Программа "Я ГОТОВЛЮСЬ К ЕГЭ"
элективный курс для 9 классов по географии 16
часов
Пояснительная записка
Данная программа необходима для подготовки к единой государственной аттестации по географии и выбору профиля в 10 классе. Программа обобщает материал курса географии с 6 по 9 классы. Обобщение курса географии по заданиям КИМов, которое отдельно не рассматривается на уроках по программе.
Современная Россия предназначена для учащихся 9 класса, выбирающего профиль обучения в старшей школе, связанный с углубленным изучением предмета естественного цикла.
Цель: ориентировать учащихся 9 класса в выборе соответствующего профиля на старшей ступени обучения с перспективой сдачи вступительного ЕГЭ по географии.
Задачи:
- выделять главные закономерности природы; оценивание экономических и социальных явлений в мире.
- упорядочить, структурировать свои знания и восполнить имеющиеся пробелы
- систематизировать информационный материал по разделам:
- использовать географическую информацию и давать творческий анализ;
- развитие логического мышления
- развивать коммуникативные навыки по умению работы в группе.
Содержание курса предполагает использование активных форм обучения (исследовательский и частично - исследовательский) в ходе работы с различными источниками информации: картами атласа, контурными картами, текстом учебника, дополнительной литературой, анализ диаграмм, схем, рисунков.
Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, насыщен практическими работами, создание проектов, зачеты в форме занимательных вопросов и заданий.
Данный курс завершается итоговым тестированием.
"СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ"
элективный курс для 9 классов 16 часов
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |||
лекция | практическая часть | семинар | |||||
1 | Введение | 1 | беседа | ||||
2 | Физико-географическое И экономико-географическое положение России |
2 | 1 | 1 | Выполнение практической работы "Границы России и сопредельные государства" |
||
3 | Природа России: - особенности рельефа; - особенности климата; - внутренние воды; - природные зоны на территории России. |
5 | 1
1 |
1 1
1 |
Практическая работа "Геологическое
строение .Тектоника, Рельеф России" Характеристика климата по климатограммам Выполнение опорного конспекта "Внутренние воды" Выполнение практической работы "Природные зоны" |
||
4 | Население России -национальный состав; - городское и сельское население (крупные города и города-миллионеры) - размещение населения (зоны расселения, миграции, полово-возрастной, религиозный состав, языковые семьи и группы)) |
3 |
1 |
1 |
1 |
Практические работы "Крупные города России", "Доля городского населения в регионах", "Границы Основной зоны расселения", "Полово-возрастная пирамида", "Языковые семьи народов России" |
|
5 | Экономика России - факторы размещения отдельных производств; - регионы России и их специализация |
3 | 1 1 |
1 |
Выполнение практических работ
"Определение факторов размещения
машиностроительного комплекса", "Отличие экономических районов страны" |
||
6 | Россия в современном мире - специализация стран; - страны Ближнего Зарубежья; - страны Дальнего Зарубежья |
2 | 1 | 1 |
Участие в семинаре | ||
7 | Итоговый контроль | 1 | Тестирование |
Содержание программы
Тема №1. Введение(1 ч)
Тема № 2. ФГП и ЭГП России(2 ч)
Крайние точки России, протяженность России
С З -> В и с С -> Ю. Границы России. Часовые пояса.
Тема № 3. Природа России (5 ч)
1) особенности рельефа.(1)
- Взаимосвязь основных форм рельефа с тектоническим строением
- Пр./р. Круп. Месторождения полезных ископаемых (работа ск.к.)
2) Особенности климата (1 ч)
Пр/р. Составление характеристики климата на основе работы с климатограммой
3) внутренние воды(1 ч)
Лекция, (составление опорного конспекта)
Работа рек. Ледники.
4) Природные зоны (Пр./р.)-2ч. Почвы. Растительный и животный мир.
Тема №4. Население России. (3ч.)
- национальный состав (1ч.)
- языковые семьи, языковые группы народов, проживающих на территории России, национально-территориальные субъекты;
- городское и сельское население (1ч.)
Крупные города, города-миллионеры, городские агломерации;
- размещение населения (1ч.)
основные зоны расселения. Причины неравномерного размещения населения по территории России.
Тема №5. Экономика России. (3ч.)
Структура хозяйства. Факторы размещения и география отдельных отраслей. Регионы России и их специализация.
Тема №6. Россия в современном мире.(2ч.)
Геополитическое положение современной России.
Страны СНГ и их специализация. Внешние экономические связи со странами Ближнего и Дальнего Зарубежья.
Итоговый тестовый контроль (1ч.)
Литература
- В.Г.Глушкова, Ю.А.Симагин "Тесты и задания. Экономическая и социальная география мира". М; "Владос" 1999
- Учебник С.Б.Лавров, Ю.Н.Гладкий "Экономическая и социальная география мира" 10 класс, М; "Просвещение" 2002.
- В.Максаковский "Экономическая и социальная география мира" М; "Просвещение" 2002
- Справочники: "Все страны мира", "Все столицы мира"
- Е.Ю.Мишняева "Экзаменационные вопросы и ответы. География 10-11 классы" М; "Аст-Пресс" 1999
- А.П.Кузнецов "География. Население и хозяйство мира" М; "Дрофа" 1997
- В.Н.Холина "География человеческой деятельности" М; "Просвещение" 2001
- О.Клеманова, В.Клеманов "Тесты по географии для поступающих в ВУЗы" М; "Айрис" 1999
- В.Максаковский "География для поступающих в ВУЗы" М; "Дрофа" 2003
- В.Г.Глушкова, Ю.А.Симагин "Тесты и задания по экономической и социальной географии России и новых независимых государств" М; "Владос" 1999
- И.В.Душина, Е.А.Таможняя "География. 9 выпускной класс." М; "Аст-Пресс школа" 2003
- С.И.Болысов и др. "Пособие по географии для поступающих в ВУЗы" М; Просвещение" 2002
Программа "Я ПОЗНАЮ МИР"
элективный курс для10 классов по географии 16
часов
Пояснительная записка
Данная программа необходима для подготовки к единой государственной аттестации по географии и выбору будущей профессии. Программа обобщает материал курса географии с 6 по 11 классы. Обобщение курса географии по заданиям КИМов, которое отдельно не рассматривается на уроках по программе, истории, астрономии. Элективный курс
"Я познаю мир" предназначена для учащихся 10-11 классов, является продолжением курса "Современная Россия". В программе курса подобран материал для обобщения и прорешивания вариантов ЕГЭ, не изучающихся на уроках географии, но часто встречающихся на экзаменах по непонятным причинам.
Цель: ориентировать учащихся 11 класса с перспективой успешной сдачи вступительного ЕГЭ по географии, на выбранные факультеты Вузов страны.
Задачи:
- выделять главные закономерности природы; оценивание экономических и социальных явлений в мире.
- упорядочить, структурировать свои знания и восполнить имеющиеся пробелы
- систематизировать информационный материал по разделам:
- использовать географическую информацию и давать творческий анализ;
- развитие логического мышления
- развивать коммуникативные навыки по умению работы в группе.
Содержание курса предполагает использование активных форм обучения (исследовательский и частично - исследовательский) в ходе работы с различными источниками информации: картами атласа, контурными картами, текстом учебника, дополнительной литературой, анализ диаграмм, схем, рисунков.
Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, насыщен практическими работами, создание проектов, зачеты в форме занимательных вопросов и заданий.
Данный курс завершается итоговым тестированием.
"Я ПОЗНАЮ МИР" элективный курс для 10 класса 16 часов
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | Виды деятельности учащихся | Формы контроля |
1 | Общее знакомство с географическими
регионами мира (лекция) |
1 | Знакомство с целями и задачами курса | |
2 | Географические регионы Европы и Азии | 2 | "Определение географических регионов Европы и Азии(государства и их столицы)" | Практическая работа "Нанесение на контурную карту границы и столицы стран региона" |
3 | Физическая карта Евразии | 1 | Соревнование между группами по
физической карте Европы и Азии. Повторение номенклатуры с основами топонимики |
Занимательное соревнование между группами |
4 | Зачет | 1 | ||
5 | Географические регионы Африки | 1 | "Определение стран региона" | Практическая работа с контурной картой Африки |
6 | Физическая карта Африки | 1 | Игровые соревнования по номенклатуре | Игры "Найти соответствие", "Вычеркни лишнее", "Брейн-ринг Достопримечательности стран Африки" |
7 | Зачет | 1 | ||
8 | Географические регионы Америки, Австралии и Океании | 1 | "Определение и нанесение границ и столиц стран региона" | Практическая работа с атласом и контурной картой |
9 | Физическая карта Америки, Австралии и Океании | 1 | Соревнование между группами | Повторение пройденного материала |
10 | Зачет | 1 | Показать индивидуальные знания | Проверка знаний по карте устно |
11 | Историко-географические регионы мира | 1 | Подготовка проекта по выбранному региону | Устная защита проектов |
12 | Зачет Физическая карта мира |
1 | Обобщенный зачет | Устный зачет по карте |
13 | Зачет Политическая карта мира |
1 | Обобщенный зачет | Устный зачет по карте |
14 | Итоговое занятие | 2 | Выполнение заданий по ЕГЭ По данным темам |
Восполнить пробелы при подготовке к
ЕГЭ. Индивидуальные консультации |
Содержание программы
Тема №1. Общее знакомство с географическими регионами мира.
Политическая карта мира. Этапы формирования. Типология стран. Государственный строй и устройство. Колонии Франции, Великобритании, Испании, Португалии.
Тема №2. географические регионы Европы.
Страны Северной, Средней, Восточной, Западной, Южной Европы. Особенности расположения столиц.
Тема №3. Географические регионы Азии
Страны Юго-Западная, Юго-Восточная, Восточная, Центральная, Южная Азия. Особенности расположения столиц.
Тема №4. Физическая карта Евразии.
Тема №5. Зачет по картам. (игровая форма)
Тема №6. Географические регионы Африки.
Страны Северной, Западной, Центральной, Восточной, Южной Африки. Особенности расположения столиц.
Тема № 7. Физическая карта Африки.
Тема №8. Зачет.
Тема №9. Географические регионы Америки.
Страны Северной, Центральной, Вест-Индии, Андские, Бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности.
Тема №10. Географические регионы Австралии и Океании.
Австралийский Союз, Меланезия, Полинезия, Микронезия.
Тема №11. Физическая карта Америки, Австралии и Океании.
Тема №12. Зачет.
Тема№13. Историко-географические регионы мира.
Страны Содружества, Скандинавии, Балканские страны, Дунайские Страны, Рейнские, Ближнего Востока, Большого и Малого Магриба, Бенилюкса, Фенноскандии, Среднего Востока.
Тема №14. Итоговое тестирование по темам " Политическая карта мира. Физическая карта мира".
Литература
- В.Г.Глушкова, Ю.А.Симагин "Тесты и задания. Экономическая и социальная география мира". М; "Владос" 1999
- Учебник С.Б.Лавров, Ю.Н.Гладкий "Экономическая и социальная география мира" 10 класс, М; "Просвещение" 2002.
- В.Максаковский "Экономическая и социальная география мира" М; "Просвещение" 2002
- Справочники: "Все страны мира", "Все столицы мира"
- Е.Ю.Мишняева "Экзаменационные вопросы и ответы. География 10-11 классы" М; "Аст-Пресс" 1999
- А.П.Кузнецов "География. Население и хозяйство мира" М; "Дрофа" 1997
- В.Н.Холина "География человеческой деятельности" М; "Просвещение" 2001
- О.Клеманова, В.Клеманов "Тесты по географии для поступающих в ВУЗы" М; "Айрис" 1999
- В.Максаковский "География для поступающих в ВУЗы" М; "Дрофа" 2003
- В.Г.Глушкова, Ю.А.Симагин "Тесты и задания по экономической и социальной географии России и новых независимых государств" М; "Владос" 1999
- И.В.Душина, Е.А.Таможняя "География. 9 выпускной класс." М; "Аст-Пресс школа" 2003
- С.И.Болысов и др. "Пособие по географии для поступающих в ВУЗы" М; "Просвещение" 2002