Цели:
- образовательные: повторение и приобретение знаний по математике и по истории математики.
- воспитательные: развитие интереса к математике, к истории математики, формирование мировоззрения, коллективного творчества.
- развивающие: тренировка памяти, внимания, находчивости, логического мышления.
Правила игры:
Игра может проводиться в 2-х вариантах:
1. Играет 1 команда из 6 человек против ведущего (Мудреца). Ведущий задает 15 вопросов.
Ход игры: Ведущий задает вопрос. Дается 1 минута на обсуждение. Можно давать досрочный ответ. Если ответ верный, то команде присуждается 1 балл. Обсуждение прекращается. Если досрочного ответа не было, то команда дает свою версию по истечении 1 минуты. Если версий нет, то команде присваивается 0 баллов, как и в случае неверного ответа. Для победы знатоков необходимо набрать 8 баллов (больше половины предложенных). В противном случае побеждает Мудрец. Оставшиеся вопросы можно разыграть в игре со зрителями.
2. В игре участвует несколько команд. Они соревнуются друг с другом за количество верных ответов. Ведущий задает 15 вопросов. Ответы даются в письменном виде.
Ход игры: тот же. Но разыграть необходимо все 15 вопросов. Для победы знатоков необходимо набрать большее число баллов.
Примечание: по желанию учителя или из-за лимита времени количество вопросов может быть уменьшено.
Ход игры
ВОПРОС 1.
Мысль выражать все числа знаками настолько проста, что именно из-за этой простоты сложно осознать, сколь она удивительна. ( Пьер Симон Лаплас – фр. математик)
Цифры – условные знаки для обозначения чисел. По римской нумерации: M - 1000, D – 500,
С - 100, L - 50, X - 10, V – 5, I – 1.
Увидев на фронтоне старого особняка запись MDCCLXXXIX, скажите, уважаемые знатоки, через 1 мин. в каком году этот дом был построен
(Ответ: 1789г.).
ВОПРОС 2.
В Древней Греции не стали выдумывать специальные значки для цифр, а использовали буквы. Тот же принцип использовали и в Древней Руси.
Единицу обозначали буквой А.
Двойку – В.
Тройку – Г и т.д.
В чем состояло различие между словом и числом?
(Ответ: в Древней Греции в числах над буквами ставили черточки
на Руси ставили над буквой не черточку, а волнистую линию.)
ВОПРОС 3: Внимание!
“Моно” “ди” “поли” - это по-гречески;
“уни” “би” “мульти” - это по-латыни.
А как это будет по-русски?
(Ответ: Один, два, много).
ВОПРОС 4.
Слово “цифра” арабского происхождения от слова “сифр”.
Какой знак долгое время в России называли цифрой?
(Ответ: ноль).
ВОПРОС 5.
В 7-ой книге “Начал” определение2: “аритмос”-это “количество, составленное из единиц”. Что таким образом определил Евклид?
(Ответ: натуральные числа, начиная с 2; это значило также, что “один” не считалось числом).
Из истории: Еще Стевин в своей “Арифметике” (1585 г.) вынужден бороться за признание единицы числом.
ВОПРОС 6.
Цивилизация, сложившаяся в Европе раннего Средневековья (ок. 400–1100), не была продуктивной по прямо противоположной причине: интеллектуальная жизнь сосредоточилась почти исключительно на теологии и загробной жизни. Уровень математического знания не поднимался выше арифметики, действий с натуральными числами, простых разделов из “Начал” Евклида.
Со средних веков в немецком языке сохранилась поговорка: “попасть в дроби”.
А что она означает?
(Ответ: попасть в затруднительное, а то и безвыходное положение. Выполнять действия с дробями было очень сложным занятием).
ВОПРОС 7:
В России есть выражение “тьма народу”.
Уважаемые знатоки, через минуту ответьте, сколько это человек?
(Ответ: десять тысяч. В Древней Руси десять десятков – сотня, десять сотен – тысяча, а десять тысяч – тьма.)
ВОПРОС 8:
27 способов описано в книге В. Беллюстина “Как постепенно люди дошли до настоящей арифметики”. Их названия: “шахматный или органчиком”, “решеткой”, “ромбом”, “задом наперед”, “загибанием”, “по частям или в разрыв”, “алмазом”, “кубком или чашей”, “треугольником” и проч.
Что выполнялось этими способами?
(Ответ: умножение)
ВОПРОС 9:
А вот способ деления, который показывает в своем учебнике знаменитый итальянский математик Николо Тарталья (16 век):
А как называет этот способ Николо Тарталья?
(Ответ: лодкой или галерой).
Как пишет Тарталья: “…галера получается иной раз хорошо отделанная и снабженная всеми принадлежностями – выкладывается из чисел так, что она действительно представляется в виде галеры с кормою и носом, мачтою, парусами и веслами”.
И в “Арифметике” Магницкого этот способ описан в числе шести других. Ни один из них не похож на современный.)
ВОПРОС 10:
В книге Магницкого “Арифметика” (изд. 1703г.) есть рисунок, изображающий “Храм мудрости”. Мудрость сидит на престоле, на ступенях которого поименованы арифметические действия. На 2-ой ступени – сложение, на 3-ей – вычитание, на 4-ой – умножение, на 5-ой – деление.
А как вы думаете, что написано на 1-ой ступени престола?
(Ответ: счисление, обычный счет как арифметическое действие).
ВОПРОС 11:
Один из “универсальных гениев” эпохи Возрождения фламандский ученый написал много трудов, посвященных вопросам математики, механики и физики. Но наибольшую славу ему принесла небольшая книжка под названием “Десятая”, изданная в 1585 году. О чем эта книга?
( Ответ: о десятичных дробях. Автор Симон Стевин)
ВОПРОС 12:
Внимание! Стихотворение на старорусском языке:
Аще кто не твердитъ
Таблицы и гордитъ,
Не можетъ познати
Числом что множати
И во всей науки несвободъ от муки,
Колико не учитъ
Ту не ся удручитъ
И в пользу не будетъ
Аще ю забудетъ
Что воспевается в этом стихотворении?
(Ответ: необходимость твердого знания таблицы умножения).
ВНИМАНИЕ: ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
В 1682 году вышла первая в России напечатанная в типографии книга по математике “Считание удобное, которым всякий человек, купующий и продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи”, где рассматривалось знание математики в торговле.
Внимание вопрос: В I тысячелетии у славян это были просто кусочки металла, которые отрубали от полосы серебра или меди.
А что это сейчас? Что лежит в Черном ящике?
(Ответ: рубль. Слово “рубль” происходит от слова “рубить”: первые рубли были просто кусочками металла, которые отрубали от полосы серебра или меди).
ВОПРОС 13:
Тысяча тысяч – миллион
Тысяча миллионов – биллион, (би – это 2, т.е. умножить дважды на тысячу)
Тысяча биллионов – триллион, т.е. умножить трижды на тысячу,
А как называется тысяча триллионов?
Это слово имеет общий корень с геометрической фигурой.
(Ответ: квадрильон, с греч. “квадр”- четыре).
Да, путь познания не гладок,
Но знаем мы со школьных лет:
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет.