Компьютерные технологии: возможности их использования

Разделы: География


Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации.

Информатизация образования – это внедрение компьютерных технологий и мультимедиа средств в систему образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения. Это уже продиктовано самой жизнью. В настоящее время существует два направления компьютеризации обучения.

Первое направление предполагает усвоение знаний, умений, навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер, другими словами овладение компьютерной грамотностью, которую называют « второй грамотностью».

Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни – неотъемлемая часть

« интеллектуального багажа» современного человека. При этом сокращается разрыв между требованиями общества и реальными знаниями и умениями, которые даёт школа подрастающему поколению.

Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, при этом компьютер и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.

Внедрение информационно – коммуникативных технологий в образовательный процесс призвано:

  • повысить эффективность проведения уроков
  • освободить учителя от рутинной работы по накоплению наглядного материала к уроку
  • усилить привлекательность подачи материала
  • осуществить дифференциацию видов заданий
  • разнообразить формы обратной связи.

Мультимедиа даёт возможность преподавателю демонстрировать на экране самые различные изображения: статичные и динамичные, плоские и объёмные. С помощью мультимедиа возможны переход от одних объектов к другим, увеличение фрагментов. Можно компоновать на одном экране несколько сюжетов для сопоставления. С использованием мультимедийной аппаратуры отпала необходимость тратить время на развешивание, сворачивание и закрепление наглядных пособий.

Компьютер необходимо использовать в тех случаях, когда он является дополнением к основному материалу, придерживаться принципа возрастающей сложности.

Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении урока следует помнить, что выделяют несколько видов компьютерных программ:

Учебные - ориентированные на усвоение новых знаний
Наглядные - демонстрация учебного материала
Справочно – информационные - ресурсы Интернет
Тренажёры - закрепление умений и навыков; самоподготовка
Контролирующие - контроль определённого уровня знаний
Мультимедиа-учебники - комплексные программы, сочетающие все виды программ

На уроке освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. На уроке закрепления целесообразно использовать программы – контролёры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы.

На контрольном уроке, используется персональный компьютер, где учитель может тщательно проверить усвоение программного материала учащимися. Самой удобной формой учебных программ является комбинированная программа.

Мультимедиа - учебникэто средство обучения нового поколения, сочетающее в себе элементы разных видов компьютерных программ и целый ряд функций:

Информационная функция. Учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, анимации, слайдов, текстов. Способствует высокой мотивации учебной деятельности школьников

Кроме базового учебного материала предусматриваются возможности для углублённого изучения предмета по нескольким направлениям: справочный раздел, практические работы, межпредметные связи. Организация самостоятельной учебной деятельности школьников. Учащиеся могут проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, итоговые) и тестовые задания. Мультимедиа – технологии позволяют не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создают возможность нелинейного перемещения между различными частями курса. Благодаря этому школьники могут изучать материал в необходимой для них последовательности, устанавливать индивидуальный темп усвоения материала.

Контролирующая функция: В разделах «тесты», «практика» помещены задания для проверки знаний учащихся в разной форме и разного уровня сложности с нормами оценок.

Компьютерное тестирование является перспективной формой организации учебного.

процесса. Компьютерное тестирование - использование автоматизированного обучения и контроля на основе достижений новой педагогики, педагогических измерений, психологии, информатики, кибернетики и компьютерной техники постепенно становится нормой. Все упомянутое, взятое в разумном соотношении, и образует основу того, что сейчас называют тестовой технологией. (Презентация 1)

Этапы подготовки компьютерного урока

  1. Постановка задач, активизирующих учебную деятельность
  2. Определение методов решения задач (картина, графика, эксперимент)
  3. Составление сценария работы с компьютером
  4. Составление и анализ последовательности действий со строго определёнными правилами выполнения
  5. Испытание программ
  6. Внедрение программ
  7. Оптимальное сочетание обучающих программ с традиционными средствами обучения!

Учитель должен учитывать уровень технических навыков учащихся, планируя темп урока и количество выносимого на занятия материала.

Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения?

  • Повышает интерес и усиливает мотивацию обучения
  • Создаёт возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной, свежей информации
  • расширяет возможности предоставления учебной информации
  • применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно - ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы.

Пример № 1
УРОК ГЕОГРАФИИ 7 КЛАСС

Тема: «Африканское информационное сафари – путешествие по природным зонам»

Цель: Познакомить с особенностями органического мира природных зон материка Африки. Расширить познавательный интерес и кругозор учащихся. Воспитание информационной грамотности.

Форма урока: познавательная игра – путешествие с использованием компьютерных технологий (Презентация 2)

Оборудование: Компьютер, слайды, информационные листы, дополнительная литература, фрукты (бананы, финики, зёрна кофе)

ХОД УРОКА:

1. Повторение.

Вопросы на повторение по пройденному материалу. Учащимся задаётся шесть вопросов, после которых они получают билет в Африканское сафари.

2. Новый материал.

Учащие заполняют по ходу урока информационные карточки и распределяются на три группы по количеству природных зон

1. Работа с картой «Природные зоны Африки». Вопросы к учащимся:

  • Что такое природная зона?
  • От каких причин зависит образование природных зон?
  • Какие природные зоны располагаются на материке?
  • Каковы особенности их расположения?

2. Влажные экваториальные леса

  • Рассказ учителя об особенностях природной зоны.
  • Отгадай животных и растений. Работа с учебником: найти и выписать названия растений и животных этой зоны. Каковы особенности экваториальных лесов? Из дополнительной литературы зачитать особенности растений и животных
  • Игра – ассоциация. Угадать необходимо на ощупь фрукт, который является представителем данной зоны. (Кофе)

3. Саванны. Рассказ – беседа об особенностях этой природной зоны.

  • Кроссворд « Растительный и животный мир саванны». Учащимся показывают изображение или даётся описание растений и животных, они должны угадать и заполнить кроссворд на доске.
  • Игра - ассоциация (Банан)

4. Пустыни. Рассказ учителя. Чтение текста учебника об особенностях природной зоны.

  • -Игра - ассоциация (Финики)

3. Подведение итогов.

Ученикам предлагается распределить карточки с названиями животных и растений по природным зонам. (Выполняют все на доске)

4. Домашнее задание.

Написать рассказ « Один день в экваториальном лесу»; « Один день в саванне».

Пример № 2
Урок с использованием тестовых заданий электронных изданий.

Тема: «Географическое положение материка Африка» 7 класс

Электронное издание – Образовательная коллекция. География. Наш дом – Земля.

Адрес: Центральное меню – «Материк» - «Африка» - урок «Географическое положение»

Урок проходит в кабинете информатики при наличии мультимедийного проектора. Каждый ученик работает на персональном компьютере

Оборудование: Настенная карта полушарий, атласы, контурные карты

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить с особенностями географического положения материка Африка
  2. Развитие навыков работы с географическими картами, умение использовать электронные практические тестовые задания
  3. Привитие интереса к электронным обучающим изданиям

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент (объяснение особенностей работы на уроке)

Оценивание на уроке за правильное выполнение оценка «+». За работу на контурной карте оценка.

2. Ведение в тему

  • Вопрос: - Какой материк занимает по величине территории второе место?
  • Вопрос: - Что вы знаете о материке?
  • Задание: Напишите пять слов, характеризующих материк (словарная работа)
  • Просмотр видео материала « Африка», после просмотра, предлагается добавить новые слова к своему списку.

3. Знакомство с новой темой урока

  • Площадь материка (учебник стр. 4 диаграмма «Площади материков»)
  • Особенности расположения относительно экватора, нулевого меридиана (видео слайд с диктором + беседа учителя)
  • Самостоятельное определение координат крайних точек
  • Самопроверка правильности выполнения на слайде

Физическая минутка

Береговая линия. Практическая работа: Показать на контурной карте моря, океаны, заливы, проливы, острова, полуострова (самопроверка по слайду)

4. Повторение. Выполнение практического тренажёра № 1-3

5. Итоговые тестовые задания

1 вариант. Учитель выбирает тесты по данной теме « Географическое положение» и предлагает обучающимся ответить на них
2 вариант. Тестовые задания на бумажном носителе

6. Подведение итогов

Количество плюсов, которые получил каждый ученик на уроке, выполняя задания. Оценивание практической работы на контурной карте.