На успешность освоения общеобразовательных и специальных дисциплин учащимися в условиях системы начального профессионального образования оказывают влияние такие факторы: сформированность учебных умений, уровень знаний, полученных в общеобразовательной школе.
Как показывает практика, большинство подростков, начинающих свое обучение в системе НПО, не умеют работать с текстом, выделять главное, анализировать, обобщать, у них недостаточно развиты психические процессы, особенно страдает произвольное внимание, память, а это, в свою очередь, затрудняет процесс усвоения учебно-программного материала.
Условия обучения в профессиональном учебном заведении в большей мере, чем в общеобразовательной школе, требуют от учащихся умения самостоятельно организовывать учебную деятельность и уметь учиться.
Умение учиться можно определить как степень овладения способами учебно-познавательной деятельности в процессе усвоения знаний, умений и навыков, от этого во многом зависит успешность на всех остальных этапах обучения.
В процессе решения этой задачи для учащихся первого курса, обучающихся на базе 9 классов, в ГОУ НПО ПЛ №1 г.Иркутска была разработана учебная программа «Психология учебной деятельности».
Реализация программы
На основании исследований (Э.Ф Зеер, А.М. Павлова, А.М. Сыманюк) взаимосвязи учебной деятельности и профессионального развития, 1-й год обучения является сенситивным периодом формирования учебных умений у учащихся, поэтому данный курс рассчитан на один год обучения.
Программа реализуется через факультативные занятия по психологии.
Цель программы: раскрыть внутренние потенциальные возможности учащихся и научить их технологиям использования психических познавательных процессов для организации более продуктивной учебной деятельности.
Задачи:
- Дать представление о психических познавательных процессах и основных механизмах их действия.
- Исследовать индивидуальные особенности каждого учащегося в плане возможностей их более эффективного использования.
- Развить учебные умения.
- Способствовать расширению общего кругозора.
Методы:
- Тестирование и самоанализ
- Беседы
- Практикумы, интеллектуальные игры
Форма контроля: психолого-педагогический мониторинг учебной деятельности.
Планируемые результаты: Адаптация учащихся к обучению в лицее, понимание своих индивидуальных особенностей и возможности их наиболее продуктивного использования, формирование мотивации к обучению, повышение эффективности учебной деятельности.
В процессе изучения курса «Психология учебной деятельности», приобретаемые учащимися знания и навыки последовательно отрабатываются, а затем углубляются на всех предметах общеобразовательного и специального циклов.
Учебно-тематический план занятий
Содержание | Количество часов | |
всего | в том числе практических занятий | |
Вводное занятие. Для чего учиться?Определение профиля учебных умений | 2 | 1 |
Тема 1. Где живет наша психика? | 2 | 1 |
Тема 2. Внимание, внимание! | 4 | 3 |
Тема 3. Как вы воспринимаете окружающий мир (о восприятии). | 4 | 3 |
Тема 4. Тайны хорошей памяти. | 3 | 2 |
Тема 5. Методы развития памяти. | 4 | 3 |
Тема 6. Мыслю – следовательно, существую (о мышлении). | 8 | 6 |
Тема 7. Как решать проблемы? | 4 | 3 |
Тема 8. Воображение и творчество. | 6 | 5 |
Тема 9.Развитие речи. | 3 | 2 |
Тема 10. Понятийное чтение. | 3 | 2 |
Тема 11. От книги – к конспекту. | 6 | 4 |
Тема12.Как писать реферат | 3 | 2 |
Всего | 52 | 37 |
Материально-техническое обеспечение программы: пособие для каждого учащегося «Психология учебной деятельности».
Основное содержание курса
Урок 1. Вводное занятие.
Что такое обучение? Для чего необходимо учиться? Что включает в себя деятельность учителя, что включает в себя деятельность ученика? (заполнение таблицы) - 1 час.
Урок 2. Построение профиля учебных умений (по результатам анкеты) - 1 час.
Тема 1. Где живет наша психика.
Урок 1. Интеллектуальная разминка. Знакомство с психическими процессами человека. Текст «Где живет наша психика», выработка способности вдумчиво работать с текстом, используя различные символы.
- 1 час.
Урок 2. Диагностика показателей межполушарного взаимодействия. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия - 1 час.
Тема 2. Внимание, Внимание!
Урок 1. Интеллектуальная разминка. Психический процесс - внимание.
Виды внимания. - 1 час.
Урок 2. Упражнение- тест «Насколько вы внимательны?».
Полезные советы. - 1 час.
Урок 3. Упражнения на развитие внимания. - 2 часа.
Тема 3. Как вы воспринимаете окружающий мир (о восприятии).
Урок 1. Интеллектуальная разминка. Текст. «Как вы воспринимаете окружающий мир», выработка способности вдумчиво работать с текстом, используя различные символы. Восприятия и их яркие проявления. - 1 час.
Урок 2. Упражнение - тест на определение ведущего канала восприятия. Полезные советы, рекомендации по коррекции индивидуальных особенностей. - 1 час.
Урок 3. Упражнения по развитию восприятия. - 2 часа.
Тема 4. Тайны хорошей памяти.
Урок 1. Интеллектуальная разминка. Психический процесс - память. Выработка способности вдумчиво работать с текстом, используя различные символы. - 1 час.
Урок 2. Структура памяти, виды памяти. Полезные советы. - 1 час.
Урок 3. Упражнение - тест на определение степени развития различных видов памяти. Рекомендации «Как учить стихотворение» - 1 час.
Тема 5. Методы развития памяти.
Урок 1. Интеллектуальная разминка. Знакомство с мнемоническими техниками. - 1 час.
Урок 2. Методы запоминания: метод ассоциативных связей. Практические упражнения. - 1 час.
Урок 3. Методы запоминания: метод мест. Практические упражнения по развитию памяти. - 2 часа.
Тема 6. Мыслю - следовательно, существую (о мышлении).
Урок 1. Интеллектуальная разминка. Выработка способности вдумчиво работать с текстом, используя различные символы.
Мышление, виды мышления. Что есть «ум» человека. - 2 часа.
Урок 2. Упражнения по развитию анализа и синтеза. - 1 час.
Урок 3. Сравнение. Обобщение. Практические упражнения. - 1 час.
Урок 4. Классификация. Абстрагирование. Практические упражнения. - 1 час.
Урок 5. Упражнения на понятийное обобщение и классификацию понятий. - 2 часа.
Урок 6. Рекомендации по развитию мышления. Практические упражнения. - 1 час.
Тема 7. Как решать проблемы.
Урок 1. Интеллектуальная разминка. Примеры задач - проблем: математических, словесно-логических, технических, житейских. - 1 час.
Урок 2. Общий алгоритм решения умственной задачи. Рекомендации к решению задач - проблем. - 1 час
Урок - 3. Практическое решение математических словесно-логических, технических, житейских задач - проблем. - 2 часа.
Тема 8. Воображение и творчество.
Урок 1. Интеллектуальная разминка. Выработка способности вдумчиво работать с текстом, используя различные символы.- 1 час.
Урок2.Воображение, медитация, грезы, мечты, творчество. Практическое упражнение «Психогеометрический тест». - 3 часа
Урок 3. Практические упражнения на развитие воображения. - 2 часа.
Тема - 9. Развитие речи.
Урок 1.Интеллектуальная разминка. Выработка способности вдумчиво работать с текстом, используя различные символы.
Слово, речь, дикция. - 1 час.
Урок 2. Темп, интонация. Общие требования к речи. Упражнения -скороговорки. - 1 час.
Урок 3. Упражнение «Моя речь со стороны». Рекомендации для докладов и выступлений. - 1 час.
Тема 10. Понятийное чтение.
Урок 1. Интеллектуальная разминка. Текст «Как стать душой компании». Исследование скорости чтения и уровня понимания текста. - 1 час.
Урок 2. Быстрое чтение. Скорочтение. Практические советы.
Упражнение- тест «Самооценка навыков чтения». - 2 часа.
Тема 11. От книги - к конспекту.
Урок 1. Интеллектуальная разминка. Повторение и закрепление пройденного материала. Работа с текстом. Формы конспектирования. План. - 2 часа.
Урок 2. Простой план. Сложный план. Практические задания по составлению двух форм плана при работе с текстом. - 1 час.
Урок 3. Виды конспектирования: заголовочное, тезисное, схематическое, символическое. Практические советы по составлению конспекта. - 1 час.
Урок 4. Средства выражения. Упражнения - задания «Творческий конспект», «Шифровка». - 1 час.
Урок 5. Подготовка к экзаменам, зачетам. Полезные советы, практические задания. - 1 час.
Тема 12. Как писать реферат.
Урок 1. Реферат, введение, актуальность темы, цель, обзор изученной литературы, заключение, список изученной литературы. Работа с текстом.
- 1час.
Урок 2. Основные требования к написанию и защите реферата. Написание реферата на выбранную тему. Работа над ошибками. - 2 часа.
Литература
- Еникеева Диля. Практическая психология для мальчиков, или как стать настоящим мужчиной. – М: АСТ-ПРЕСС. 1998.
- Подлиняев О.Л. Эффективная память. – Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.педун-та, 2003.
- Рогов Е.И. Психология познания - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС., 2001. - 176 с.
- Селевко Г.К. Познай себя. Изд. 2-е. М.: Народное образование. НИИ школьных технологий, 2006.
- Селевко Г.К.Научи себя учиться. Изд. 2-е. М.: Народное образование. НИИ школьных технологий, 2006.
- Учись учиться. Рабочая тетрадь для учащихся. Авторский коллектив А.Т.Глазунов, Л.Ю.Дектяренко В.Г.Казаков, И.А.Устюгова.Академия профессионального образования. Москва 2002.