Модернизация современной системы образования Российской Федерации направлена на повышение качества, доступности и эффективности педагогического процесса. Профессиональная подготовка студентов средних профессиональных учебных заведений сегодня должна быть приближена к мировым стандартам. Улучшение качества профессионального педагогического образования имеет особое значение для повышения конкурентоспособности выпускников. Задачу повышения качества необходимо решать с различных позиций, в том числе и в организационном плане, где ключевая роль должна отводиться разработке и использованию взаимоприемлемых критериев и механизмов для оценки и подтверждения качества профессионального педагогического образования.
Качество профессионального образования в целом состоит, с одной стороны, из отдельных качеств, а с другой - является системой, предназначенной для решения конкретных профессиональных задач. Поэтому основным связующим отдельные параметры звеном является стандартная профессиональная задача [1].
Основные параметры качества профессионального образования можно свести к следующим положениям: освоенные специалистом фундаментальные модели решения профессиональных задач; приобретенные способности и опыт, необходимые для решения профессиональных задач и элементарных профессиональных проблем; навыки использования исследовательских методов в разработке проектов решения задач в профессиональной сфере.
Под управлением качеством подготовки выпускника некоторые исследователи понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие формирование будущего специалиста оптимального качества и полноценное использование его знаний, умений и навыков [2]. Параллельное сосуществование двух интерпретаций образовательного процесса - как обмена услугами и как коммуникации «преподаватель - студент» - искажает его восприятие всеми субъектами, сохраняет доминирование традиционных технологий обучения над инновационными [3].
Не менее сложной оказывается сегодня и задача оценки качества образования. Традиционно оценка качества обученности студентов и выпускников осуществляется посредством контроля, с помощью всевозможных контрольных заданий, вопросов, практических задач. Средства контроля разрабатываются на специальностях с учетом принципа преемственности профессионального образования и будущей профессиональной деятельности. Преподаватели разрабатывают задания на основе системно-структурной дидактики, с учетом следующих уровней усвоения: узнавание; воспроизведение; репродуктивность применения; синтез. Однако в этих заданиях, как правило, не находят отражения методы определения уровня готовности и умения студентов применять полученные знания в практической деятельности.
Сегодня в государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования отсутствует описание связи и последовательности реализации отдельных дисциплин с квалификационной характеристикой выпускника. Государство не ставит перед традиционной дисциплиной интегральные цели и задачи. Целью изучения дисциплины является, по существу, не формирование потребности и умений в дальнейшем использовать ее научное содержание, а лишь фактографическое усвоение научных сведений, чаще всего - на уровне запоминания. От студента в этом случае требуется посещаемость учебных занятий и четкий ответ экзаменатору в рамках программы. Уровень освоения студентом теоретических знаний устанавливается преподавателям, исходя из его субъективных представлений о контроле результатов обучения, а не из интегральных представлений о квалификации специалиста. Как следствие, транслируются фундаментальные модели и методы обучения, не уделяется должного внимания использованию теоретических знаний как методологического инструмента целостного исследования тех или иных профессиональных ситуаций. Студент имеет поверхностное представление о связи обучения и основных профессиональных задач, которые ему предстоит решать в профессиональной деятельности, содержании и формах самоподготовки, методах организации учебного процесса, системе и критериях внешней оценки знаний, с которыми он впервые сталкивается лишь при устройстве на работу.
Анализ отечественной литературы показывает, что основные процедуры оценки качества образовательного процесса характеризуются такими особенностями, как: широкий круг показателей для оценки качественных признаков; применение оценочных шкал; использование экспертных процедур; использование весовых коэффициентов для отдельных показателей, тестов, заданий, другие приемы дидактического контроля и методы педагогического анализа и диагностики [4].
Считаем, что необходима смена парадигмы оценки качества образования на компетентностную, что отвечает запросам современного рынка труда, обеспечивает гарантии востребованности, конкурентоспособности будущего специалиста. В качестве критериев эффективности управления качеством образования в профессиональном педагогическом колледже некоторые исследователи определяют: успешность реализации целевых установок образовательной деятельности, обусловленных социальным заказом и современным рынком образовательных услуг; качество образования, рассматриваемое как единство качества условий, реализации и результатов образовательного процесса; степень готовности педагогического коллектива к реализации управленческих решений, обеспечивающих качество образования, то есть достижение диагностично заданных целей образования; рост профессиональной компетентности коллектива профессионально-педагогических работников [5].
В ОГОУ «Томский государственный педагогический колледж» создана модель управления качеством профессиональной подготовки студентов, разработана программа мониторинга качества профессиональной подготовки.
Актуальность исследования по разработке и внедрению модели управления качеством подготовки студентов и программы мониторинга определяется, во-первых, отсутствием моделей управления качеством обучения, ориентированных на специфику ОУ СПО, во-вторых, необходимостью разработки общественно-государственных моделей управления качеством обучения, в-третьих, уточнением критериев качества обучения, которые в современной практике носят дискуссионный и вариативный характер.
Созданная нами модель управления качеством профессиональной подготовки студентов ориентируется на таксономию целей: цели, определенные государственным образовательным стандартом, цели, заданные работодателями и личностно-ориентированные цели студентов. От определения целей мы переходим к осуществлению проектирования и планирования, разрабатываем программу мониторинга и технологию его проведения, каждый преподаватель создает технологические карты по своей дисциплине и систему оценочных средств.
Организацией деятельности по выполнению программы мониторинга занимается мониторинговая группа, которая отслеживает динамику уровня сформированности базовых, ключевых и профессиональных компетенций. На основе анализа результатов мониторинга по мере необходимости создается программа коррекции. В итоге реализации модели управления качеством профессиональной подготовки мы можем установить, насколько наш выпускник соответствует заданным целям, четко определить уровень сформированности необходимых компетенций, которые позволят ему быть мобильным и конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Программа мониторинга качества профессиональной подготовки построена на основе принципов объективности получаемой информации, сравнимости данных, адекватности, прогностичности и др., определены показатели оценки качества образования: оптимальный, достаточный и критический. В программе выстроена система мониторинга уровня обученности студентов, сформированности профессиональных компетенций и уровня учебных достижений.
При этом внутренний мониторинг подтверждается внешней экспертизой благодаря участию в Федеральном Интернет – экзамене. Результаты мониторинга за последние три года свидетельствуют о положительной динамике качества учебной деятельности.
Рисунок 1. Модель управления качеством профессиональной подготовки студентов ОГОУ «ТГПК»
Так наблюдается снижение репродуктивного уровня учебной работы и повышение уровня самостоятельной познавательной деятельности студентов, а также повышение их интеллектуального уровня и нравственного уровня. Большая часть студентов III курса проявляют эрудицию, логику мышления, креативность, осознают себя как личность, понимают значимость духовно-нравственных ценностей, выражают неприятие асоциального поведения. Мы считаем, что мониторинг является основой для совершенствования образовательных программ, поиска инновационных форм, методов и технологий обучения, стимулирования личностного и профессионального развития студентов.
В системе управления качеством профессиональной подготовки студентов определилась роль учебно-воспитательной комиссии, работающей в рамках студенческого самоуправления. Важнейшее место в системе управления качеством подготовки студентов занимает итоговая государственная аттестация, которая является показателем сформированности их профессиональных компетенций. На итоговой государственной аттестации по трем специальностям проводится междисциплинарный экзамен, который позволяет целостно проверить не только знаниевый компонент подготовки, но способность студентов интегрировать знания, творчески использовать их в профессиональной деятельности, самостоятельно формулировать проблемы, выбирать способы и средства их решения, ориентироваться в источниках информации. Качество ответов позволило выявить достаточный и оптимальный уровни готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.
Литература
1. Адамс Арвил В. Доклад Всемирного Банка о политике в области профессионального образования. Перспективы / Арвил В Адамс, Джон Мидлтон, Адриан.
2. Анисимов П.Ф. Управление качеством среднего профессионального образования / Монография. / П.Ф.Анисимов, В.Е. Сосонко - Казань, 2001. - 256 с.
3. Багутдинова Н. Управление качеством образования / Н. Багутдинова Н., Новиков. // Стандарты и качество. - 2002. - № 9.
4. Назарова О.Л. Теоретические основания управления качеством образовательного процесса в колледже / О.Л. Назарова // Вестник ОГУ. - 2003. - № 6.
5. Назарова О.Л. Управление качеством образовательного процесса профессионально-педагогического колледжа. Учебно-метод. пособие. / О.Л. Назарова. - Магнитогорск:МаГУ, 2003. - 81 с.