Цель: Закрепить представление об арифметических задачах. Учить рассуждать задачу вслух, аргументировать свои действия, и понимать смысл задачи. Обращать внимание на выделение числовых данных в условии задачи, с какими числами будут вступать во взаимодействие, которые можно сложить или вычесть. Развивать смекалку, сообразительность и наблюдательность.
Материал к занятию: изображение Вовки, конверт с письмом, изображение “дерева ума”, листья, картинки к игре “Найти лишнее слово”, мяч, рисунки детей.
Предварительная работа: 1. Просмотреть с детьми мультфильм “В стране невыученных уроков”. 2. Провести несколько занятий на тему “Арифметическая задача”. 3. Дать домашнее задание: придумать задачу и нарисовать картину по содержанию придуманной задачи. (См. приложение №1, приложение №2).
Ход занятия
1.
Воспитатель на магнитной доске прикрепляет изображение героя из мультфильма “В стране невыученных уроков”:
– Ребята, вспомните историю про Вовку. Куда он попал? Как вы думаете, почему? Правильно, он не умел решать задачи. А вы знаете, что такое задача? Из каких частей состоит задача? Что надо сделать, чтобы правильно решить задачу? Надо понять условие задачи, правильно поставить вопрос к задаче, решить ее и найти ответ.
Пришло письмо от Вовки. Воспитатель обыгрывает ситуацию:
– Сегодня мы получили письмо от Вовки. Давайте откроем и прочитаем его: “Здравствуйте, ребята! Вы все скоро собираетесь поступить в школу. Умеете решать задачи? А я с тех пор, как попал в нелепую историю, до сих пор решаю задачи, поэтому в школе учусь только на “отлично”. Для того, чтобы научиться хорошо решать задачи, надо тренировать ум”.
Воспитатель спрашивает у детей:
– Что такое “тренировать ум”?
Затем продолжает читать письмо: “Я хочу подсказать, что надо сделать для этого. Посадите “Дерево ума”. Сколько задач вы решите, столько листочков расцветет на дереве”.
– Спасибо скажем Вовке, ведь он подсказал, как тренировать ум.
2.
Воспитатель вывешивает на магнитной доске изображение дерева и
говорит:
– Ребята, по совету Вовки мы посадили “дерево ума”, а для того, чтобы у него появились листочки, что надо делать? Правильно, решать задачи. Слушаем первую задачу. Это задача на нахождение суммы и остатка.
1. В группе было 5 красных и 3 зеленых мяча. Сколько всего мячей было в группе?
2. На дерево сели 4 вороны, 2 вороны улетели. Сколько осталось ворон на дереве?
По ходу решения задач воспитатель прикрепляет по листочку к “дереву ума”.
Игра “Найти лишнее слово”. Воспитатель объясняет правило игры:
– Сейчас я буду называть слова. Ваша задача – услышать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.
Самолет, стрекоза, вертолет, ракета. (стрекоза)
Чашка, чайник, сахар, тарелка. (сахар)
Варенье, огурцы, компот, конфеты. (огурцы)
3.
Задачи на увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц.
1. В первой теплице было 10 огурцов, а во второй на 2 меньше. Сколько огурцов во второй теплице?
2. В городской библиотеке 6 новых книг, а старых на 2 книги больше. Сколько было старых книг?
Дети образуют круг. Воспитатель становится в середину, бросает мяч одному ребенку и говорит:
– Эта игра называется “Скажи наоборот”. Я бросаю одному ребенку мяч, у того, кто поймает, спрашиваю:
– Река широкая, а мостик…?
– Веревка длинная, а ремень…?
– Елочка высокая, а лестница…?
4. Минутка отдыха:
Две лягушки-хохотушки
Прыгали, скакали,
Лапкой – хлоп, другою – хлоп,
Щеки раздували,
Увидали комара,
Закричали: “Ква-ква-ква!”
5.
Решение задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
В сумке было 4 тетради в клетку и несколько тетрадей для письма. Всего в сумке было 8 тетрадей. Сколько тетрадей для письма было в сумке?
– О чем говорится в задаче? (о тетрадях)
– Сколько было тетрадей в клетку? (4)
– Известно ли, количество тетрадей для письма? (нет)
– Что нам известно: части или целое? (одна часть и целое)
– Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть другую часть.
– Как вы думаете, какой знак будет в решении – “минус” или “плюс”? (“минус”)
– Как будет выглядеть решение? (8-4=4)
– Чтобы сказать ответ задачи, что надо сделать? Правильно, ответить на поставленный вопрос.
6.
– Итак, время подходит к концу, а у нас половина дерева стоит без листочков. Дети, вспомните, что я вам задавала на дом? Да, придумать свои задачки и нарисовать к ним рисунки. Сейчас я буду зачитывать ваши домашние задания. Начнем с Насти. (См. приложение №1, приложение №2)
Воспитатель прикрепляет рисунки детей вокруг “дерева ума”.
7.
Итог занятия.
– Смотрите, наше “дерево ума” расцвело так, что вокруг него появились ваши рисунки. О ваших рисунках мы поговорим на следующем занятии. Что вам больше всего понравилось? Трудно решать задачи? Все эти знания пригодятся в школе.