Тип урока: формирование новых знаний
Форма урока: проблемный урок, урок с элементами исследования первоисточников, элементами мультимедиа.
Тема урока: Итоги войны за независимость. Образование США.
Цели урока:
- Изучить итоги войны за независимость.
- Исследовать такие важные документы в истории США, такие как «Декларация независимости США», «Билль о правах», Конституция 1787 года.
- Воспитывать уважение к праву, закону.
Новые термины: декларация, конфедерация, конституция, суверенитет, республика, федерация.
Оборудование: Компьютер, колонки, диапректор, карта «Война за независимость. Образование США», документы «Декларация независимости США», «Билль о правах», фрагмент х/фильм «Сокровища нации», учебник, тетрадь, папки с дополнительным материалом для каждой группы, портреты выдающихся личностей США, выставка книг, Презентации о президентах, подготовленные учениками.
Личности: Томас Джефферсон (1743-1826), Бенджамин Франклин (1706-1790)
Даты: 4 июля 1776 год - Декларации независимости в городе Филадельфия II Континентальным конгрессом; 4 июля 1776 года - День независимости США; 12 июня – День независимости России; 1783 год – мирный договор между США и Англией (Париж, Франция); 1787 год – Конституция США; 1993 год – Конституция России; 12 декабря - День Конституции России; 1791 год – Билль о правах.
План урока:
- Итоги войны за независимость
- Государственное устройство США.
Выставка книг: Арбатов Г. А и другие «Современные соединенные штаты Америки». М. ,1988; Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». М., 1977; Согрин В. В. «Основатели США»; Слезкин Л.Ю. «У истоков американской истории». М., 1997
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие.
II. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы продолжаем изучать историю образования США. На уроке изучим итоги войны за независимость. Исследуем самые важные документы в истории становления США: «Декларацию независимости», «Билль о правах». Познакомимся с Конституцией. Исходя из плана, тема нашего урока звучит так: «Итоги войны за независимость 1775-1783гг. Образование США» (Запись числа, темы урока в тетрадь). В конце урока ответьте на вопрос:
- Какие три документа появились в период становления США? Какие документы? В чем их значение? (записать вопросы на доске)
На уроке вы работаете по группам. В каждой группе есть ответственный, который руководит работой. Для урока вам понадобится учебник, тетрадь, папка с документами и заданиями, и ваше внимание.
III. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя.
К 1775 году на берегу Атлантического (показать по карте) океана сформировался новый народ – будущая американская нация. Они не желали больше жить по законам, навязанным им английским парламентом. Народ жаждал быть свободными и независимым. И поэтому колонисты взялись за оружие. Но чтобы все жители североамериканских колоний объединились и поднялись на борьбу за свою независимость, необходимо было создать и принять документ, в котором объяснялись причины, по которым колонисты стремились стать независимыми от Англии. И то, каким они хотели видеть свое новое государство. Такой документ был составлен. Одним из авторов этого документа был Томас Джефферсон.
2. Компьютерные презентации учащихся.
О нем расскажет на родном языке американцев ученик Ф.И.
Переводчиком выступит ученик Ф.И.
Прежде чем дать слово ребятам. Обратить внимание всех учащихся на доску
На доске открыть портреты выдающихся личностей в истории США –
Томас Джефферсон 1743-1826 гг
Бенджамин Франклин 1706-1790 гг
- Чьи портреты?Чем знамениты эти люди и почему они заслужили народную любовь в своей стране?
(спросить после презентаций)
(табличка закрыта) |
И так, слово предоставляется – Ф. И. ученика. Компьютерная презентация.
Примерный текст сообщения о Томасе Джефферсоне на английском языке:
T. Jefferson (1743-1826)
- Thomas Jefferson was born in Virginia in 1743.
- He is best-known as the third president of the United States (1801-1809).
- He is a author of the Declaration of Independent.
- Jefferson was not only a states man but an inventor and a self – taught architect.
- He introduced the simple classical design to America when he designed the Virginia state Capitol building.
- Deeply religious, Jefferson was for a time a minister to France.
- In his spare time, he was a farmer and an aristocrat.
- Jefferson made a great contribution to American political philosophy.
- He believed that all man are created equal, but that some are created more equal than others.
Компьютерная презентация. Примерный текст сообщения о Томасе Джефферсоне на русском языке:
13 апреля 1743 года в семье преуспевающего фермера Виргинии Питера Джефферсона родился первый ребенок – мальчик, названный в честь деда Томасом. Одной из главных черт характера маленького Томаса стала любознательность. Первый учитель у Томаса появился, когда мальчику было 5 лет. Он был очень способным учеником, и по совету учителя его отдают в частную школу. Мальчик учился очень прилежно и увлеченно. Кроме этого юный Томас считался отличным наездником, метким стрелком и очень любил читать книги. Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отец умер. До глубокой старости он не мог забыть о постигшем его потрясении. В лице отца он потерял своего главного руководителя и советчика, в котором он так нуждался. Как старшему сыну, Томасу предстояло унаследовать большую часть владений отца. И он оказался перед выбором – посвятить себя хозяйству или продолжать образование. Но предсмертная воля отца гласила, что он должен учиться. И Томас сделал выбор в пользу обучения. И он сделал все, чтобы его родные никогда не пожалели об этом. Он учился увлеченно, настойчиво, даже в свободные от лекций дни он строго соблюдал составленное им самим расписание. Занятиям отводилось пятнадцать часов в сутки! Его лучший друг Нейдж отмечал, “Томас так и стремился ускользнуть даже от лучших друзей к своим книгам”. Также важное место он уделял прогулкам, спортивным упражнениям. Чтобы предупредить простуду, он каждое утро опускал ноги в холодную воду. Данному правилу он следовал всю жизнь. Вот какая у человека была сильная воля! Никогда и никто не слышал от него жалоб на усталость. Своим детям он говорил: “Привычка к труду, - может быть выработана только в молодые годы!”. В 20 лет Томас Джефферсон поступил на работу в юридическую контору, и становиться прекрасным адвокатом. В 24 года - выиграл свое первое дело в суде. Свою политическую деятельность он начал в 27 лет – став депутатом законодательной палаты от Виргинии, а потом представлял свою колонию на II Континентальном Конгрессе, где ему поручили составить Декларацию независимости. За несколько дней она была написана и 4 июля 1776 года - принята. Во время войны он становиться губернатором Виргинии, собирает ополчение и разрабатывает операцию, которая приводит к полному разгрому английских войск на юге. Томаса Джефферсона и Бенджамина Франклина Конгресс отправляет во Францию, для заключения союзного договора. И Франция предоставляет военную помощь молодому государству. После войны за независимость, в 1789 г. Томас Джефферсон становиться министром иностранных дел. Находясь в этой должности, он отдает предпочтение торговой политике и политике невмешательства в дела европейских государств. Он говорил: “Мы должны извлечь выгоды из глупостей Старого Света. Европа должна воевать, а мы – укрепляться”. При его участии создавалась Конституция и Билль о правах. В 53 года Т. Джеффервсон балатируется на пост президента, но до победы ему не хватило 4 голоса и он становиться вице-президентом США. А в 58 лет он становиться 3 президентом США. На этот пост он выбирался дважды. Томас Джефферсон умер в возрасте 83 лет. Его вклад в дело борьбы за независимость и становление США очень велик. Томас Джефферсон зарекомендовал себя не только как выдающийся политический деятель, но и как дипломат, и, самое главное, как законотворец.
Другим автором этого документа был Бенджамин Франклин. О нем расскажут на родном языке американцев ученик Ф. И. , а переводчик – ученик Ф. И.
Презентация о Б. Франклине на английском языке Примерный текст сообщения на английском языке:
BenjaminFranklin (1706–1790)
- Benjamin Franklin was born is Boston, Massachusetts.
- Although his family was poor, he worked hard and became scientist.
- He believed that only in a democratic country like America could a poor boy have the possibility of becoming one of the most famous and powerful men in the world.
- His Autobiography is probably the best – known.
- Benjamin Franklin helped to write the Declaration of Independence and the U. S. Constitution.
- After the U. S. declared independence in 1776, Franklin lived in France.
- He was the U. S. Ambassador to France during the American Revolution.
- There he became the symbol of a new nation.
Примерный текст сообщения о Бенджамине Франклине на русском языке.
Родился в семье ремесленника. Сын небогатого ремесленника :свечника и мыловара из Бостона. Был 15 – ым ребенком в семье. Рано познал нужду. С 10 лет мальчик стал помогать отцу в работе – нарезал фитили и заливал воск в формы. Потом перешел учеником в типографию и оставался рабочим – печатником до тех пор пока не накопил средств и приобрел собственную типографию. Был вынужден переехать в Англию. По возвращении в Северную Америку открыл книжную лавку. Стал журналистом. Приобрел популярность как ученый благодаря опытам над электричеством. Считается изобретателем громоотвода. В 1789 году избран членом Петербургского университета. Франклин в г. Филадельфии первую публичную библиотеку в 1731 году. В1740 г. в г. Пристоне основал Академию. Был активным участником Войны за независимость. Стал великим государственным деятелем и мудрецом. Б. Франклин – один из авторов «Декларации за независимости» ( в 1776г) и I Конституции США ( в 1787г). Как ему это удалось? С детства он любил читать и умел решительно действовать. Всего он добился своим трудом. Франклин еще в юности составил для себя список качеств, которые хотел воспитать в себе : порядок, решительность, спокойствие, бережливость, справедливость, умеренность, справедливость, скромность
Франклин завел специальную тетрадь для каждого качества, выделил специальную страницу и фиксировал в них свои достижения и промахи. Успехами в жизни и обыкновенным человеческим счастьем, по мнению Франклина, он был обязан именно такой работе по закалке характера.
Тоже он советовал своим соотечественникам. Вспоминая о издававшемся календаре, он писал: « Я заполнил все промежутки между знаменательными датами в календаре краткими изречениями и поговорками , направленными главным образом на внедрение трудолюбия и бережливости как средства достижения благосостояния, а тем самым обеспечения добродетели». Карьера его служила доказательством, что путь открыт каждому. «Бедность,стихотворство и погоня за почетными званиями делают человека смешным».
Так, Б. Франклин сформулировал нормы буржуазного морального кодекса.
3. Работа с вопросом, записанным на доске.
-Чем знамениты эти люди и почему они заслужили народную любовь?
Томас Джефферсон 1743-1826 гг и Бенджамин Франклин 1706-179гг)
Заслушать ответы. Из всего сказанного делаем вывод: не случайно народ назвал их
ОТЦЫ – ОСНОВАТЕЛИ США |
4. Работа с документом « Декларация независимости» по группам.
Декларация независимости США была принята 4 июля 1776 года на заседании II Континентального Конгресса в Филадельфии. (Название документа, дата записываются в тетрадь, термин – в словарь, город Филадельфию показать по карте и отметить флажком). Более 200-лет прошло с тех пор как была принята Декларация. Американцы бережно хранят Декларацию. Посмотрите кадры из х/фильма о том, как и где, хранится Декларация независимости. (Фрагмент 1,29 мин) 5. Обсуждение фрагмента фильма. В чем же ценность этого документа? Ответить на этот вопрос нам поможет сама Декларация. Перед вами Декларация. Дома вы прочитали Декларацию. Сегодня мы будем работать по содержанию документы. У каждой группы свое задание. Читайте вопросы и отвечайте. Приводите аргументы из текста.
Вопрос I группе
-Что имели в виду авторы Декларации, когда писали:
- «…порвать политическую связь… и занять наравне с остальными державами независимое положение…»
- «…все люди сотворены равными, и все они одарены … некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью…»
Вопрос II группе
- Кто, по мнению автора Декларации, имеет право изменять или уничтожать или учреждать новое правительство? Почему? Докажите, используя слова текста.
Вопрос III группе
- Какие факты приводит автор Декларации, что царствующий король Великобритании нарушал права и ограничивал свободу колонистов? Приведите факты, используя текст.
Вопрос IV группе
- Какое решение принимает народ североамериканских колоний? Каким колонисты хотят видеть свое новое государство?
Из сказанного можно сделать вывод:
- Декларация провозглашала об отделении английских колоний в Северной Америке от Англии.
- Декларация провозглашала равенство людей и такие права человека, как жизнь, свобода и стремление к счастью.
- Новое государство основано на принципах народного суверенитета (власть должна исходить от народа). И у народа есть право на свержение власти, если она нарушает права народа.
- Создании нового независимого государства – США.
Документ был принят 4 июля. Этот день ежегодно празднуется в США как День независимости. В России тоже есть такой праздник. Когда такой праздник отмечается в нашей стране? (12 июня–День независимости России) Декларация только провозглашала цели борьбы. Предстояло еще завоевать право на независимость. Борьба колоний с английской короной продолжалась долгих 8 лет. С 1775 года и только в 1783 году между США и Великобританией был подписан мирный договор во Франции в Париже
6. Работа с учебником.
- Откройте учебник параграф 25. Пункт «Итоги войны за независимость» Прочитайте. Найдите итоги. Зачитывайте.
Итоги войны:1). Англия признала независимость США, тем самым признала новое независимое государство - США. 2). Расширена территория – западная граница США перемещалась далеко за Аллеганские горы, к линии реки Миссисипи. Территория увеличилась примерно втрое.
7. Анализ карты
- Посмотрите на карту. Посмотрите какую территорию занимали США до войны за независимость (до Аллеганских гор), а вот как расширились границы США после подписания мирного договора ( до реки Миссисипи).
8. Эвристическая беседа. - В чем значение победы? Характер войны?
9. Объяснение учителя. Был еще один важный результат. Укрепили центральную власть. Разработали Конституцию США. Война закончилась, а это, значит, исчезла причина, по которой все 13 штатов были вместе. Территории, где проходили военные действия, нужно было восстанавливать, необходимо было вернуть долги всем странам, которые оказывали помощь. Поэтому в большинстве штатах налоги, взимаемые с населения, повышались. Это не нравилось американцам. В некоторых штатах даже прошли массовые движения протеста. Все это подтолкнуло к принятию закона, который, с одной стороны создавал сильную центральную власть, объединившую 13 колоний, а с другой стороны гарантировал права и свободы граждан США. Таким законом стала Конституция. Конституция - основной закон государства. (Термин в тетрадь записать) Конституция США – самая первая конституция в мире. Действует до сих пор. Разрабатывать Конституцию начали сразу же. Были созданы несколько проектов. Первоначально это была даже не Конституция. Проект назывался - статьи Конфедерации. Первый проект – в 1775 году. Окончательный вариант - в 1777 году. А в марте 1787 года когда проект был единогласно одобрен и принят И вступили в силу статьи Конфедерации. Они стали называться Конституция. Конституция была принята в Филадельфии. То, что Конституция была принята свидетельствует о том что существует государство. Конституция – признак государства.
9. Работа со схемами. Компьютерная презентация. Схема №1 Конституция закрепила республиканский строй и превратила США в федерацию – объединение государств, составляющих единое государство. Члены федерации – штаты – сохранили за собой широкое самоуправление. Но вопросы, касающиеся всего государства: финансы, составление общих законов, контроль за их исполнением, внешняя политика и оборона, передавались центральному правительству.
Форма государства:
Форма правления (республика)
устройство (федерация)
Можно было бы назвать политическим режим демократическим. Но на самом деле таковым он не был, потому что сохранилось рабство. Схема №2 Конституция предусматривала принцип разделения судебной, законодательной и исполнительной власти.
Устройство государственной власти:
- Законодательная власть (Конгресс) Конгресс состоял из 2-ух палат: сената и палаты представителей;
- Исполнительная власть(президент, правительство);
- Судебная (Верховый Суд)
Во главе государства стоял президент. Президента выбирали на 4 года. Он обладал широкими полномочиями. Поэтому американцы относились к выбору президента очень серьезно. Что ценили в будущем президенте американцы? (личные качества) Какие? (профессиональные) У нас не так давно прошли выборы. Что можете сказать об этом? (2 декабря 2008 года родители выбирали политическую партию в Государственную думу РФ. Мы с вами приняли участие в игре «Я тоже голосую!». Весной - 2 марта 2008 года родители будут выбирать Президента России. )-Когда была принята Конституция РФ? (1993 г) - Когда в России отмечается День Конституции РФ? (12 декабря) В нашей Конституции во II Главе много статей посвящено правам и свободам граждан. Но, в Конституции США не были записаны права и свободы граждан США. Поэтому она была дополнена поправками. На сегодняшний день в ней 49 поправок. Первые 10 поправок были приняты сразу.
10. Сценка: 3 – 5 ученика - американцы входят в класс неожиданно. Один читает газету на английском, разговаривают между собой на английском и на ломанном русском языке с акцентом.
- Конституция?!
- Какая Конституция?!
- А права?!
- Где права?!
- Нет прав!!!!!!!
Учитель: -Вы кто? (американцы) - Здравствуйте, американцы! (Американцы приветствуют на английском языке учителя и учеников в классе: Hi! Hello! Good day! и т. д. ) - Какие права хотите?
Американцы:
-Как какие права?-Гражданские права!-Политические!-Культурные!-Экономические!
Раб появляется позже всех: -А я хочу быть человеком!!!!!!!!!!
Учитель: - Ну, ясно! Так вы еще не знаете! О БИЛЛЕ о ПРАВАХ!!!!! Присядьте и послущайте.
«Билль о правах» - это 10 поправок к основному закону. Билль о правах – это основной документ, гарантирующий права и свободы граждан. Рассмотрим документ – «Билль о правах». Прочитайте и ответьте на вопрос: - Какие народу США предоставлялись права? (Свобода слова, собраний и выбор религии, неприкосновенность личности и жилища и тд) - Назовите право, которое сегодня вызывает споры у самих американцев? И они выступают за отмену этой поправки? (ношение и хранение оружия) - А сейчас познакомимся с Государственными символами США. (Гимн, флаг, герб и гимн). Свою компьютерную презентацию представит ученик Ф. И Презентация на компьютере.
IV. Подведение итогов.
Наш урок подходит к концу. Давайте ответим на вопросы: - Какие три документа появились в период становления США? Какие документы? В чем их значение? Закончить урок предлагаю Гимном России. Почему, спросите вы? В США каждый первый урок в школе начинается с принесения клятвы своему государству. Это воспитывает любовь и уважение к своему Отечеству. Я бы очень хотела, чтобы и в наших школах было что-то подобное. Предлагаю вам в качестве домашнего задания подумать и написать текст клятвы верности России. А наш Гимн самый красивый и мощный по своей энергетике. (Звучит гимн России).
V. Домашнее задание.
Параграф 25. Клятва верности РФ. Если время останется на уроке беседа. -Понравился урок?Что понравилось?Что не понравилось?Самое главное, что вы должны понять из нашего урока – права не были даны человеку от рождения сразу. Они были завоеваны. Нужно пользоваться своими правами. Дорожить этим. Защищать свои права и свободы. Но и не нарушать права и свободы другого человека. Необходимо быть законопослушными гражданами своего государства. Любить и защищать свое отечество.