Урок в 8-м классе "Знаки препинания при однородных членах"

Разделы: Русский язык


ЦЕЛИ:

Учебная: совершенствовать навыки использования правил пунктуации при однородных членах предложения.

Развивающая: развивать способности к сравнению и обобщению, к логическому изложению материала.

Воспитательная: формировать потребность к парной и коллективной работе. Воспитывать патриотическое отношение к родной стране, чувство гордости за свою столицу, уважение е ее историческому прошлому.

Задачи:

  • Систематизировать, обобщить правила использования пунктуационных знаков при однородных членах предложения
  • Отработать навык нахождения однородных членов предложения и расстановки знаков препинания при них.

ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, текст.

Ход урока

Слово учителя.

Тема нашего урока “Знаки препинания при однородных членах предложения”. Тема для вас не новая, поэтому нам с вами предстоит углубить и систематизировать и укрепить ваши знания. Вам будут предложены различные задания по теме. Наблюдайте, анализируйте, обобщайте накопленные знания и получайте за работу отличные оценки! А работать мы с вами будем на основе текста Е.Осетрова. Это его путевые заметки о нашей прекрасной столице – Москве.

Слайд 2

1) Нынешняя Москва - многотомная эпопея, река жизни, бесконечный мир, не имеющий границ. (2) Москва не только центр страны незакатного солнца но и часть души каждого из нас.

(3) Свою столицу – раскидистую, размашистую, широкую, с её нескончаемой сутолокой больших улиц, электрическими огнями реклам – мы любим все. (4) Любим её строгость и её доброе материнское сердце.

(5) Вера в Москву – характернейшая особенность народного исторического миросозерцания. (6) Москва – земля, Москва – отечество, Москва – Родина, Москва – мир.

(7) «Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось!» - писал А. С. Пушкин. (8) Ему вторил М. Ю. Лермонтов: «Москва, Москва!... люблю тебя, как сын. Как русский, - сильно, пламенно и нежно!» (9) Владимир Маяковский, не склонный по натуре к чувствительным излияниям, сказал: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли - Москва». (10) А писатель Леонид Леонов высказал такую мысль: «Москва – громадная летопись, в которой уместилась вся история народа русского».

(11) Сердце Москвы – Кремль; прекрасный, вечный и живой, он плывёт по волнам времени, не подверженный усталости и косности. (12) Недаром к бою курантов на Спасской башне прислушивается планета. (13) Для миллионов людей их мелодия стала спутницей жизни, ежеутренним началом рабочего дня. (14) Город не утрачивал блеска своего даже в труднейшую военную годину благодаря поразительной стойкости сограждан-воинов, возвестивших миру: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».

15) В Москве бесчисленное множество, я бы сказал, уйма достопримечательностей: государственных, исторических, художественных и всяких иных. (16) Вернее, им нет конца и нельзя их исчислить, но у каждого из нас есть свой любимый уголок, милый сердцу. (17) Для меня это Александровский сад.

(18) Зелёный с лужайками и цветниками торжественный и лирический угол города влекущий к себе и москвича и приехавшего издалека гостя склонного к созерцательности. (19) И птичий гомон и тенистая прохлада и аромат цветов

и скамейки на аллеях всё это вместе с историческими крепостными стенами и башнями напоминает корабль-мир перемещающийся во времени. (20) Поколение за поколением назначают встречу у отлитой с недюжинным искусством решётки с чугунными узорами. (21) В довоенную пору свидание назначали у входа в Александровский преимущественно юные. (22) Теперь и старшие поколения не хотят поступиться красотой встреч возле кремлёвских стен. (23) В победные майские дни сюда приходят герои-ветераны. (24) Встречи участились после того, как возле Арсенальной башни загорелся Вечный огонь у могилы Неизвестного солдата. (25) Его останки были перенесены из братской могилы, что на 41-м километре Ленинградского шоссе. (26) Над квадратным надгробием начертаны торжественные слова: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».

(27) Александровский сад не столько история, сколько живая жизнь.

(28) Цветы – ярче древних красно-кирпичных стен. (29) Как много встреч объятий радостных слёз помнят эти аллеи лужайки! (30) Прошлое не исчезло – оно присутствует в действительности, как и быстротекущая современность. (31) У подножия Кремля особенно ощущаешь, что время – сплав неразрывного триединства состоящего из прошлого настоящего и будущего.

(По Е. Осетрову)

1. Речевая разминка. Игра “Ассоциации”. (3 мин.)

(Записать слова или словосочетания, которые ассоциируются у вас со словом “МОСКВА”.)

(Возможные ответы учащихся: столица, Москва-река, фестивали, Измайлово, Арбат, Останкино, музеи, Большой театр, Красная площадь, вечный огонь, сувениры, президент, гордость, Сиреневый бульвар, Третьяковская галерея, Театр Мимики и жеста, ёлка в Кремле, Кремль, рынки, взрывы, террористы, бездомные люди, реклама, Бородинская панорама, Коломенское, иностранцы, царь Иван Грозный, Царь-пушка, Царь-колокол, мегаполис, Поклонная гора, множество памятников, московское произношение, самое красивое в мире метро и т.п.)

(Устно составляем предложение) В Москве бесчисленное множество достопримечательностей: ...

(Далее каждое задание сопровождается показом на экране достопримечательностей Москвы)

Слайд 3

2. Синтаксический разбор.

Нынешняя Москва – многотомная эпопея, река жизни, бесконечный мир, не имеющий границ.

3. Беседа по вопросам.

Найдите однородные члены предложения.

  • На какие вопросы отвечают?
  • Какими членами предложения являются?
  • Какими частями речи они выражены?
  • Какие члены предложения могут быть однородными: только главные, или только второстепенные, или любые?
  • Если в предложении два или более однородных члена, они будут отвечать на один и тот же вопрос или на разные?
  • В предложении однородные члены зависят от одного и того же слова или от разных?
  • Однородные члены зависят друг от друга или они равноправны?
  • Чем они связаны в предложении?
  • Чем разделяются?
  • Как еще однородные члены могут быть связаны в предложении?

Слайд 4

4. Таблица сочинительных союзов.

Перед вами таблица, которая поможет вспомнить, какие сочинительные союзы бывают, чем они отличаются друг от друга

Союзы Примеры
Соединительные (соединяют один однородный член с другим) И, да (= и), ни-ни (только повторяющийся); двойные: не только…но и; как …так и .. 1. Дни стояли теплые и ласковые.
2. Ночью ветер злится да стучит в окно. (Фет)
3. Нигде не было видно ни воды, ни деревьев.
4. В лесах водятся как зайцы, так и лисы.
5. Она не только работала, но и училась.
Разделительные (указывают на возможность одного однородного члена из двух (нескольких) или на их чередование) Или (иль), либо, то-то, не то – не то (два последних союза только повторяющиеся) 1. В воскресенье мы пойдем в музей или театр.
2. Волны то набегали на берег, то отступали.
3. Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб.
Противительные (противопоставляют один член другому) А, но, да (=но), зато 1. Мал золотник, да дорог.
2. Ученье – свет, а неученье – тьма.
3. Казаки вполголоса, но дружно смеялись.

(Учащиеся ведут наблюдения за каждой группой сочинительных союзов; вспоминают, почему они так называются; рассматривают примеры, обращая внимание на постановку или отсутствие запятой при однородных членах.)

5. Закрепление изученного.

Слайд 5

Играем в “Третий лишний”.

  1. И, зато, а.
  2. А, но, либо.
  3. И, ни-ни, то-то.
  4. Не только…,но и; не то – не то; или.

6. Наблюдаем, анализируем

Слайд 6

Работа с текстом

Анализ предложения 2

(2) Москва не только центр страны незакатного солнца, но и часть души каждого из нас.

Слайд 7

Анализ предложения 4

(4) Любим её строгость и её доброе материнское сердце.

Слайд 8

Анализ предложения 19

(19) И птичий гомон, и тенистая прохлада, и аромат цветов, и скамейки на аллеях – всё это вместе с историческими крепостными стенами и башнями напоминает корабль-мир, перемещающийся во времени.

Слайд 9

Ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно.

Делаем вывод:

Запятая ставится Запятая не ставится
О, а О (перед противительными союзами)
О, и О, и О (перед повторяющимися союзами)
как О, так и О (перед второй частью двойных союзов)
О и О
О да (=и) О
О или О (при одиночных соединительных и разделительных союзах)

Слайд 10

7. Закрепление полученных знаний.

1. Найти однородные члены предложения, расставив знаки препинания. Работа по карточкам. Карточки раздаются каждому ученику.

Карточка 1

  1. Сегодня в Москве насчитывается свыше сотни различных выставочных залов, галерей и центров изобразительного искусства.
  2. Там столичные ремесленники и художники выставляют предметы своего творчества.
  3. В конце 19 века в Москве открываются славящиеся и поныне Политехнический музей, Третьяковская галерея, Музей московского городского хозяйства Дарвиновский музей и Музей изящных искусств.
  4. Троицкая и Кутафья башни соединены каменным мостом. Слайд 11 (взаимопроверка)

2. (Устно). Задание классу.

Слайд 12

Подсчитать количество однородных членов предложения, назвать их. Каким членом предложения они являются? Объяснить постановку знаков препинания. Доказать, что перед нами однородные члены предложения.

Мелькают мимо будки бабы
Мальчишки лавки фонари
Дворцы сады монастыри
Бухарцы сани огороды
Купцы лачужки мужики
Бульвары башни казаки
Аптеки магазины моды
Балконы львы на воротах
И стаи галок на крестах.
(А.С. Пушкин “Евгений Онегин)

3. Работа в парах. Запишите предложения, в которых не поставлены знаки препинания, объясните друг другу постановку запятой (или её отсутствие), подготовьтесь к защите

  1. Победу даёт отличная выручка и взаимная выучка.
  2. Ум имей хоть маленький но свой.
  3. Видны и лес и поле и река.
  4. Ветер то дунет то замрёт.
  5. Видны заводы верфи мачты пароходов бледное небо. (Объяснить значение слова верфь.)
  6. В небе показался не то коршун не то ястреб.
  7. Мала победа да своя.

Заслушиваем объяснения.

4. Объяснительный диктант. (дополнительное задание)

Москва не есть обыкновенный город, каких тысяча… У неё есть своя душа, своя жизнь. Каждый её камень хранит жизнь, надпись, начертанную временем, богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота, поэта. Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой.
Наша древняя столица может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление. Нет! Ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. Надо видеть, чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению. (М.Ю. Лермонтов “Панорама Москвы”)

 8. Домашнее задание (работа с текстом; задание на листках) 

  1. Сформулируйте тему текста __________
  2. Определите идею текста __________
  3. Найдите однородные члены предложения и расставьте знаки препинания среди предложений 18, 29, 31.
  4. В предложениях 16-19 найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом __________
  5. Из предложения 14 выпишите предлоги __________
  6. Среди предложений 17-31 найдите сложное предложение, в котором одна из частей является односоставной определенно-личной. Напишите его номер

9. Рефлексия. Подведение итогов. Выставление оценок.

Слайд 13.

Презентация – Приложение 1.