Тема: «Давление и сила давления».
Цели урока:
Образовательные:
- сформировать представление о давлении, как о физической величине и умение находить давление;
- показать значение давления в природе, быту и технике;
- обосновать необходимость увеличения и уменьшения давления.
Развивающие:
- развить умение самостоятельно определять давление;
- наблюдать, анализировать и обобщать.
Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся.
Ход урока
Урок сопровождается презентацией. (Приложение 1)
I. Организационный момент
Мы с вами попытаемся разгадать тайну. Не будем оставаться в невежестве, когда знания стучаться во все врата. Давайте приложим все свои знания и умения, чтобы разгадать эту тайну.
II. Изучение нового материала
Книга лежит на столе.
Учитель: Какие силы действуют на неё? А действует ли книга на стол?
Давайте вспомним, от чего зависит результат действия силы? (От точки приложения, от модуля, от направления.)
Слайд 2.
Однако не всегда достаточно знать только действующие силы. Во многих случаях важно знать, на поверхность какой площади тела действует сила. Давайте посмотрим на рисунок и проанализируем его.
Слайд 3.
Учитель:
Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью он на ножку.
И вежливо очень сказал муравью:
«Можешь и ты наступить на мою»
- Ребята, а одинаковый ли результат получиться в итоге? (Дети предполагают разные версии, но должны придти к выводу, что массы слона и муравья отличаются.)
- И какой вывод мы делаем о слоне и муравье?
- Масса слона больше, поэтому и вес слона больше, а значит, и воздействие слона больше.
Давайте поставим эксперимент: деревянный параллелепипед ставим на снег сначала на одну грань, затем на другую большей площади. Наблюдаем результат.
- Что мы пронаблюдали в первом случае и во втором? (В первом случае брусок сильнее проваливается в снег, чем во втором случае.)
- Модуль силы тот же, направление то же, точка приложена та же, а результат разный. В чем причина?
Раздаю рисунки.
- Покажите на рисунках отличия. (Дети отмечают разную площадь соприкасающихся поверхностей.)
- Итак, что мы выяснили? (Мы выяснили, что результат действия силы зависит от площади поверхности.)
- Вот мы и разгадали тайну. Нам необходимо ввести новую физическую величину. Тема урока: «Давление твердых тел». Сегодня на уроке мы познакомимся с физической величиной «давление», с единицами давления; выясним, от чего зависит давление, найдем примеры изменения давления в быту и технике.
Слайд 4.
F / S = p
При делении силы на всю площадь поверхности, перпендикулярно которой действует эта сила, мы узнаем, какая сила действует на единицу площади.
Давление - это физическая величина, которая показывает, какая сила действует на единицу площади поверхности.
Единица давления в системе Си:
1 кПа=1000Па
1МПа= 1000000Па
1 гПа=100Па
Давайте рассчитаем, какое давление оказывал брусок на снег в обоих случаях. Что нам необходимо для этого знать? (Силу и площадь.)
Раздаю бруски, у которых массы известны, размеры основания измеряют учащиеся в первом и во втором случае. Делают расчет.
Слайд 5-10.
- Что из полученных данных вы видите? (Давление бруска в первом случае, больше чем во втором.)
- Мы видим, что теория совпадает с практикой.
Слайд 11.
III. Физкультминутка
- Пожалуйста, а теперь все встаньте. Вы можете определить, какое давление вы оказываете на пол? Что нужно для этого знать? (Массу и площадь подошв.)
- А можно ли увеличить давление? (Встать на одну ногу, а затем на носочки.)
- А как уменьшить давление? (Сесть на пол, лечь на пол, срочно похудеть, увеличив модуль силы.)
- Садитесь, молодцы.
- А теперь в тетрадях нарисуйте таблицу, которую нужно будет заполнить. С одной стороны увеличение давления, а с другой уменьшение давления. И по картинкам выберите, в каком случае увеличивается давление, а в каком уменьшается.
Слайд 12.
Проверяем, называя и комментируя вслух.
Подведем итог урока. Что нового узнали на уроке?
- Выяснили, что результат действия силы зависит от площади поверхности. Познакомились с новой физической величиной - давлением. Узнали, в каких единицах выражают давление. Выяснили, от чего зависит давление и как его можно изменять.
- Ну что ж, вот мы и раскрыли еще одну тайну. И это прекрасно. Как сказал Энштейн «Самое прекрасное и глубокое из достигнутых ними чувств - это ощущение тайны, ибо в ней - источник истинной науки».
Благодарю все за внимание и прошу тщательно подготовиться к следующему занятию.
И еще раз посмотрим рисунок. Объясните, пожалуйста, что произойдет, если слон наступит на ногу муравью?
Учащиеся с удовольствием объясняют увиденное и приводят примеры
IV. Домашнее задание
§32, вопросы N 79,81.