Пояснительная записка
Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально – педагогических проблем. Все больше и больше детей стало употреблять алкогольные напитки, табачные изделия, тем самым стараются казаться взрослыми, самостоятельными.
О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые проявляются до достижения ребенком возраста 18 лет.
В настоящее время, решение социальных проблем подрастающего поколения стало первоочередной задачей государственных и общественных органов, большая ответственность ложится на плечи школ, школ – интернатов.
У детей и подростков в неблагополучных семьях, как правило, не развита культура общения. Отсутствие душевной близости с родителями и контактов с ними а так же со сверстниками из благополучных семей, некоммуникабельность приводят к поиску уличной компании, где подростки имеют реальные возможности для самоутверждения и прежде всего через приобщение к алкоголю и табаку.
И в нашей Горковской специальной (коррекционной) школе – интернат стоит острая проблема – это употребление алкоголя и табака детьми, т. к большая часть детей из антисоциальных семей, где употребление алкоголя и табака это норма. Естественно все дети из неблагополучных семей родились и выросли в условиях постоянных пьянок, драк, и другой трезвой и нормальной жизни они зачастую не могут себе представить. С моей стороны, как социального педагога ведется большая работа по выявлению детей, которые за время пребывания вне школы приобщились к алкоголю и табаку. Ставим этих детей на внутришкольный учет, со стороны воспитателей ведется контроль за детьми, приобщая их в кружки, секции, участие в общешкольных мероприятиях, концертах.
Нельзя не учитывать, что рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях интенсивного социального расслоения общества, неблагоприятного развития семейных отношений, проявления жестокого обращения с подростками. В этой обстановке первостепенное значение имеют социальные, воспитательно – профилактические меры.
Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением, какого – то неблагоприятного события, т. е. с устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия.
В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется, прежде всего, информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят по тому, что несовершеннолетние их просто не знают, и зачастую им не могут это объяснить их родители, которые сами злоупотребляют алкоголем. А следовательно, основным направлением работы должно стать информирование подростков об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государство и обществом.
Данная программа месячника, рассчитана на месяц, и целесообразно реализовать, в первой четверти учебного года, это октябрь месяц, т. к. по приезду из дома детей у них возникают проблемы в поведении. На три летних месяца уезжая домой, где для них открыто все, поздние приходы домой, распитие алкоголя, курить, при этом никто не контролирует и не запрещает. У детей полная свобода время провождения и нет навязчивого воспитателя.
Актуальность разработки и проведение профилактических работ обусловлена анализом сложивших ситуаций – это алкоголизация подрастающего поколения.
Основным субъектом деятельности является социальный педагог учебного общеобразовательного учреждения, но, кроме того, могут и должны привлекаться психолог, воспитатели, учителя данного учебного заведения.
Объектом деятельности являются дети с отклонениями в развитии с разным уровнем вовлеченности в процесс алкоголизации и табакокурение.
Цель профилактической работы – это устранение негативных факторов способствующих алкоголизации и табачной зависимости у подростков.
Задачи:
1. формирование у подростков позитивных ценностных ориентаций в процессе профилактической и коррекционной работе;
2. вовлечение подростков в социально – полезную деятельность, формирование у него разносторонних интересов и увлечений;
3. укрепление физического и психического здоровья ребенка путем осуществления комплекса психолого – педагогических и профилактических мероприятий;
4. формирование навыков «выживания» в условиях современного общества;
5. возврат детей с отклонениями в поведении к нормам общества, способность ими критически оценивать свои поступки.
Социально – педагогическая деятельность и профилактическая работа с детьми,
склонным к употреблению алкоголя и табачных изделий
В процессе социального воспитания необходимо раскрывать безнравственность употребления алкоголя и табака, в том числе и небольших дозах. Следует делать акцент не только и не столько на раскрытие последствий вредных привычек, сколько на безнравственность самого факта. Необходимо обращать внимание на моральный урон, который наносят пьяницы окружающим людям, родным, близким.
Социально – педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на конкретного ребенка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума;
- поиска адекватных способов общения с ребенком;
- выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему.
Социально – педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических работ, реабилитационных мероприятий, а так же путем организации различных сфер жизнедеятельности детей.
Социально – педагогическая деятельность опирается на следующие принципы:
- индивидуально – личностный подход к данному ребенку;
- опора на положительные стороны личности ребенка;
- объективность подхода к ребенку;
- конфиденциальность.
Существует три фактора, способствующих алкоголизации детей:
ПЕРВЫЙ фактор – индивидуально-психический, включающий в себя: искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическая запущенность, задержанное психическое развитие ребенка, умственное недоразвитие.
ВТОРОЙ фактор – индивидуально-соматический – предполагает наличие у ребенка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.
ТРЕТИЙ фактор – социально внешкольный, включающий нарушение прав ребенка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком, вовлечение ребенка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.
Это основные факторы, влияющие на ребенка и ведущие к развитию у него алкогольной зависимости. Поэтому социально – педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию устранение факторов, осложняющих социализацию ребенка, что и пытается сделать наша школа-интернат, для детей с отклонениями в развитии из неблагополучных, антисоциальных семей.
Тематическое планирование:
01.10.2006-25.10.2006 г.г.
Сроки | Мероприятия | Цели | Формы | Класс | Ответственный |
1 неделя |
«Куришь ли ты?» «Курение и подросток»
|
-Выявление детей склонных к табакокурению для планированию дальнейшей работы по профилактике и искоренению вредных привычек у подрастающего поколения. |
Анкетиро-
|
3-5
6-9 |
Соц. педагог |
2 неделя |
«Табакокурение»
«Влияние алкоголя на живые организмы»
|
-Выработать у учащегося негативное отношение к курению; -разъяснить какой вред организму человека наносит табачный дым.
-Вести |
Беседа:
Практическое занятие
|
4-7
1-9
|
Соц. педагог
Воспита- |
3 неделя
|
«Никотин и закон»
«Влияние алкоголя и никотина на здоровье детей»
|
-Информировать об уголовной и административной ответственности за употребление несовершеннолетними детьми табачных изделий.
-Помочь сформировать активную и здоровую жизненную позицию с помощью специалиста врача - нарколога. -Вести разъяснительную работу о вреде алкоголя, показать пагубное воздействие на организм человека. |
Диспут
Лекция
Диспут |
1-6
1-9
8-9 |
Соц. педагог
Врач-нарколог
Соц. |
4 неделя |
Подведение итогов:
«В здоровом теле здоровый дух» |
- учить детей выражать свое отношение в рисунках и творческих работах
-Воспитывать желание подростков вести здоровый образ жизни; |
Конкурс плакатов
Спортивная программа |
2- 9
2-9 |
Соц. педагог Соц. педагог |
Подготовительная работа
(по проведению месячника)
- Ведется работа к подготовке по проведению месячника «Здоровый образ жизни» с воспитателями, педагогами школы (сентябрь);
- Объявляется конкурс плакатов с 01.10. по 20. 10 октября (2-9 классы);
- Встреча и предварительная беседа с врачом – наркологом о проблеме алкоголизации и никотиновой зависимости подрастающего поколения.
- Подбор и разработка методической литературы для проведения месячника «Здоровый образ жизни».
Ожидаемые результаты
1. Расширится круг знаний о вреде табака и алкоголя для здоровья того, кто употребляет, и кто его окружает.
2. Устанавливается контакт с наркологом поликлиники и инспектором милиции.
3. Создаются необходимые условия к негативному отношению детей к алкоголю и табаку.
4. Учитываются индивидуальные возрастные особенности детей, при этом используются различные формы организации месячника:
- беседы;
- анкетирование;
- практическое занятия;
- лекции;
- конкурс плакатов;
- спортивно оздоровительное мероприятие;
- участие в общешкольных сборах «Ситуация и Я» (школа выживания);
- участие в совете самоуправления .
Методы, используемые при реализации программы месячника:
1.методы обращения к сознанию ребенка:
- пример;
- разъяснение;
2. методы обращения к чувству, эмоциональной сфере детей:
- к совести;
- к стыду;
- к самолюбию и чести;
3. методы обращения к воле и поступку детей:
- требование;
- внушение;
- поощрение;
- наказание.
4. стимулирующие методы:
- похвала;
- благодарность;
- замечание;
- лишение определенных прав.
5. методы формирования нравственного сознания:
- беседы на этические темы;
- чтение литературы с последующим обсуждением;
- пример воспитателя.
На основе полученных результатов планируется профилактическая и коррекционная работа в течение всего учебного года, при этом используются
- индивидуальные групповые беседы и занятия.
В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности, нагружать детей полезными делами, организовать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.
Таким образом данная работа всей деятельности может рассматриваться как комплексная, объединяющая единой концепцией деятельности разных специалистов, направленная на достижение одной цели.
Используемая литература
- Азбука здоровья: Профилактика вредных привычек. Воспитательная работа в классах коррекции 5-9 классы./. – М.: Глобус, 2007
- Правовые классные часы в 7 – 9 классах / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Профилактика алкогольн6ой и наркотической зависимости у подростков в школе: практ. Пособие / Т.А. Шилова. – 2-е издание – М.: Айрис – пресс, 2004.
- Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под общ. Ред. М.А. Глазуновой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- Сизанова А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. М.: «ВАКО» 2006