко или нет?
7. Упражнение «Оценка своего физического «Я» и определение дистанции общения»
Работа в парах. Сначала показать на одном желающем.
Инструкция: «Я буду к тебе медленно приближаться. А ты чувствуй, когда для тебя будет достаточно близко и скажи «Стоп!» Попробовать с разными партнерами.
Обсуждение в кругу:
Приемлемая дистанция межличностного общения — на расстоянии вытянутой руки. Вы должно быть знаете, что есть несколько зон общения: интимная (0-15см.), персональная, личная 15-45 см.), социальная (45-1м 20 см.), публичная (1м 20 см. - 3м. 60 см.). Какую зону общения мы сейчас исследовали; Чем выше психологический комфорт, чем ближе эмоционально нам человек, тем меньше дистанция физическая при общении. А у детей есть такие зоны? Спасибо! А теперь давайте попутешествуем.
8. «Воображаемое путешествие»
«Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза.
Слушайте музыку. Пусть ваше воображение
беспрепятственно путешествует. Если появится
какая-то картина, постарайтесь ее запомнить,
чтобы описать». (5 минут звучит музыка).
«Я прикоснусь к вам, а вы расскажите, что вы
видите, опишите, где путешествует ваше
воображение». «Спасибо!». Обсуждение: как
вы себя чувствуете? что чувствовали во время
упражнения? что было трудно? «Спасибо!».
Вот и подошла к концу наша первая встреча.
Пожалуйста, выскажите свое мнение о занятии в
такой форме. Закончите два предложения. (Передать
мяч)
1. «На тренинге мне понравилось ... и не
понравилось ...»
2. «Сегодня на встрече я чувствовал себя ...»
«Спасибо!»
Пожалуйста, закрасьте квадратик любым
понравившимся вам цветом. До свидания!
Встреча 2. «Самопрезентация»
Цели: установление доверительных отношений между участниками встречи; снижение эмоциональной напряженности; изучение самооценки методом определения коэффициента ранговой корреляции; развитие самосознания через акцентирование уникальности и значимости каждого участника занятия.
Материалы: мяч, 2 газеты (большие), бланки-качества, музыка.
1. Приветствие. «Давайте познакомимся»
«Для этого нужно встретиться взглядом с каждым участником сегодняшней встречи и передать ему взглядом доброе пожелание».
2. Повторить правила. Имена
«Кто напомнит, что было на предыдущей встрече, кому что запомнилось?» (Высказывания по кругу или по желанию). Кто помнит правила, которые действуют во время нашей встречи? (Если об этом не сказали).
3. Разминка — игра с мячом «Все слова на одну букву».
4. Упражнение «Самопрезентация»
«Сейчас я прошу всех участников встречи по
очереди рассказать о себе. Важно говорить не
столько о биографии, сколько о своих личных
качествах. Акцент необходимо делать на
положительных качествах.
Все члены группы и ведущий могут задавать
вопросы типа: «Твое главное достоинство?», «Есть
ли у тебя слабости? Можешь ли ты их назвать?»
Спасибо всем. Давайте обсудим: все высказались?
что-то было трудно? какое представление
больше запомнилось? (все по кругу высказывают
свои впечатления об упражнении).
5. Тест «Самооценка»
Участникам встречи раздаются списки качеств
для теста. Список качеств собирается совместно с
группой: каждый называет по одному качеству.
Задача каждого — проранжировать каждое качество
по степени важности и определить, в какой мере
ему присущи данные качества. Таким образом, у
каждого участника тренинга получается по два
ранга у качеств.
6. Упражнение «Газета» (эмоциональная разгрузка)
«Эмоции — это валюта человеческого общения». Всех прошу встать и закрыть глаза. Поиграем и подвигаемся — изобразим броуновское движение. Вы — это атомы воды. Вода нагревается, атомы двигаются. Температура растет, атомы двигаются все быстрее и быстрее, вода закипает, поднимаются пузырьки, температура 1000С, вода булькает. Хаотичное движение. Выключили воду — образовались две молекулы = разделение круга на две (равные) группы. Задание группам — поместиться на газетном листе (газета большая).
Обсудить: расскажите о своих ощущениях.
7. Закончить обработку теста «Самооценка»
Обсудить, нужна ли интерпретация, нужно ли оглашать свои результаты в круг.
Подсчет корреляции самооценки: разница возводится в квадрат и умножается на коэффициент 0,00075. полученное число вычитается из 1. Результат оценивается следующим образом:
0,1 – 0,3 низкая степень корреляции самооценки с идеальным образом;
0,4 – 0,6 – адекватная;
0,7 – 0,9 – высокая степень корреляции самооценки с идеальным образом.
8. Упражнение «Я уникальный»
(Используем методику направленного воображения для того, чтобы подчеркнуть уникальность и значимость каждого.)
«Какие самые-самые приятные слова вы слышали о
себе самом за всю свою жизнь? Говорил ли
кто-нибудь вам, что вы уникальный человек и
неповторимая личность? Правильно ли будет
сказать кому-либо: «Ты уникальный человек!»? Как
можно доказать уникальность каждого человека?
Я хочу пригласить вас в путешествие в страну
фантазий, во время которого вы услышите много
прекрасных и приятных слов в свой адрес. Сядьте
удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких
вдоха и выдоха и расслабьтесь. Слушайте меня, я
буду обращаться к каждому из вас. «Ты знаешь о
том, что в самой-самой глубине каждого из нас
скрывается неповторимая и чудесная звезда? Эта
звезда отличает нас от всех остальных людей. Ведь
у каждого из нас звезда своя собственная.
Некоторые звезды отличаются друг от друга по
цвету, некоторые — по величине. Но каждый из нас
несет в своей душе эту звезду, которая и делает
его уникальным и неповторимым человеком. Давай
разыщем твою собственную звезду.
Может быть, эта особенная звезда находится в
твоей голове, возможно, она скрывается в твоем
сердце или где-то еще. Как только ты обнаружишь
свою чудесную звезду, тихонько подними руку
(подождать, пока все дадут сигнал, что нашли свою
чудесную звезду).
Прекрасно! Ты нашел свою звезду. Посмотри на нее
повнимательнее. Какого она цвета? Какого размера?
А теперь представь себе, какое счастливое и
довольное лицо у твоей звезды. Ты видишь широкую
улыбку на всем ее лице? А может быть, ты видишь
тихую маленькую улыбку? Когда ты разглядываешь
улыбку на лице твоей звезды, снова тихонько
подними руку. (Подождать)
Твоя звезда смеется или улыбается, потому что она
знает одну большую и важную тайну. (говорим тихо и
проникновенно). Осторожно-осторожно возьми свою
звезду на руки, поднеси ее к уху и внимательно
послушай, что она хочет сказать тебе. Пусть
она расскажет тебе, благодаря чему ты такой
уникальный и неповторимый человек. После того,
как ты внимательно выслушаешь все, что скажет
тебе твоя звезда, снова тихонько подними руку.
(Подождать)
Теперь ты знаешь, почему ты такой уникальный и
неповторимый человек. Теперь аккуратно погрузи
свою звезду глубоко-глубоко на дно твоей души,
туда, где ты разыскал ее. Теперь она всегда будет
напоминать тебе о твоей неповторимости.
Тихо-тихо скажи-прошепчи самому себе «Я
уникальный и неповторимый человек!».
А теперь ты можешь потянуться, поочередно
напрягая и расслабляя все мышцы своего тела.
Попрощайтесь со своей звездой и постепенно
откройте глаза. Посмотрите на всех окружающих
вас и возвращайтесь в круг.»
Обговорить: где вы нашли свою особую звезду?
есть ли у звезды имя? вам нравится ваша
звезда? что вам сказала ваша звезда? теперь
вы верите в свою уникальность и особенность?
как вы себя сейчас чувствуете? хотите ли вы
время от времени слышать от других людей о том,
что вы уникальный, особенный человек? «Спасибо!»
9. Пожалуйста, выскажите свое мнение о сегодняшней встрече, что понравилось, что не понравилось.
10. Давайте поблагодарим друг друга «Спасибо тебе ...» (по кругу).
Пожалуйста, закрасьте квадратик любым понравившимся вам цветом. До свидания!
Встреча 3. «Семейные концепции»
Цель: развитие самосознания, осознание влияния положения ребенка в семье на формирование его личности через саморефлексию, создание чувства уверенности и позитивного настроя.
Материалы: карточки-визитки с именем, краски, мелки, фломастеры, карандаши, бумага, функциональная музыка.
1. Приветствие
«Добрый день! Я рада видеть Вас на нашем очередном занятии. Сегодня мы с Вами собрались одной большой группой, чтобы поговорить о семейных концепциях, их особенностях и различиях, понять, как это влияет на формирование личности. Но прежде, пожалуйста, выскажите, с чем Вы сегодня пришли на нашу встречу. Сконцентрируйте свое внимание на своем внутреннем состоянии и постарайтесь его вербализовать. Выскажите в круг, что Вы сейчас чувствуете». (Высказывания участников по кругу). «Спасибо!»
2. Разминка
«Для разминки я предлагаю Вам следующее упражнение. Каждому из Вас нужно придумать, вспомнить, подобрать прилагательное на каждую букву своего имени, которое бы как-то Вас характеризовало. Расскажите о себе, своих личностных качествах». «Спасибо!»
3. Деление на группы
«В понимании личности ребенка важную роль играет его положение в семье. Можно обнаружить общие тенденции, связанные с положением человека в семейном созвездии. Я предлагаю Вам подключить свой внутренний опыт для осознания, понимания этих общих тенденций. Мы сейчас разделимся на группы по следующему признаку: какое положение в родительской семье каждый из нас занимает?»
- Первый ребенок – старшая сестра.
- Второй ребенок – младшая сестра.
- Младший ребенок в многодетной семье.
- Единственный ребенок.
4. Работа в группах (цель: обобщить опыт каждого и выявить общую тенденцию).
«Обсудите, пожалуйста, положительный опыт и отрицательный опыт данного положения в семье, а также как это повлияло на ваши отношения с другими людьми одного с вами пола, противоположного пола. Легко ли Вам идти по жизни или Вы постоянно сталкиваетесь с трудностями разного рода?»
«Обобщите опыт своего обсуждения и подготовьте сообщение для всех участников встречи».
5. Обсуждение в кругу результатов работы в группах. Общими усилиями сформулировать тенденции, связанные с положением человека в семье на основе (!) высказываний участников. «Спасибо!»
6. Эмоциональная разгрузка
Каждый выбирает материал (мелки, краски, карандаши) и на листе бумаги под музыку выполняет свободный рисунок.
7. Заключительный этап
Демонстрация рисунков. Высказывания по
кругу впечатлений о встрече, теме и форме
проведения.
«Что сейчас чувствуют участники тренинга?»
На прощание закрасить квадратик. «Спасибо!».
Встреча 4. «Познание другого через познание себя»
Цель: самопознание и самопринятие, раскрытие своих внутренних возможностей, развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях.
Материалы: ручки, бумага, фишки, музыка, газеты.
1. Приветствие
«Здравствуйте! Рада всех видеть вновь.
Давайте поприветствуем друг друга».
(Слова приветствия друг другу по кругу).
2. Выяснение внутреннего настроя группы
«Что Вы сейчас чувствуете, с чем пришли, каким настроением на нашу встречу?» (участники высказываются)
3. Упражнение на расслабление
«Закрыть глаза, глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть. Проделайте это 3-4 раза. Сосредоточьтесь только на своих ощущениях. Расслабьте мышцы лица, шеи, рук, ног. Представьте, что ваши ступни растеклись по полу… В кончиках пальцев рук ощутите тепло, почувствуйте пульсацию. Переберите медленно свои ощущения в обратном порядке: от кончиков пальцев до мышц лица, чувствуя расслабление. Глубоко вдохните и медленно выдохните. Откройте глаза. Возьмите за руку своего соседа справа и скажите ему что-нибудь приятное».
4. Тест «Кто Я?»
«В течение 15 минут напишите не менее 20 ответов на вопрос «Кто Я?»
5. Разгрузочное упражнение «Газета» (см. встречу 2)
(Используем две половины большого разворота газеты)
6. Интерпретация теста (по книге Прихожан А. «Справочник для неудачника, или как обрести уверенность в себе». Стр.13-20)
7. Упражнения в парах
«Скульптор и глина» — мягкая глина
податлива и скульптор смело воплощает свой
замысел.
«Зеркало» — быть человеку зеркалом, определить
его внутреннее состояние.
8. Обсуждение: что было легко? что было трудным? что понравилось?
(Высказывания участников встречи по кругу)
9. Упражнение «Инсценировка»
Без слов, с помощью жестов и мимики
изобразить фразу так, чтобы ее поняли другие.
Возможные варианты предлагаемых фраз: «У меня
сегодня новая прическа (туфли, платье, сумка)»,
«Вечером мы пойдем в театр (кино, клуб)», «В музее
представлена отличная выставка»
10. «Похвальное слово самому себе»
«В течение 5 минут с закрытыми глазами вспоминайте свою жизнь. Начинайте с самых ранних воспоминаний. Вспомните каждое свое достижение, каждую заслугу, каждое совершенное дело, которым вы можете гордиться, даже самое маленькое. Откажитесь от любых скромных замечаний, снижающих ваше достоинство. Обратите внимание на те события, которые без вашего участия приняли бы совсем бы другой оборот. Не забудьте поступки, которые кому-то могли показаться легкими, но для вас они были трудными. Говорить о своих воспоминаниях можно с закрытыми глазами». По желанию, участники встречи озвучивают похвальное слово самому себе.
– Спасибо! Закрасьте, пожалуйста, квадратик. До встречи!