Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный урок
Задачи урока:
Обучающие: формирование знаний учащихся о щелочных металлах как типичных металлах, понятия о взаимосвязи строения атомов со свойствами (физическими и химическими).
Развивающие: развитие умений исследовательской деятельности, умения добывать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитывающие: воспитание устойчивого интереса к предмету, воспитание таких нравственных качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.
Методы: проблемные, поисковые, лабораторная работа, самостоятельная работа учащихся.
Оснащение: компьютер, таблица по технике безопасности, диск “Виртуальная лаборатория по химии”
Оборудование: коллекция щелочных металлов, коллекция применения щелочных металлов.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводное слово.
Мы изучаем раздел, металлы, и вы знаете, что металлы имеют большое значение в жизни современного человека. На предыдущих уроках мы изучили общие сведения о металлах: положение в периодической таблице, особенности строения атомов, изучили общие физические и химические свойства, а также общие способы получения металлов. Сегодня приступаем к изучению наиболее ярких представителей в химическом отношении, самых активных щелочных металлов. Для того чтобы усвоить материал урока, нам необходимо вспомнить наиболее важные вопросы, которые рассматривали на предыдущих уроках.
3. Актуализация знаний.
Беседа.
Учитель:
- На какие две большие группы происходит деление химических элементов?
Ученик:
- На металлы и неметаллы
Учитель:
- Где находятся металлы в периодической системе Д.И. Менделеева.
Ученик:
- В периодической системе элементы – металлы расположены в начале всех периодов, а также в четных рядах больших периодов побочных подгруппах. Условной границей, отделяющей металлы от неметаллов, служит диагональ, отведенная от бора к астату. Металлы оказываются левее и ниже этой прямой, неметаллы – правее и выше, а элементы, находящиеся вблизи прямой, имеют двойственную природу, их называют амфотерными.
Учитель:
- Какие группы естественных семейств в периодической системе мы знаем?
Ученик:
– Мы знаем особые группы отдельных металлов: щелочные металлы, щелочно-земельные металлы, редкоземельные металлы (иттрий, лантан и лантаноиды).
– Благородные металлы (серебро, золото и шесть платиновых металлов) . Платиновые металлы (платиноиды, рутений, родий, палладий, осмий, иридий, платина) металлы подгруппы алюминия.
Учитель:
– Каковы особенности строения атомов металлов?
Ученик:
- Атомы металлов имеют сравнительно большие атомные радиусы, поэтому их внешние электроны значительно удалены от ядра и слабо сними связаны. И вторая особенность, которая присуща атомам наиболее активных металлов – это наличие на внешнем энергетическом уровне 1-3 электронов.
Учитель:
- Как особенности строения атома влияют на физические свойства?
Ученик:
- Характерные физические свойства металлов металлический блеск, электрическая проводимость, теплопроводность, Связана с особенностью строения кристаллических решеток атомов металлов. В узлах располагаются атомы и положительные ионы металлов, связанные посредством обобществленных внешних электронов, которые принадлежат всему кристаллу, эти электроны компенсируют силы электростатического отталкивания между положительными ионами и тем самым связывают их, обеспечивая устойчивость металлической решетки.
Учитель:
- Как особенности строения металлов влияют на их химические свойства?
Ученик:
- Самое характерное химическое свойство всех металлов – их восстановительная способность, т.е. способность атомов легко отдавать свои внешние электроны, превращаясь в положительные ионы. Металлы не могут быть окислителями, т. е. атомы металлов не могут присоединять к себе электроны.
Учитель: Тема нашего урока “Щелочные металлы”
Задачи нашего урока: Дать общую характеристику щелочным металлам.
Рассмотреть их электронное строение, сравнить физические и химические свойства.
Узнать о важнейших соединениях металлов.
Определить области применения этих соединений.
Учитель :
- Что мы будем изучать в этой теме? Каков наш план урока?
Ученик:
- Мы будем изучать положение щелочных металлов в периодической системе; строение атома щелочных металлов, физические и химические свойства и применение щелочных металлов.
Учитель:
- Наш план урока написан на доске, будем работать соответственно плана.
- Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева.
- Строение атома щелочных металлов.
- Физические свойства.
- Химические свойства.
- Применение щелочных металлов.
Беседа.
Учитель:
Исходя, из полученных ранее знаний ответим на следующие вопросы: Для ответа воспользуемся периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева .
1. .Перечислите щелочные металлы
Ученик:
- Это литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций.
Учитель:
2. Почему данные металлы назвали щелочными?
Ученик:
- При взаимодействии с водой они образуют растворимые в воде основания – щелочи.
Учитель:
3. Где располагаются щелочные металлы в ПСХЭ Д.И.Менделеева ?
Ученик:
- Щелочные металлы – это элементы главной подгруппы первой группы Периодической системы Д.И. Менделеева.
Учитель:
4.Почему данные металлы Д.И. Менделеев объединил в одну группу?
Ученик:
- На внешнем энергетическом уровне атомы элементов содержат по одному электрону, находящемся на сравнительно большом удалении от ядра.
Учитель:
5.Почему данные металлы Д.И. Менделеев объединил в одну группу?
Ученик:
- Они легко отдают электроны, поэтому являются очень сильными восстановителями. Во всех соединениях проявляют степень окисления +1.
Учитель:
- Просматриваем кадры виртуальной лаборатории, вы внимательно смотрите и готовите ответы на вопросы.
(Кадры о положение в периодической системе и строение атома)
Вопросы:
Учитель:
- Какую степень окисления проявляют щелочные металлы в соединениях?
Ученик:
- Щелочные металлы проявляют степень окисления + 1
Учитель:
- Как изменяются восстановительные свойства щелочных металлов от лития к цезию?
Ученик: От лития к цезию восстановительные свойства усиливаются, активный металл цезий. Это наиболее типичные представители металлов: металлические свойства выражены у них особенно ярко.
Учитель:
- Сделаем вывод о строении атома щелочных металлов.
Ученик:
- Вывод: У щелочных металлов одинаковое количество электронов на внешнем уровне, и они проявляют одинаковую степень окисления.
Учитель: Записать строение атомов щелочных металлов в тетрадь.
Учитель:
Итак, мы рассмотрели положение щелочных металлов в периодической системе, рассмотрели строение атомов щелочных металлов.
- Обратим внимание на коллекцию щелочных металлов, их хранят в керосине, легко режутся ножом и быстро окисляются на воздухе. Исходя из строения атома, познакомимся с физическими свойствами щелочных металлов. Для металлов характерна низкая твердость, вернее мягкость, труднее всего резать литий, тогда как натрий и калий легко поддаются скальпелю. На основании таблицы, сделаем вывод о физических свойствах щелочных металлов.
Таблица
Некоторые физические свойства щелочных металлов
металлы | цвет | Радиус,нм | t пл.,С | t кип., C | плотность г/см3 | твердость |
литий | Серебристо- белый | 155 | 179 | 137 | 0,53 | 0,6 |
натрий | тот - же | 189 | 97,8 | 883 | 0,97 | 0,4 |
калий | 236 | 63,7 | 766 | 0,86 | 0,5 | |
рубидий | 248 | 38,7 | 713 | 1,52 | 0,3 | |
цезий | золотисто - белый | 267 | 28,5 | 690 | 1,87 | 0,2 |
франций | В природе не существует в таких количествах, которые достаточны для изучения его свойств. |
Вопросы:
Учитель:
- Каков внешний вид и твердость щелочных металлов?
Ученик:
- Щелочные металлы серебристо-белые вещества (режутся ножом), с характерным блеском на свежесрезанной поверхности.
Учитель:
- С возрастанием радиуса атома, от лития к цезию, наблюдается закономерность в их физических свойствах. Обратите внимание на таблицу. Как изменяется плотность щелочных металлов в группе?
Ученик:
- Все они легкие и легкоплавкие плотность их меньше 5 г/см3,
Учитель:
- Сравните щелочные металлы по твердости.
Ученик:
- Самый твердый из щелочных металлов литий, самый легкий цезий.
Учитель:
- Сделаем вывод исходя из физических свойств щелочных металлов.
Ученик:
- По мере увеличения характера изменения физических свойств, возрастает плотность металлов, а твердость, температура плавления и кипения уменьшаются.
Затем учащиеся сравнивают физические показатели плотности металлов и температуры плавления. Делают вывод о зависимости температуры плавления от плотности металла.
Проблема: В каком виде щелочные металлы встречаются в природе?
Почему в природе щелочные металлы в основном существуют в виде соединений?
Ответ: В природе щелочные металлы находятся в виде соединений, потому что обладают высокой химической активностью, которая в свою очередь, зависит от особенностей электронного строения атомов (наличие одного неспаренного электрона на внешнем энергетическом уровне)
Учитель:
- Какие места по распространенности в земной коре занимают элементы натрий и калий?
Ученик:
Натрий шестое, а калий седьмое.
Физкультминутка – отдых глазам.
Учитель:
- Зная общие физические свойства, активность металлов, предположите химические свойства щелочных металлов. С какими веществами взаимодействуют щелочные металлы?
Ученик:
- Щелочные металлы взаимодействуют как с простыми веществами, и сложными. Активно взаимодействуют почти со всеми неметаллами ( с галогенами, водородом, образуя гидриды). Из сложных веществ с водой – образуя растворимые в воде основания – щелочи и с кислотами.
Учитель:
- А теперь на опытах убедимся, в правильности наших предположениях о химических свойствах щелочных металлов.
Лабораторная работа по виртуальной лаборатории
Цель: провести реакции, подтверждающие химические свойства щелочных металлов.
Повторяем правила техники безопасности для работы со щелочными металлами.
- работать в вытяжном шкафу
- на подносе
- сухими руками
- брать в малых количествах
Работаем с текстом, который читаем по виртуальной лаборатории.
Опыт № 1.Взаимодействие натрия с водой.
Опыт № 2. Взаимодействие лития, натрия, калия с водой.
Опыт № 3. Горение лития.
Опыт № 4. Горение натрия.
Опыт № 5. Горение калия.
Записать уравнения реакции и наблюдения в тетрадь.
Учитель:
- Проверим правильность написания уравнений на доске.
Учитель:
Пользуясь учебником, подготовьте рассказ о применении щелочных металлов.Подведение итогов урока, выставление оценок.
Рефлексия.
Что запомнилось на уроке, что понравилось.
Домашнее задание.
Параграф 11 упр.1(б) упр.4 стр.50 ( творческое).