Цель занятия: Знакомство с русским фольклором. Обряд закликания весны.
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с русскими закличками, хороводами, играми.
- Учить детей согласовывать движения с характером и формой музыкального произведения.
- Активизировать самостоятельные творческие проявления детей в передаче образных игровых движений, в высказываниях о прослушанных произведениях. В пении упражнять детей в умении петь выразительно, без напряжения, “светлым” звуком.
Развивающие задачи:
- Развивать слуховое восприятие в процессе слушания музыки.
- Развитие памяти и внимания.
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления.
Воспитательные задачи:
- Продолжать воспитывать устойчивый интерес к музыке различного характера, оценочные суждения.
- Обогащать словарь, продолжить работу над музыкальной определительной лексикой.
- Воспитывать инициативность и творческие проявления.
Материал к занятию: иллюстрации – весенние пейзажи, портрет П.И.Чайковского, 2 колокольчика (большой и маленький), свистулька, птички- жаворонки выполненные из разного материала, печенье “жаворонки”.
Ход занятия
Звучит р.н.п. “Полосонька” фольклорный ансамбль “Живая вода” (аудиозапись)
В зал входят дети. Музыкальный руководитель их встречает, здоровается, обращает внимание детей на необычное оформление зала. (Интерьер русской избы и декорации весеннего леса).
Музыкальный руководитель: Что вы видите в правой половине зала? (Ответы детей: весенний лес, приметы весны)
- А с другой стороны зала у нас обстановка (другими словами интерьер) русской избы. Что-то хозяйки не видно, наверное, по делу вышла, давайте подождем ее и посмотрим, что же здесь есть интересного. Что вы видите, ребята? Этот дом похож на тот, в котором живете вы? А почему? Чем отличается? Да, в этом доме мы видим разные старинные предметы (перечисляют).
Входит Хозяйка.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Задержалась маленько, на улицу ходила, морозу угощение носила.
Музыкальный руководитель: Как это морозу?
Хозяйка: А вы не знаете? (Нет!)
Хозяйка: В марте хозяйки пекли из остатков муки маленькие шарики, и каждый день выбрасывали на улицу, морозу угощенье. Да еще приговаривали:
Мороз – Красный нос, вот тебе хлеб и овес.
А теперь убирайся подобру-поздорову!
Люди верили, что, наевшись хлебных шариков, Мороз уйдет в дальние края, за леса, за моря и уведет с собой зиму.
Музыкальный руководитель: Какой интересный обычай, но он только маленькая частичка обряда закликания весны. Чтобы приблизить весеннюю пору люди складывали о весне стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, звали-зазывали ее скорее прийти и растопить снег. А какие заклички вы знаете?
1-й ребенок:
Благослови мати весну закликати,
Весну закликати, зиму провожати.
Пусть зима уходит впрок весну пустит на порог.
2-й ребенок:
Весна, весна, проснись со сна. А ты, зима, ступай за моря.
Надоела ты нам, наскучила, наши рученьки приморозила.
Музыкальный руководитель: А теперь я вам спою закличку.
Жаворонушки прилетите, весну теплую принесите.
Нам зима она надоела, весь хлеб у нас поела.
Все дрова у нас сожгла, с крыш солому унесла.
Красивая песенка? А кто такие жаворонки? (Да, маленькие птички. Они прилетают из теплых стран не самые первые, но люди говорят, что как только они прилетят, так и настоящая весна наступит.)
Хозяйка: А вы знаете, ребята, какой сегодня день? (Вторник).
Это по нашему современному календарю, а давным-давно люди придумали каждому дню имя, и сегодняшний день называли Евдокией (Авдотьей) по прозвищу – весновка, замочи подол, свистунья. А как вы думаете, почему такие прозвища? (Ответы детей)
В этот день хозяйки лепили из теста птичек-жаворонков, пекли их, мазали сладким медом. У кого не было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги, украшали их. Празднично одетые дети ходили по селу, подбрасывали вверх фигурки птиц.
Посмотрите, у меня в доме тоже есть такие птицы. Давайте и мы возьмем жавороночков в руки, будем тихонечко их подбрасывать вверх. А ещё подпевайте мне закличку.
Музыкальный руководитель: Высоко, далеко в небе летят птицы, позовем их, пропоем – гу…, протяжно, напевно, тоненько. (м.р. играет на свистульке)
Жаворонушки, перелётушки, прилетите к нам, (все дети – Гу!)
Весну ясную, весну красную принесите к нам, Гу!
С сохой, бороной и лошадкой вороной. Гу!
С пряльцем, с донцем, с новым веретенцем! Гу!
Замечательно у нас получилось.
Хозяйка: А теперь давайте поставим птиц на полочку аккуратно.
Музыкальный руководитель: А куда же прилетят жаворонки? (В поле, в лес). А скажите, ребята, хотели бы вы увидеть, как просыпается лес после зимнего сна, и не только увидеть, но и всем показать.
Хозяйка: Подите, детушки, погуляйте, а я пока по хозяйству похлопочу.
Звучит “Весенняя фантазия” (журчание ручья) аудиокассета “Из чего родилась музыка”.
Музыкальный руководитель: Как хорошо в лесу, слышите, ручьи журчат, просыпается природа.
А хотите, наши девочки сейчас превратятся в первые весенние цветы, как они называются? (подснежники), а мальчики в большие, красивы деревья. И нет в нашем лесу ни одного похожего дерева, все они разные. И нет одинаковых цветов, у каждого цветка свой характер, один застенчивый, другой смелый.
Давайте мы подумаем и представим, как же просыпается весенний лес.
Еще местами на земле лежит снег, а цветы уже проснулись, протянули к солнышку свои нежные листочки, потянулись, закачали головками, и зазвенела на весь лес волшебная музыка весны и разбудила спящие деревья. Потянулись они, стряхнули с веток тающий снег, и тоже потянулись к солнцу. Как только я взмахну рукой, случится чуда и спящий лес проснётся.
“Пробуждение леса” пластическая импровизация детей. “Весенняя фантазия” Аудиокассета “Из чего родилась музыка”
Молодцы! А вы услышали пение птиц? (Да).
Давайте мы тихонечко пройдем на стульчики и поговорим. О приближении весны нам возвещают птицы, которые возвращаются их дальних стран, домой на Родину.
Сорок сороков птиц летят, весну несут, говорили крестьяне.
А больше всего на Руси любили звонкого певца-жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. Послушайте, как передал в своей музыке щебетание жаворонка русский композитор П.И. Чайковский.
“Песня жаворонка” П.И.Чайковский
Зима не даром злится, прошла её пора –
Весна в окно стучится и гонит со двора.
И всё засуетилось, все гонит зиму вон –
И жаворонки в небе уж подняли трезвон. (Ф.Тютчев)
Вы услышали, ребята, как похоже передал в своей музыке композитор пение жаворонка, его щебетание. А теперь, давайте подумаем, какие слова мы можем сказать о прослушанной музыке, какая она? (Нежная, ласковая, солнечная, напевная, звонкая, светлая, прозрачная, добрая, приветливая, задушевная, игривая, радостная.)
Давайте представим себе теплый весенний день, поле, с которого почти сошёл снег, яркое голубое небо, теплое солнце, и маленькую птичку, которая порхает высоко в небе и дарит нам свою весеннюю песенку.
Звучит “Песня жаворонка” П.И. Чайковский
Как замечательно весной в поле и в лесу. Везде мы с вами побывали и жаворонка послушали. А что ещё мы не делали? Да хороводы не водили и веснянок не пели!
А что такое веснянка? Да, это весенняя песенка, которой зазывали Весну-красну.
Напевали люди веснянки, зазывали к себе Весну. И Весна, будто откликалась на зов людей – пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы. В старину хоровод был связан с обрядами в честь солнышка красного и отсюда главный рисунок хоровода, какой? (Круг!)
Хозяйка:
В старину народ гулял, в хороводе танцевал.
Песни пели и играли, красно солнце прославляли!
В хоровод, в хоровод выходи плясать народ!
“Вот уж зимушка проходит” р.н.п. (работа над красотой движений)
Музыкальный руководитель: А в хороводе есть и другие элементы. Какие вы знаете? (Улитка, плетень, змейка, звёздочка и многие другие). А сейчас некоторые из хороводных элементов нам покажут девочки.
“Девичий хоровод” р.н.п. “Пойду ль я”
Музыкальный руководитель: Спасибо нашим девочкам, они очень старались, их движения были красивыми и выразительными. А теперь, детвора, поиграть пришла пора?
Наша игра называется “Жаворонок”. Водящего выберет Хозяйка.
Хозяйка:
Жаворонок в небе пел, колокольчиком звенел.
А кто песенку найдет, тот и в круг водить пойдет.
Народная игра с колокольчиками “Жаворонок”.
Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами говорили о весне, о русских обычаях. А помогали нам в этом птицы – жаворонки. Давайте произнесём последнюю весеннюю закличку.
Приди Весна! Приди Красна!
Со льном высоким! С корнем глубоким!
С дождями сильными! С хлебами обильными!
Хозяйка: А от меня, гости дорогие, примите сладкие подарки, жаворонков, сама пекла, старалась! Угощайтесь на здоровье, растите большими да умными!
- Спасибо, до свидания!