Вечер физики "Умники и умницы"

Разделы: Физика

Ключевые слова: умники и умницы


Цель:

  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • их активности;
  • расширение кругозора;
  • повторение пройденного материала.

Участники: ученики с 7–11 класс, МАГ.

Учитель. Каждый, кто находится в этом зале, может сказать, что ему знаком школьный предмет физика. Физика наука о природе. И сегодня мы, продолжая разговор о физике, будем рассматривать, как объясняются некоторые природные явления с точки зрения физики. Я, надеюсь, что эта встреча будет интересной. На нашей встрече присутствует мой помощник МАГ.

Маг: Я, магистр физики ПОВЕЛИВАЮ: Провести вечер “Умники и умницы”.

Правила:

  1. Не выкрикивай, ответ не зачтется.
  2. С начала подумай, а потом отвечай.
  3. Правильно ответил — получи жетон.
  4. Победит тот, кто наберет большее количество жетонов.
  5. Победитель получит приз.

Программа

I. Новогодняя поэтическо-физическая викторина.

II. Конкурс Всезнаек.

III. Конкурс “Дальше, дальше, дальше...”

IV. Тур. Плоды деятельности человека.

V. Конкурс любителей загадок.

VI. Подведение итогов.

VII. Награждение.

Маг: Всегда хочется чего-то необычного и красивого.

1.1. Кто автор этих строк? Как называется произведение? Что представляют, с точки зрения физики, “на стеклах легкие узоры”?

В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре...

(А.С.Пушкин. “Евгений Онегин”. Кристаллики замерзшей воды, ее твердое состояние.)

1.2. М.Басё – японский поэт. “С треском лопнул кувшин..”

С треском лопнул кувшин;
Ночью вода в нем замерзла,
Я пробудился вдруг.

Какие физические явления имеют здесь место? Почему вода при замерзании разорвала кувшин? (При кристаллизации объем льда становится больше, чем объем воды.)

1.3. А.Вознесенский. “Мороз”

Помнишь время молодое?
Мы врывались на пари,
оставляя пол-ладони,
примороженной к двери.

Почему “пол-ладони” оказалось примороженной” к двери”? Объясните сточки зрения физики?

(Металл, обладая большей, чем дерево теплопроводностью, активно отводит “ тепло от руки, в следствии чего влага, имеющаяся в ее порах и на ней, быстро охлаждается до температуры кристаллизации и примерзает.)

1.4. А.Блок “Ночь на Новый год”.

Лежат холодные туманы,
горят багровые костры.
Душа морозная Светланы
В мечтах таинственной игры.
Скрипнет снег – сердца займутся –
Снова тихая луна.
За воротами смеются,
Дальше – улица темна.

Что такое “холодный туман”? Почему скрипит снег?

(Скрип снега вызван хождением по нему; при этом разрушались его ледяные кристаллики).

1.5. А.С.Пушкин

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно реже лед...

Из какого произведения великого Пушкина взято это четверостишье? Укажите строки, где говорится о соседстве двух состояний одного вещества. Почему коньки режут лед и почему они хорошо скользят по льду? Отчего речка, одетая льдом, “блистает”?

(Коньки скользят по льду, так как температура плавления льда снижается при увеличении внешнего давления; под давлением конькобежца лед подтаивает и коньки движутся по тонкой водяной пленке, которая служит смазкой.)

1.6. Кедрин “Мороз на стеклах”

Пейзаж тропического лета
Рисует стужа на окне.
Зачем ее розы? Видно, это
Зима тоскует по весне.

Какое физическое явление нашло отражение в этом отрывке? (Кристаллизация.)

1.7. Недогонов “Холм”

Мороз, туман речной сгущая,
гудит в просторе ледяном,
Криницы в стекла превращая,
Над Доном ходит ходуном.

И, вдосталь вымученный за ночь,
на белом поле под луной,
Как спящий витязь, Дон Иваныч
Лежит в кольчуге ледяной.

Почему в мороз над еще не замерзшим Доном был виден густой туман?

(Температура воды в реке выше, чем температура окружающего воздуха. Поднимающийся с поверхности водяной пар в воздухе охлаждается конденсируется в капельки влаги – образуется туман.)

1.8. А.Фет “Метель”

Все молчит, – лучина с треском
Лишь горит багровым блеском,
Да по кровле ветер шумит.

Почему лучина “горит с треском”?

(При горении лучины из ее древесины интенсивно испаряется влага; пар, увеличиваясь в объеме, с треском разрывает древесные волокна.)

Маг: Историческая справка. Философская премия

Эту награду Международный математический конгресс присуждает раз е 4 года молодым ученым за особые достижения в области математики. ЕЕ часто называют Нобелевской премией по математике. Нобелевские премии стали присуждаться с 1901 года по завещанию шведского инженера-химика, промышленника и миллионера Альфреда Дерихарда Нобеля (1833–1896 гг.). Премия присуждается за выдающиеся работы в области физики, экономики, за литературные произведения, за деятельность по укреплению мира. Сначала в этом списке была названа математика, но потом Нобель сам исключил математиков из перечня возможных претендентов. Существует несколько версий, объясняющих причину решения Нобелю. В среде математиков утвердилось мнение, что этот недружелюбный жест миллионера объясняется личной неприязнью Нобеля к известному шведскому математику Миттаг-Леффлеру (1846–1927), который основал математический журнал и сумел привлечь к его работе многих выдающихся математиков, но как бы то не было, пробел, созданный Нобелем, впоследствии заполнил Филдс.

Джон Чалъдз Филдс (1863–1932) родился в г. Гамильтоне на юге Канады. Окончил университет в Торонто и с 1902 г. работал в Торонтском университете. С 1924 по 1932 годы занимал пост президента Международного математического союза. В 1932 году Филдс составил меморандум, в котором подробно охарактеризовал статус новой премии. До официального оформления премии ФИЛДС НЕ ДОЖИЛ. Премию стали называть “Филдсовской премией”.

Премией не только отмечали заслуги того или иного лица, но и стимулируются его дальнейшая деятельность в области математики. Поэтому согласно Уставу она присуждается исследователям не достигшим 41 года.

Вместе с премией (1500 канадских долларов) лауреату вручается и золотая медаль. На лицевой стороне медали ( аверсе) изображена голова Архимеда. Перед ней надпись по-гречески: “Архимед”. Надпись вокруг головы гласит: “Превзойди человеческие возможности и познай Вселенную”. На обратной стороне (реверсе) написано по латыни: “Математический мир приветствует шаг к познанию”. На заднем плане – сфера, вписанная в цилиндр, – чертеж к знаменитой теореме Архимеда. Надписи составлены профессором Норвудом из Торонского университета. Первые лауреаты Филдсовской премии были названы в 1936 году.

Наши лауреаты:

  • Сергей Петрович Новиков 1938 года рождения, Родился в г.Горьком. Основные труды по геометрии, топологии и общей теории относительности.
  • Григорий Александрович Маргулис родился в Москве в 1946 году. Премию получил за основные труды по теории групп Ли.

П. Конкурс Всезнаек

Привести примеры использования законов физики в биологии, географии и других науках.

  • Закон Паскаля в биологии.
  • Закон Бернулли в биологии.
  • Закон сообщающихся сосудов в географии.
  • Закон Торричелли в географии.
  • “Золотое правило в механике”. Закон рычага в истории.
  • Закон всемирного тяготения в астрономии.
  • Закон сохранения импульса в военном деле.
  • Закон Архимеда в биологии.

Маг: Дорогие друзья! Продолжаем нашу игру. Эрудиты, вам слово! Эрудит в переводе с латинского это человек, который имеет глубокие, всесторонние познания. Можно сказать это специалист широкого профиля. Памятуя ироничный парадокс великого английского писателя Бернарда Шоу: “Специалист – это человек. Который знает все больше и больше о все меньшем и меньшем, и в итоге он знает все ни о чем.”.

III. Конкурс “Дальше, дальше, дальше...”

  • Какие науки используют результаты физики....
  • Что такое природные явления?
  • Физическое явление – это...
  • Все, что нас окружает, и мы сами – это...
  • Траектория это ...
  • Перемещение – это...
  • Механическое движение – это...
  • Что изучает физика?
  • Что изучает механика?
  • Диффузия – это...
  • Закон Ома – ...
  • Электрический ток - это....
  • Четыре состояния вещества.
  • Основная часть оптического прибора – это...
  • Барометр это ...
  • Атмосфера – это...
  • Третий закон Ньютона называют законом... .

Маг: Библейская гиена огненная, символизирующая ад, на самом деле была гигантским полигоном для сжигания городских отходов Иерусалима крупнейшего урбанизированного центра древней Иудеи, устроенным в Енномовой долине на месте дубовой рощи, посвященной языческому богу Молоху.

IV. Тур. Плоды деятельности человека.

Желающие по одному подходят к “дереву”, на котором развешаны различные предметы. Нужно выявить проблему, связанную с этими предметами, и найти выход. На дереве висят:

  1. Аэрозоль.
  2. Противогаз.
  3. Пакет целлофановый.
  4. Сетка из-под картофеля.
  5. Пустая консервная банка.

Маг: А теперь пришла пора отгадать загадки физико-технического содержания.

V. Конкурс любителей загадок.

К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это... (электричество).

Разноцветный мост
Встал на сто верст. (Радуга.)

Я увидел свой портрет, отошел –
Портрета нет. (Изображение.)

Клубится, а не дым,
Ложиться, а не снег. (Туман.)

Очень строгий контролер
Со стены глядит в упор.
Смотрит – не моргает:
Стоит только свет зажечь
Иль включить розетку в печь
Все на ус мотает. (Счетчик.)

На стене весит тарелка,
По тарелке ходит стрелка,
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает. (Барометр.)

Голубой платок, красный
Колобок – по платку катается,
Людям усмехается. (Солнце.)

Зимой – греет, весной – тлеет,
Летом умирает, осенью – летает. (Снег.)

Летит птица орел, несет в зубах огонь,
Огненные стрелы пускает,
Никто ее не поймает. (Молния.)

VI. Подведение итогов вечера.

Маг: Вот и закончился наш вечер. Надеюсь, дорогие друзья, вам было интересно, и вы узнали много нового. А закончить нашу встречу хочу словами великого ученого А.Энштейна.

“Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, по крайней мере отчасти, нашему восприятию и нашему разуму”. До новых встреч!

VI. Награждение.

Победители награждаются отличными оценками, дипломами и призами.