Правописание частицы "не" с глаголами

Разделы: Русский язык


Форма урока: урок- практикум.

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение.

Приложение: презентация – Приложение 2, листы опроса – Приложение 1.

Цели:

воспитательная: прививать детям любовь к родному языку, родной природе, окружающему миру;

образовательная:

  • закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе и о правописании не с глаголом;
  • повторить правописание слов, закрепить умение составлять схемы предложений с однородными членами;

развивающая:

  • сосредоточить внимание учащихся на художественных деталях поэтического текста, развивать образно-ассоциативные способности детей.
  • формировать умение самостоятельно применять знания, осуществляя их перенос в новые условия.

Ход урока

I. Орфографическая минутка. Вставьте пропущенные буквы.

 С…жусь я вчера за уроки.
Вдру… наш кот появляет…ся.
С…дит, на меня гл…дит, отвл…кает, уроки делать м…шает.
Я его схв…тил за хвост и выбр…сил в окошко.
А он цв…точные горшки с подоконника ур…нил.
На п…лу ок…зались ч…репки да з…мля.
Пришлось подм…тать.
К…кие уж тут уроки!
А кот в…рнулся, с…дит и жалобно м…укает.
Я кота пр…стить готов, я ж…лею их, к…тов.
Но зачем же г…в…рят, будто сам я в…новат?

В какой части речи, в основном, пропущены гласные?

Что такое глагол?

Существует шуточное определение для этой части речи:

часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол, называется глагол.

Есть ли какая-то нужная информация в этой шутке? Что такое глагол? Как он изменяется?

Какие орфограммы в глаголе вам ещё известны?

А сегодня мы с вами вспомним ещё одну «Правописание частицы НЕ с глаголами».

II. Прочитайте стихотворение.

Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась.

Использование какого приёма оживляет картину весны?

III. Составьте схему последнего предложения, выпишите глаголы по указанным признакам:

  1. II спряжение, настоящее время, 3 лицо, единственное число;
  2. прошедшее время, женский род, единственное число, с частицей не.

Предлагаю перенестись на театральные подмостки!

(Дети инсценируют сказку Феликса Кривина «Сила любви» под музыку из к/ф «История любви»):

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «НЕ люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «НЕ верю». Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам…

IV. Восстановите пословицы, добавив в них глаголы с частицей НЕ!

  • Повинную голову меч
  • За двумя зайцами погонишься – ни одного
  • Слово – не воробей, вылетит –
  • Кто не работает, тот
  • Волков бояться – в лес
  • Семеро одного
  • Русский солдат преград.
  • Одна ласточка весны
  • Под лежачий камень вода
  • Хвастать – не косить, спина

Дослушаем историю странствий Глагола?

Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без другу не могут.

А вы, ребята, догадались, почему в некоторых случаях частица НЕ пишется слитно с глаголом?

V. В чём особенность слов, которые вы видите перед собой? 

  • ненавидеть
  • негодовать
  • недоумевать
  • недомогать
  • неистовствовать

Образуйте от данных глаголов имена существительные. Сформулируйте правило правописания не с этими словами, общее для всех частей речи.

VI. Замените выделенные слова или словосочетания глаголами, которые с не пишутся слитно.

Я был крайне недоволен, возмущался.
Не нужно её принуждать, заставлять делать что-то против воли.
Отец чувствовал себя нездоровым с осени.
Мы удивлялись, почему до сих пор все молчали.
Проявлять ярость.
Холить, лелеять.
Находиться в недоумении.
Есть недостаточно, плохо питаться.

VII. Приготовьтесь писать выборочный словарный диктант. Записывайте только слова с не.

Нам сказали: в Новый год
Дед Мороз к нам в дом придёт.
Мы /не/ ели, мы / не/ пили,
Никуда мы /не/ ходили,
/Не / гуляли, /не/ играли -
Дед Мороза в гости ждали.
Оказался он не дед,
А дядя Стёпа, наш сосед!

VIII. А теперь отгадайте загадки!

  • По земле ходит, неба НЕ видит.
  • Ничего НЕ болит, а всё стонет.
  • Конь стальной овса НЕ просит, а пашет и косит.
  • Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит, НЕ лает, НЕ кусает, а в дом НЕ пускает.
  • Без языка живёт, НЕ ест, НЕ пьёт, а говорит и поёт.
  • В огне НЕ горит, в воде НЕ тонет.

Прослушайте в исполнении ребят стихотворения!

В. Воскобойников «Я учу глаголы» «Весёлые рифмы» А. Шибаев  
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!...
Открываю: наш сосед…
(Он живёт под нами).
Не причёсан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит: Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы… 
– Слезь со стула!
– Не хочу!
– Упадёшь!
– Не упаду!
– Отойди!
– Не отойду!
– Приедешь?
– Не приеду!
– Придёшь?
– Нет, не приду!
– Услышишь?
– Не услышу!
– Найдёшь?
– Нет, не найду!
– Слезаешь?
– Не слезаю!
– Решаешь?
– Не решу!
– Мечтаешь?
– Не мечтаю!
– Молчишь?
– Нет, не молчу!
– Конфетку, может, хочешь?
– Нет! Да, хочу, хочу!
Ю. Вронский
Завести велели мне новые привычки
Никогда девчонок НЕ дёргать за косички!
Никогда с братишкой НЕ Драться за обедом!
На уроках больше НЕ говорить соседом!
Я согласен даже НЕ рисовать на карте!
Я согласен даже НЕ танцевать на парте!
Но НЕ делайте вы мне никаких упрёков,
Если даже я и НЕ выучу уроков!

IX. Подведём итоги урока: НЕ с глаголом пишется раздельно!

Если глаголы без НЕ НЕ употребляются, – слитно!

Домашнее задание: выучить правило «Правописание частицы НЕ с глаголами», составить словарный диктант из 12 слов на это правило.