Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации.
Информатизация образования – это внедрение компьютерных технологий и мультимедиа средств в систему образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения. Это уже продиктовано самой жизнью. В настоящее время существует два направления компьютеризации обучения.
Первое направление предполагает усвоение знаний, умений, навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер, другими словами овладение компьютерной грамотностью, которую называют « второй грамотностью».
Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни – неотъемлемая часть
« интеллектуального багажа» современного человека. При этом сокращается разрыв между требованиями общества и реальными знаниями и умениями, которые даёт школа подрастающему поколению.
Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, при этом компьютер и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.
Внедрение информационно – коммуникативных технологий в образовательный процесс призвано:
- повысить эффективность проведения уроков
- освободить учителя от рутинной работы по накоплению наглядного материала к уроку
- усилить привлекательность подачи материала
- осуществить дифференциацию видов заданий
- разнообразить формы обратной связи.
Мультимедиа даёт возможность преподавателю демонстрировать на экране самые различные изображения: статичные и динамичные, плоские и объёмные. С помощью мультимедиа возможны переход от одних объектов к другим, увеличение фрагментов. Можно компоновать на одном экране несколько сюжетов для сопоставления. С использованием мультимедийной аппаратуры отпала необходимость тратить время на развешивание, сворачивание и закрепление наглядных пособий.
Компьютер необходимо использовать в тех случаях, когда он является дополнением к основному материалу, придерживаться принципа возрастающей сложности.
Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении урока следует помнить, что выделяют несколько видов компьютерных программ:
Учебные - ориентированные на усвоение новых знаний
Наглядные - демонстрация учебного материала
Справочно – информационные - ресурсы Интернет
Тренажёры - закрепление умений и навыков; самоподготовка
Контролирующие - контроль определённого уровня знаний
Мультимедиа-учебники - комплексные программы, сочетающие все виды программ
На уроке освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. На уроке закрепления целесообразно использовать программы – контролёры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы.
На контрольном уроке, используется персональный компьютер, где учитель может тщательно проверить усвоение программного материала учащимися. Самой удобной формой учебных программ является комбинированная программа.
Мультимедиа - учебник– это средство обучения нового поколения, сочетающее в себе элементы разных видов компьютерных программ и целый ряд функций:
Информационная функция. Учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, анимации, слайдов, текстов. Способствует высокой мотивации учебной деятельности школьников
Кроме базового учебного материала предусматриваются возможности для углублённого изучения предмета по нескольким направлениям: справочный раздел, практические работы, межпредметные связи. Организация самостоятельной учебной деятельности школьников. Учащиеся могут проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, итоговые) и тестовые задания. Мультимедиа – технологии позволяют не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создают возможность нелинейного перемещения между различными частями курса. Благодаря этому школьники могут изучать материал в необходимой для них последовательности, устанавливать индивидуальный темп усвоения материала.
Контролирующая функция: В разделах «тесты», «практика» помещены задания для проверки знаний учащихся в разной форме и разного уровня сложности с нормами оценок.
Компьютерное тестирование является перспективной формой организации учебного.
процесса. Компьютерное тестирование - использование автоматизированного обучения и контроля на основе достижений новой педагогики, педагогических измерений, психологии, информатики, кибернетики и компьютерной техники постепенно становится нормой. Все упомянутое, взятое в разумном соотношении, и образует основу того, что сейчас называют тестовой технологией. (Презентация 1)
Этапы подготовки компьютерного урока
- Постановка задач, активизирующих учебную деятельность
- Определение методов решения задач (картина, графика, эксперимент)
- Составление сценария работы с компьютером
- Составление и анализ последовательности действий со строго определёнными правилами выполнения
- Испытание программ
- Внедрение программ
- Оптимальное сочетание обучающих программ с традиционными средствами обучения!
Учитель должен учитывать уровень технических навыков учащихся, планируя темп урока и количество выносимого на занятия материала.
Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения?
- Повышает интерес и усиливает мотивацию обучения
- Создаёт возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной, свежей информации
- расширяет возможности предоставления учебной информации
- применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно - ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы.
Пример № 1
УРОК ГЕОГРАФИИ 7 КЛАСС
Тема: «Африканское информационное сафари – путешествие по природным зонам»
Цель: Познакомить с особенностями органического мира природных зон материка Африки. Расширить познавательный интерес и кругозор учащихся. Воспитание информационной грамотности.
Форма урока: познавательная игра – путешествие с использованием компьютерных технологий (Презентация 2)
Оборудование: Компьютер, слайды, информационные листы, дополнительная литература, фрукты (бананы, финики, зёрна кофе)
ХОД УРОКА:
1. Повторение.
Вопросы на повторение по пройденному материалу. Учащимся задаётся шесть вопросов, после которых они получают билет в Африканское сафари.
2. Новый материал.
Учащие заполняют по ходу урока информационные карточки и распределяются на три группы по количеству природных зон
1. Работа с картой «Природные зоны Африки». Вопросы к учащимся:
- Что такое природная зона?
- От каких причин зависит образование природных зон?
- Какие природные зоны располагаются на материке?
- Каковы особенности их расположения?
2. Влажные экваториальные леса
- Рассказ учителя об особенностях природной зоны.
- Отгадай животных и растений. Работа с учебником: найти и выписать названия растений и животных этой зоны. Каковы особенности экваториальных лесов? Из дополнительной литературы зачитать особенности растений и животных
- Игра – ассоциация. Угадать необходимо на ощупь фрукт, который является представителем данной зоны. (Кофе)
3. Саванны. Рассказ – беседа об особенностях этой природной зоны.
- Кроссворд « Растительный и животный мир саванны». Учащимся показывают изображение или даётся описание растений и животных, они должны угадать и заполнить кроссворд на доске.
- Игра - ассоциация (Банан)
4. Пустыни. Рассказ учителя. Чтение текста учебника об особенностях природной зоны.
- -Игра - ассоциация (Финики)
3. Подведение итогов.
Ученикам предлагается распределить карточки с названиями животных и растений по природным зонам. (Выполняют все на доске)
4. Домашнее задание.
Написать рассказ « Один день в экваториальном лесу»; « Один день в саванне».
Пример № 2
Урок с использованием тестовых заданий электронных изданий.
Тема: «Географическое положение материка Африка» 7 класс
Электронное издание – Образовательная коллекция. География. Наш дом – Земля.
Адрес: Центральное меню – «Материк» - «Африка» - урок «Географическое положение»
Урок проходит в кабинете информатики при наличии мультимедийного проектора. Каждый ученик работает на персональном компьютере
Оборудование: Настенная карта полушарий, атласы, контурные карты
Цели и задачи урока:
- Познакомить с особенностями географического положения материка Африка
- Развитие навыков работы с географическими картами, умение использовать электронные практические тестовые задания
- Привитие интереса к электронным обучающим изданиям
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент (объяснение особенностей работы на уроке)
Оценивание на уроке за правильное выполнение оценка «+». За работу на контурной карте оценка.
2. Ведение в тему
- Вопрос: - Какой материк занимает по величине территории второе место?
- Вопрос: - Что вы знаете о материке?
- Задание: Напишите пять слов, характеризующих материк (словарная работа)
- Просмотр видео материала « Африка», после просмотра, предлагается добавить новые слова к своему списку.
3. Знакомство с новой темой урока
- Площадь материка (учебник стр. 4 диаграмма «Площади материков»)
- Особенности расположения относительно экватора, нулевого меридиана (видео слайд с диктором + беседа учителя)
- Самостоятельное определение координат крайних точек
- Самопроверка правильности выполнения на слайде
Физическая минутка
Береговая линия. Практическая работа: Показать на контурной карте моря, океаны, заливы, проливы, острова, полуострова (самопроверка по слайду)
4. Повторение. Выполнение практического тренажёра № 1-3
5. Итоговые тестовые задания
1 вариант. Учитель выбирает тесты по данной теме « Географическое положение» и предлагает обучающимся ответить на них
2 вариант. Тестовые задания на бумажном носителе
6. Подведение итогов
Количество плюсов, которые получил каждый ученик на уроке, выполняя задания. Оценивание практической работы на контурной карте.