Цели:
- Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;
- Развивать творческие способности (гибкость мышления, геометрическую зоркость, интуицию, воображение);
- Способствовать формированию у учащихся положительного эмоционально-целостного отношения к предмету, друг другу.
Оборудование:
- Набор игр "Танграм", "Стомахион";
- Набор рисунков;
- Большая магнитная доска, малые магнитные доски (у каждого);
- Интерактивная доска;
- Линейка, карандаш;
- Учебник [1]
Ход урока
1. Сообщение учителя.
Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет наше с вами занятие.
Сегодня от нас потребуется: наблюдательность, усидчивость и аккуратность, смекалка и находчивость, геометрическая интуиция, фантазия. То, что мы будем делать на уроке, можно сказать словами А. И. Крылов: "Случается нередко нам и труд, и мудрость видеть там, где стоит только догадаться за дело просто взяться". А ларчик просто открывался,:как вы понимаете это выражение? (высказывание детей).
Да, так говорят о том, что кажется на первый взгляд сложным, загадочным, непонятным,:а в действительности,: как будет на практике, покажет наше занятие. Чтобы открыть ларчик, мы должны решить головоломки "Танграм" и "Стомахион".
2. "Танграм".
Примерное сообщение учащихся:
Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру. Да такую, чтобы забавляясь которой, его сын постигал бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезанный на семь частей.
Первое ее изображение (1780) обнаружено на ксилографии японского художника Утомаро, где две девушки складывают фигурки. Название "танграм" возникло в Европе, вероятнее всего, от слова "тань" (что означает "китаец") и корня "грамма" (в переводе с греческого "буква") На первых порах ею пользовались не для развлечения, а для обучения геометрии.
Учитель: (рассказывает и показывает на интер. доске)
Танграм получается из квадрата, если его разрезать, так как показано на рисунке 1 <Рисунок1>, в нем 7 частей: 5 треугольников (три из них имеют разный размер), параллелограмм, квадрат (учащиеся работают с набором)
Рисунок 1
Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создавать самые разнообразные фигуры, силуэты предметов по образцу или замыслу. Показать (на интер. доске) как из геометрических фигур головоломки получается фигурка бегущего человека <Рисунок 2>. Предложить учащимся работать не с самими кусочками танграма, складывая из них картинки, а разделять карандашом готовую картинку на составные элементы.
Рисунок 2
Задания:
Сложить фигурку "Кошечка" <Рисунок3>
Рисунок 3
Работа в группах. Из предложенных рисунков составить любые 2 - 3 фигурки <Рисунок4>
Рисунок 4
Индивидуальная работа. Дифференцируемые задания. Сложить фигурки из 1 набора,
2-х наборов, 3-х наборов по рисункам или проявив фантазию <Рисунок5>
Рисунок 5
Рефлексия игры "Танграм"
Ребята оценивают свою работу и работу в группах.
3. Игра "Стомахион"
Учитель: Хорошее воображение - это качество, необходимое в равной мере и математику, и поэту. Великий Вольтер как-то сказал: "В голове у Архимеда было гораздо больше воображения, чем в голове у Гомера".
Примерное сообщение учащихся:
Игра "Стомахион" была известна еще до нашей эры. Создателем ее считали Архимеда.
В 1899 г. Швейцарский историк Генрих Зютер обнаружил в книгохранилищах Берлина и Кембриджа арабскую рукопись "Книга Архимеда о разбиении фигуры стомахиона на 14 частей, находящихся в рациональных отношениях". Позже датский историк математики Гейберг подтвердил, что создателем игры является Архимед.
Учитель: Делается игра следующим образом (показывает на интер. доске) <Рисунок6>
Рисунок 6
Составим фигуру "Верблюда" (учитель на интер. доске, один ученик на большой магнитной доске, остальные на индив. магн. досках) <Рисунок7>
Рисунок 7
Выставка рисунков фигурок, составленных детьми и родителями прошлых лет. <Рисунок8> Ребята обсуждают, что они видят и рассказывают, из каких элементов составлены фигурки.
Рисунок 8
Рефлексия игры "Стомахион":
Учитель: Да, игра "Стомахион" требует большего терпения. Ведь она намного сложнее игры "Танграм", недаром слово "стомахион" переводится как "приводящая в ярость".
Рефлексия урока.
Учитель: Смогли ли мы открыть ларчик? (ответы учащихся).
Задание на дом.
Творческая работа: составить свои картинки к головоломкам, можно привлечь родителей и друзей.
Литература:
- Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л. Н. Наглядная геометрия. 5 - 6 кл.: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 1998.
- Гершензон М. А. Головоломки профессора Головоломки. - М.: Дет. Лит., 1992.
- Ткачева М. В. Домашняя математика 7кл. - М.: Просвещение, 1993.
- Смирнова Е. С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5кл. - М.: Просвещение, 1999.
- Развитие логического мышления и интеллекта. ЗАО "БАО-ПРЕСС", 2005.
- Материал из Интернета