1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа “Прикладная физика для начинающих” составлена для учащихся 7–9-х классов средней общеобразовательной школы, занимающихся в системе дополнительного образования. Здесь представлен фрагмент, относящийся к 9-му классу. Программа для 7–8-х классов находится среди материалов за 2006–2007 и 2007–2008 уч. годы.
Отличительной особенностью данной
программы является:
2.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ.
а) Основные знания и умения учащихся
Учащимся необходимо знать теоретический материал, рассматриваемый на уроках физики и на занятиях творческого объединения по основным разделам физики. Обучающиеся должны уметь на практике пользоваться приборами; должны овладевать навыками письменной речи, для того, чтобы грамотно, ясно и доступно выразить свои мысли при написании инструкций к своим моделям и приборам, при составлении текстов исследовательских работ (и в этом случае уметь выступить со своей работой). Учащиеся улучшают навыки чтения и построения графиков, составления таблиц, диаграмм, схем и т. д., получают навыки решения задач технического содержания.
б) Проверка результатов
Конечными результатами работы по этой программе будут: а). Изготовление моделей и других наглядных пособий для уроков физики (биологии, истории, технологии и т.д.; б). Выполнение и защита работ и проектов исследовательского характера. Высшей формой оценки труда учащихся является участие в научных конференциях различного уровня. Поощрительной формой оценки труда учащихся является также демонстрация приборов, выполненных руками учащихся и выступление со своими исследовательскими работами перед различными аудиториями, например, перед педагогами.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
План составлен с учетом “Обязательного минимума содержания основного общего образования по физике” [3, с.5] и “Примерной программы основного общего образования” под редакцией Коровина В. А. [3, с.8].
3ий год обучения
№ |
Тема |
Количество часов |
||
теоретич. | практич. | всего | ||
1 |
Физические методы изучения природы: теоретический и экспериментальный. | 4 |
6 |
10 |
2 |
Механика. Методы исследования механических явлений. | 10 |
20 |
30 |
3 |
Электрические явления и методы их исследования. | 20 |
52 |
72 |
4 |
Электромагнитные явления. | 20 |
50 |
70 |
5 |
Строение атома и его ядра. Использование ядерной энергии. | 10 |
10 |
20 |
6 |
Формирование личностных качеств учащихся. | 2 |
6 |
8 |
7 |
Заключительное мероприятие: а) мероприятия, б) подготовка, | 4 |
2 |
6 |
ВСЕГО: |
70 |
146 |
216 |
теоретический и экспериментальный (10 часов)
Определение цены деления и показаний приборов. Абсолютная и относительная погрешность. Класс точности приборов. Определение погрешности измерения. Правила техники безопасности.
Практические работы
- Определение цены деления различных приборов, снятие показаний.
- Определение погрешностей для прямых и косвенных измерений.
Тема 2. Механика.
Методы исследования механических явлений (30
часов)
Механическое движение. Прямолинейное и криволинейное. Равномерное и неравномерное движение. Скорость и ускорение. Инерция. Масса и способы её измерения. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести и ускорение свободного падения в различных географических точках Земли и относительно её поверхности. Ускорение свободного падения на других небесных телах. Силы упругости, давления, реакции опоры, трения. Виды трения. Вес. Трение в природе и технике. Законы Ньютона. Сложение сил.
Исторический аспект и перспективы создания аппаратов для перемещения во всех средах (в воде, под водой, в воздухе, по суше, в межпланетном пространстве). Создание комбинированных аппаратов: амфибии, акваплан и т.д. Реактивное движение.
Колебательные движения. Маятники. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Зависимость периода колебаний от длины маятника. Упругие колебания, зависимость периода от упругих свойств тела и массы. Превращение энергии при колебаниях. Затухание колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс в природе и технике. Положительные и отрицательные примеры.
Механические волны. Продольные и поперечные. Длина волны и скорость её распространения. Землетрясения и изучение внутреннего строение Земли. Звук. Его распространение и скорость. Инфра- и ультразвук. Звук в природе и технике. Ультразвук в медицине, природе, технике. Влияние инфразвука на человека, механизмы и сооружения.
Практические работы
- Определение скорости и ускорений движущихся тел.
- Определение коэффициента трения для различных поверхностей.
- Изучение резонанса.
- Изучение колебаний груза на пружине (вертикальный и горизонтальный маятник).
- Эксперименты с математическим маятником.
- Эксперименты с коническим маятником.
- Проверка правила параллелограмма для сложения сил.
- Законы Ньютона. Изучение зависимостей физических величин.
- Свободные и вынужденные колебания. Затухание колебаний.
- Изучение движения тела, брошенного горизонтально.
- Изучение движения тела, брошенного вертикально вверх.
- Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту.
Изготовление пособий и моделе
Оборудование для записи колебаний, для исследования резонанса, генератор звуковых колебаний, подборка иллюстрированного материала об ультра- и инфразвуке в природе и технике, маятник Максвелла, модель маятника Фуко.
Датчики наличия ускорения. Модели транспортных средств (колесные, шагающие, на воздушной подушке и т.д.).
Темы исследовательских работ
- Сила трения.
- Сила упругости.
- Давление жидкостей и газов.
- Ускорение свободного падения на различных планетах Солнечной системы (влияние на различные процессы).
- Механика текучих сред и средства передвижения в них.
- Наглядные пособия по теме “Простые механизмы” для физики, истории и биологии.
- Резонанс в природе и технике.
- Инфра- и ультразвук в природе и технике.
- Землетрясения (колебания, волны, результаты, прогнозы).
Электрический ток в металлах, растворах электролитов, в полупроводниках. Амперметр, вольтметр, мультиметр, реостаты. Соединение проводников (последовательное, параллельное, смешанное). Работа и мощность тока. Применение полупроводниковых приборов. Диоды, светодиоды, транзисторы, терморезисторы, фоторезисторы, фотоэлементы. Перспективы применения фотоэлементов в промышленности, автомобилестроении, в быту, в подсобных хозяйствах и прочее. Изготовление несложных моделей с использованием полупроводниковых приборов.
Практические работы
- Сборка электрических цепей и снятие показаний с амперметров и вольтметров.
- Составление различных схем электрических цепей.
- Решение задач по созданию конкретных устройств с применением электрического тока. Задачи по ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
- Изучение некоторых элементов электронной вычислительной техники (логические элементы “И”, “ИЛИ”, “НЕ”).
- Изучение полупроводникового диода.
- Изучение работы термистора.
- Изучение принципа действия фоторезистора.
- Изучение работы транзистора.
- Изучение конструктора на полупроводниках, работающего в импульсном режиме.
- Работа с радиоконструктором: генератор, передатчик, приемник, электронная “няня”.
- Сборка простейших схем из полупроводниковых деталей.
Изготовление пособий и моделей
- Электрифицированные игры и игрушки с полупроводниковыми приборами.
- Генераторы звуковых сигналов, импульсов и т.п.
- Приборы для определения и измерения различных физических величин и параметров: сигнализатор наличия ускорения; индикаторы влажности; измерители температуры; измеритель концентрации или плотности раствора; индикатор электрического поля и т.д.
- Изготовление приборов по схемам, приведенным в журналах “Юный техник”, “Радио” и др. Изготовление несложных автоматических устройств с использованием полупроводниковых приборов.
Темы исследовательских работ
- Электрический ток в различных средах.
- Электрические датчики и указатели в различных технических устройствах.
- Простейшие полупроводниковые приборы.
- Источники электрического тока.
- Перспективы использования фотоэлементов.
- Электрическое оборудование автомобиля.
- Самодельные электрические приборы для кабинета физики.
- Самодельные электрические приборы для кабинета автодела.
- Электрический ток в полупроводниках.
- Расширение пределов изменения амперметра и вольтметра (шунты и добавочные сопротивления).
- Влияние электрических полей на рост и развитие растений.
- Гальваностегия и гальванопластика.
- Элементы автоматики.
Магнитное поле, электромагниты и их применение. Постоянные магниты и их применение. Действие магнитного поля на проводник с током. Рамка с током в магнитном поле. Электроизмерительные приборы (электромагнитной системы, магнитоэлектрической, индукционной и т.п.). Принцип действия электродвигателя. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. История открытия этого явления. Получение переменного и постоянного индукционного тока. Генератор постоянного и переменного электрического тока. Принцип действия трансформатора. Применение трансформатора, передача электрической энергии на расстояние. Трансформаторы в электробытовой технике. Электромагнитные реле и их применение. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Телефон и сотовая связь.
Практические работы
- Получение и фиксирование изображения магнитных полей.
- Изготовление электромагнита и изучение его свойств.
- Изучение явления электромагнитной индукции.
- Электромагнитное реле.
- Решение задач по составлению схем различных устройств, содержащих электромагнитные реле. Задачи по ТРИЗ.
- Изучение электродвигателя и принципа его действия.
- Изучение генераторов постоянного и переменного тока (автомобиль).
- а) Электромагнитное поле.
- Изучение устройства электроизмерительных приборов различных систем.
- Магнитоуправляемые герметизированные контакты.
- Принцип действия телеграфа и телефона. Современные средства связи.
- Электромагнитные волны.
б) Изучение трансформатора, сборка электрической цепи с трансформатором.
Изготовление пособий и моделей
- Спектры магнитных полей.
- Модели генераторов постоянного и переменного тока.
- Действующие модели с элементами автоматики.
- Действующие модели с применением трансформаторов.
- Принцип действия электромагнитного реле.
- Действующие модели с электромагнитными исполнительными органами.
- Китайский компас (магнит на поплавке).
- Макеты: принципы действия электроизмерительных приборов различных систем.
- Электромагниты.
- Электромагнитный “водолаз”.
- Игрушки с применением электромагнитов.
- Куклы (игрушки) для кукольного театра с использованием электродвигателей.
- Приемники и передатчики радиосигналов.
Темы исследовательских работ
- Магнитное поле Земли; полярные сияния; палеомагнетизм.
- Влияние магнитных полей на живые организмы (гелиобиология Чижевского).
- Устройства с электромагнитными исполнительными органами.
- Элементы автоматики на производстве.
- Приборы и игрушки для физкабинета с электромагнитами и электромагнитными реле.
- Электромагнитная индукция в различных технических устройствах.
- Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.
Модели атомов. Опыт Резерфорда. Радиоактивность. Экспериментальные методы исследования элементарных частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое и зарядовое число. Изотопы. Их применение в медицине, промышленности, сельском хозяйстве, археологии, палеонтологии и пр. Альфа- и ?-распад. Правило смещения. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Получение радиоактивных изотопов. Термоядерная реакция. Атомная бомба, термоядерная, нейтронное оружие. Биологическое действие радиации. Элементарные частицы и античастицы.
Экологические проблемы ядерной энергетики или применения ядерного оружия.
Практические работы
- Изучение технических методов регистрации заряженных частиц.
- Изучение ускорителей заряженных частиц (по схемам и таблицам).
- Изучение методов использования радиоактивных изотопов в различных областях деятельности человека.
- Решение задач на правило смещения и получения продуктов ядерных реакций.
Изготовление пособий и моделей
- Таблица “Применение радиоактивных изотопов”.
- Таблица “Технические методы регистрации заряженных частиц”.
- Схемы “Радиоактивное семейство изотопа”.
- Таблица “Влияние радиации на организмы”.
Темы исследовательских работ
- Влияние радиации на рост и развитие организмов. Мутации.
- Атомная энергетика (плюсы и минусы по сравнению с другими видами энергии).
- Методы наблюдения и регистрации заряженных частиц и излучений в ядерной физике. 4. Элементарные частицы.
- Получение и применение радиоактивных изотопов.
- Звезды и происхождение химических элементов.
- Термоядерные реакции – перспективы развития энергетики.
- Последствия радиоактивного заражения местности. Ядерная зима.
Интеллектуальная собственность, авторские права. Их защита. Плагиат. Правила пользования чужой интеллектуальной собственностью: цитирование, ссылки. Научная добросовестность при проведении эксперимента или в теоретических обоснованиях. Реклама. Рекламные проекты собственных изделий или идей исследовательских работ.
История науки и цивилизации как суммарный результат деятельности отдельных ученых. Биографии ученых, история изобретений и открытий (соответственно тематике выбранного для изучения материала). Вклад в развитие науки и техники ученых нашей страны. Жизнь и деятельность ученых (любой области науки), биографии которых связаны с регионом проживания учащихся. Оценка такого явления как “утечка мозгов”. Вопросы приоритета и конкуренции в науке. Индивидуальность произведений искусства и неизбежность конкуренции и “переоткрытий” в области науки и техники.
Литература
- Перышкин А.В., Гутник Е. М. Физика 7–9. – М.: Дрофа, 2000.
- Громов С.В., Родина Н. А. Физика 7–9. – М.: Просвещение, 2000.
- Коровин В.А. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике. – М.: Дрофа, 2002.
- Спасский Б.И. Хрестоматия по физике. – М.: Просвещение, 1982.
- Резников З.М. Прикладная физика. – М.: Просвещение, 1989.
- Чандрасекар Б. Почему все вокруг такое, какое оно есть?//Физика, 2002–2004.
- Рымкус А.А. Уроки с применением методов ТРИЗ.// Физика, № 29, 2003.