Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно в раннем возрасте. По некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. Очень важно так построить жизнь ребенка, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Компетентный родитель и педагог могут способствовать успешному психическому развитию ребенка, эффективно решать возникающие трудности в воспитании и общении с детьми, способствуя гармоничному развитию каждого ребенка в целом. Форма тренинга предполагает максимальную активность педагогов (родителей), что является гарантом дальнейшего использования приобретенных знаний и навыков в повседневной жизни. Руководителю тренинга необходимо подводить итоги после каждого упражнения и вносить комментарии.
1. Игра «Уронили мишку на пол»
Цель: Развитие внимания в слуховой модальности, отработка умения быстро принимать решения в нестандартной ситуации.
Материалы: Карточки со строчками из четверостиший (на каждого участника).
До начала упражнения участники вспоминают различные четверостишия детских писателей. Затем тренер раздает карточки, на каждой из которых напечатана только одна строчка из стихотворения А.Барто.
Уронили мишку на пол, |
Все равно его не брошу, |
Оторвали мишке лапу. |
Потому что он хороший. |
По сигналу тренера все участники встают, закрывают глаза и начинают двигаться по комнате, непрерывно произнося вслух свою строчку. Задача участников — объединиться в подгруппы, после чего тренер дает команду открыть глаза и произнести хором стихотворение.
Обсуждение данного упражнения целесообразно проводить по кругу. Тренер может предложить участникам в свободной форме ответить на следующие вопросы: с какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? Легко ли было отыскать участников своей команды? Какие чувства возникали у вас на различных этапах выполнения упражнения? Какие личностные качества помогали и мешали вам выполнить задание успешно? Хотите ли вы сейчас что-нибудь сказать участникам своей команды?
Если кто-то отказывается участвовать в данной игре, ему предлагается роль наблюдателя. В процессе обсуждения наблюдатель высказывается последним.
В этом упражнении глаза намеренно не завязываются повязкой, чтобы члены группы чувствовали себя более безопасно. При желании у каждого есть возможность приоткрыть глаза и проконтролировать ситуацию.
2. Игра «Непослушные шарики»
Цель: Снять эмоциональное напряжение, способствовать сплочению группы.
Материалы: 10—20 воздушных шаров (по 5 на каждую подгруппу).
Игра проводится в четырех подгруппах. Участники каждой подгруппы берутся за руки, образуя круг. Каждой команде тренер выдает воздушный шарика. Задача участников — любыми способами, но не расцепляя рук, удерживать шарик в воздухе как можно дольше. В процессе игры тренер постепенно добавляет командам по 1 шарику, пока в каждой команде не будет 4-5 шариков. Это активизирует каждого участника и оживляет игру. Побеждает та команда, которая дольше всех сможет удержать шарики.
Игра проходит более оживленно под музыкальное сопровождение (можно использовать фрагменты из балета А. Хачатуряна «Гаянэ», например «Танец с саблями»). По окончании игры проводится обсуждение.
Во время обсуждения участники называют игры для детей раннего возраста, похожие по содержанию на данную игру («Пушинка», «Снежинка»). Например, в игре «Пушинка» дуют на кусочек ватки и удерживают его в воздухе как можно дольше. С 2,5—3 лет можно использовать коллективную форму игры, когда дети уже не поодиночке, а вдвоем, втроем удерживают снежинку.
3. Упражнение «Трудности воспитания детей раннего возраста»
Цель: Выделить главные трудности воспитания детей раннего возраста, обобщить опыт участников тренинга.
Материалы: доска, маркер, стикеры разных цветов (по количеству подгрупп).
Данное упражнение проводится в три этапа.
1-й ЭТАП
Упражнение проводится в подгруппах, каждая из которых в течение 10 (5) минут методом мозгового штурма составляет перечень проблем, с которыми сталкиваются взрослые воспитывая детей раннего возраста.
Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, и в результате группового обсуждения на доске появляется общий перечень трудностей, на которых участники заострили внимание.
2-й ЭТАП
Подгруппам выдается по 10 стикеров, каждый из которых имеет «стоимость» — 1 балл. Затем посредством обсуждения (5 - 10 минут) члены подгруппы определяют уровень сложности каждой проблемы, зафиксированной в общем списке. Чем более трудной они считают какую-либо проблему, тем большее количество баллов они ей присваивают.
Например, подгруппа может оценить проблему нежелания ходить в детский сад в 4 балла. Тогда на остальные проблемы, заявленные участниками, останется только 6 баллов. Возможно, какая-либо команда оценит, например, проблему «детские укусы» в 10 баллов. В таком случае отпадет необходимость оценивать другие проблемы, так как в арсенале каждой подгруппы всего 10 баллов — 10 стикеров.
Затем каждая команда приклеивает стикеры на доске рядом с указанными проблемами. Тренер подсчитывает количество баллов, присвоенных каждой проблеме, и выделяет 2 - 4 проблемы (по количеству групп), получившие наибольшее количество баллов.
3-й ЭТАП
Каждая подгруппа получает задание: описать основные направления и определенные методы работы, способствующие решению одной из четырех самых актуальных проблем воспитания детей раннего возраста.
Затем представители каждой команды сообщают результаты подгрупповой работы, зачитывая свои рекомендации.
На заключительном этапе выполнения упражнения проводится групповое обсуждение предложенных методов и приемов работы. Результатом групповой работы может стать сводная таблица (схема) «рецептов», предложенных участниками тренинга по всем проблемам.
В процессе обсуждения участники могут предложить конкретные ситуации, в которых данное упражнение может быть использовано. Например, при проведении родительских собраний, во время которых педагог или психолог помогает родителям решить трудные вопросы воспитания и обучения детей. Как правило, в процессе проведения упражнения у взрослых меняются взгляды на поведение малышей, и они учатся решать еще совсем недавно такие «неразрешимые» проблемы.
Кроме того, родители (и педагоги), участвующие в проведении упражнения, осознают, что трудности, возникающие у них, свойственны и другим родителям (педагогам) и не являются следствием их неправильной воспитательной позиции.
4. Упражнение «Качества взрослого, необходимые ему при взаимодействии с детьми раннего возраста»
Цель: дать возможность участникам поразмышлять над проблемами, волнующими многих родителей, обращающихся за консультацией к психологу.
Упражнение проводится в подгруппах. В течение нескольких минут каждая подгруппа пытается выделить по 2—3 качества, необходимых взрослому для успешного взаимодействия с ребенком раннего возраста. Эти качества необходимо представить в виде психологической скульптуры — без слов, а только с помощью невербальных средств общения. В создании скульптуры участвует вся команда. Остальные члены группы отгадывают, какое качество отражено в скульптуре. После того, как все подгруппы представят свои творческие работы, проводится обсуждение в кругу. В качестве одного из выводов, говорится, что дети раннего возраста большую часть информации получают от невербальных средств общения. Потренироваться в использовании этих средств коммуникации поможет следующее упражнение.
5. Упражнение «Соскучился…»
Цель: Развитие выразительных движений, необходимых при общении с малышом.
Тренер знакомит участников упражнения с одной из ситуаций (образцы ситуаций даны ниже) и выдает карточку с возможными вариантами ответов на происходящее. Затем каждому участнику выдается карточка с номером (от 1 до 24). Это номер высказывания, которое участник должен будет представить с помощью мимики и жестов. Упражнение может проходить как в кругу, так и в подгруппах по 5—7 человек.
1-Й ВАРИАНТ (ДЛЯ ПЕДАГОГОВ)
Ситуация «Представьте, что Вы — воспитатель и проводите открытое занятие для педагогов всего района. Вдруг в самый ответственный момент открывается дверь и в нее входит опоздавший Сережа...»
2-Й ВАРИАНТ (ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
«Вам необходимо выполнить дома некоторую работ требующую определенного внимания и сосредоточенности. Чтобы ребенок Вам не мешал, Вы попросили кого-либо из родственников (мужа, мать, свекровь и т. д.) посидеть с ребенком в другой комнате в течение часа. Прошло ровно 10 минут, и вдруг открывается дверь и в комнату врывается Ваше чадо».
В процессе обсуждения группа отвечает на вопросы:
- Насколько понятны и выразительны были их жесты?
- Какие высказывания можно было «изобразить» по-другому?
- Какие личностные качества развивает данное упражнение?
Данное упражнение, как правило, проходит достаточно весело, в быстром темпе. Но если группа не готова к выполнению этого упражнения, его можно заменить более легким вариантом.
СПИСОК ВЫСКАЗЫВАНИЙ К УПРАЖНЕНИЮ «ОПЯТЬ ОПОЗДАЛ»
Вариант для воспитателей
- Опять опоздал!
- Что случилось? Я так волнуюсь. Всю валерианку выпила.
- Как хорошо, что ты пришел!
- Где ты был?
- Почему опоздал?
- Может быть, тебе будильник подарить?
- Сережа, кушать хочешь?
- Иди на горшок! Быстро!
- Подожди минуточку.
- Не мешай! Отойди! Потом зайдешь!
- Мой ручки и садись кушать, мой хороший.
- Поздоровайся с ребятками.
- Здравствуй, мое солнышко ненаглядное.
- Как я соскучилась без тебя.
- Как жаль, что ты опоздал. Мы уже занимаемся.
- Марш в группу!
- Садись скорее с нами слушать сказку про Колобка.
- Чем бы ты хотел заниматься?
- Это недопустимо! О чем думает твоя мама?
- Наконец-то! Я так тебя жду!
- Мешаешь работать, сбиваешь с толку!
- Закрой дверь!
- Ласточка моя, голубчик мой!
- Сереженька, поздоровайся с ребятками.
- Детки, поздоровайтесь с Сережей.
- Проходи тихо и не кричи — и так мешаешь.
Вариант для родителей
- Сережа, ты уже соскучился?
- А ну марш в другую комнату
- Я же попросила, не выходить ко мне.
- Ты пришел помочь маме?
- Не мешай.
- Что-нибудь случилось?
- Могу я спокойно поработать в этом доме?
- Мой зайчик пришел.
- Тебе плохо без меня?
- Я работаю.
- Как хорошо, что ты пришел!
- Сереженька, сладкий мой!
- Я тебя умоляю, посиди в соседней комнате.
- Заходи, но только тихо.
- Если еще раз откроешь дверь, уложу спать.
- Ты что не можешь без меня 40 минут посидеть?
- Придется работать ночью.
- Радость ты моя.
- Садись к маме на колени и молчи.
- Быстро выйди из комнаты.
- Из-за тебя я без работы останусь.
- Солнышко мое.
- Почему ты такой грустный?
- О Боже! Пойду работать к соседям.
6. Игра «Горячо, утюг!»
Цель: Отработка навыков взаимодействия взрослого и ребенка в экстремальной ситуации.
Перед выполнением упражнения ведущий говорит о том, что зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того, чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»). Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.
Все участники сидят в кругу. Ведущий по очереди подходит к каждому из них и сообщает об экстремальной ситуации, в которой находится ребенок. (Можно не подходить, а кидать мяч, озвучивая ситуацию) Например: «Ваш ребенок уже протягивает руку к горячему утюгу». Участник, к которому обращены эти слова, должен, мгновенно отреагировав, остановить ребенка.
Проводить игру желательно в быстром темпе, называя первые пришедшие в голову слова. Можно отвести определенное время для каждого ответа, например, одну минуту. Когда все участники выполнят задание, можно провести обсуждение (по кругу), в процессе которого каждый скажет, доволен ли он своим решением.
СПИСОК СИТУАЦИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ «ГОРЯЧО, УТЮГ»
Ваш ребенок
- Тянет руку к горячему утюгу.
- Пытается включить газовую плиту.
- Собирается сбросить на пол хрустальную вазу.
- Перегибается через перила на шестом этаже.
- Подносит ко рту рюмку с водкой.
- Выбегает на проезжую часть улицы.
- Замахивается лопаткой на злую собаку.
- Размахивает клюшкой перед витриной фешенебельного магазина.
- Готовится спрыгнуть со второго яруса кровати.
- Открывает кран с горячей водой.
- Целится из рогатки в Вашего гостя.
- Хочет кинуть камень в экран телевизора.
- Сует палец в пасть злой соседской собаке.
- Стремительно выбегает на тонкий лед пруда.
- Вот-вот наступит на крышку полуоткрытого люка.
- Пытается открыть работающую стиральную машину.
- Убегает в переполненном метро в противоположную сторону.
- Засовывает карандаш в электрическую розетку.
- Тянет в рот иголку.
- Запихивает маленькую пуговицу в ухо.
- Протягивает руку к чашке с горячим чаем.
- Собирается вылить суп из тарелки в аквариум.
- Хочет попробовать еду из собачьей миски.
- Сыплет соду вместо соли в кипящий суп.
- Собирается выбросить из окна мамино ожерелье.
7.Упражнение на развитие эмпатии взрослого «Давать и получать» (Фопель К.)
Цель: Развитие эмпатии участников тренинга.
Группа разбивается на пары. Тренер предлагает всем участникам настроиться на доброе чувство, «расположение», которое так необходимо при взаимодействии с детьми любого возраста. Затем участники садятся напротив друг друга так, чтобы соприкасаться коленями, и закрывают глаза.
Тренер снова просит подумать о чувстве расположения и представить, в какой части тела оно может находиться. Как оно может выглядеть? Какого оно цвета? Затем он просит каждого участника представить, что тот берет это расположение и передает его своему партнеру, а от партнера взамен получает тоже расположение. Дальнейший ход упражнения тренер может сопровождать следующими выводами: «Теперь попробуйте отдать еще больше расположения и получить еще больше взамен. Как здорово, что расположение, которое вы отдаете, возвращается назад к вам...
Теперь сделайте глубокий вдох, пошевелите руками и ногами, откройте глаза и посмотрите друг на друга. Можно поблагодарить своего партнера».
Тренер задает вопросы о том, что чувствовали участники группы, удалось ли им передать и получить расположение. Как маленький ребенок может почувствовать наше расположение? Всегда ли в общении с детьми расположение, которое мы передаем, возвращается к нам назад?
Данное упражнение проходит эффективно только в продвинутой группе. Педагогам и родителям, участвующим в тренинге впервые, как правило, трудно сосредоточиться на выполнении задания.
8. Упражнение «Подарок группе» («Что осталось за кадром»)
Цель: получение обратной связи от участников тренинга, дать возможность поделиться опытом тем слушателям, которые по каким-то причинам не высказались.
Каждый по кругу описывает интересные находки, которыми они пользуются при воспитании с детьми, но которыми еще не успели поделиться в течении тренинга.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Каждый участник получает карточку с вопросами:
- Ваши ощущения от работы.
- Что Вам понравилось больше всего?
- Что хотелось бы изменить?
Использованная литература: Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Изд-во «Речь». 2005. – 176 с.