Цель: Профилактика нарушений чтения и письма у детей.
Задачи:
- Развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.
- Упражнять в составлении слов из данных слогов.
- Упражнять в образовании новых слов путём замены одной буквы.
- Упражнять в отгадывании ребусов (закрепить понятие о предлоге, как отдельно взятом слове).
- Закрепить умение детей придумывать предложения, опираясь на схему.
- Учить находить границы предложения в тексте, выделяя начало и конец.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
- Прививать интерес к обучению в школе.
Оборудование: школьный портфель (или ранец), пенал, линейка, ручка, карандаш, тетрадь, книга (азбука), игрушки (или предметные картинки): кукла, мишка, машинка, робот, кубики, карточки с буквами: С – З, Д – Т, Б – П, В – Ф, Ш – Ж, К – Г, контейнеры с фишками для звукового анализа слов (по количеству детей), карточки с элементами букв для игры “Сломалась буква” (по количеству детей), карточки для игры “Потерялась буква”, ребусы, карточки с индивидуальными заданиями для игры “Собери слово”
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед приветствует детей и предлагает отгадать загадку.
Зимою в школу он бежит, А летом в комнате лежит. Как только осень настаёт, Меня он за руку берёт. (Портфель)
2. Сообщение темы занятия.
Дети рассматривают новый портфель. Логопед сообщает тему:
– Сегодня мы будем собирать портфель в школу, играть со звуками и буквами, словами и предложениями. Будем готовиться к школе. Но в портфеле уже что-то лежит.
3. Выкладывание звуковых схем слов.
Логопед достаёт из портфеля предметы (куклу, мишку, машинку, робота, кубики, карандаш), раздаёт детям и предлагает выложить звуковые схемы этих слов. Во время выполнения задания дети объясняют, как они выкладывают схемы. Примерные вопросы к детям:
– Сколько звуков в слове КУКЛА? Сколько гласных звуков в слове МАШИНКА? Назови их. Сколько согласных звуков в слове РОБОТ? Назови их. Назови мягкие согласные звуки в слове КУБИКИ? Сколько твёрдых согласных звуков в слове МИШКА? Назови их. И т.п. – Молодцы! Вы всё сделали правильно. Возьмём эти предметы в школу? Почему? (Дети: “Нет. Это игрушки, мы оставим их в детском саду. Возьмём только карандаш, потому что это школьная принадлежность.) Кладём карандаш в портфель.
4. Игра “Сломалась буква” (Восстановление буквы по элементу).
Логопед загадывает загадку. Крошки – птички сели в ряд и словечки говорят. (Буквы)
Логопед показывает детям буквы. На каждой карточке по две “сломанные” буквы (Д – Т, Б – П, В – Ф, Ш – Ж, К – Г, С – З) – Положим буквы в портфель? (Дети: “Да. Из букв можно составлять слова. Буквы нужны, чтобы читать, писать.) Только с ними что-то случилось. Буквы сломались. Помогите их восстановить. Возьмите карандаши и почините буквы. Дети выполняют задание и комментируют свои действия. – Какие буквы ты починил? (Дети: “Я починил буквы Б и П. Букве Б я дорисовал справа полукруг, а букве П слева дорисовал палочку”. И т.п.)
Игра “Потерялась буква” (Замена в слове одной буквы). Логопед показывает детям карточки со словами, в которых отсутствует одна буква (КО_ Ы, _ОСТИ, _ОЧКА, _АТА, У_И).
– Отгадайте, какая буква потерялась, назовите слово. (Дети: “Если написать букву С, то получится слово косы, а если – З, то – козы.” И т.п.) Кладём буквы в портфель. Составление слова из данных слогов игра “Собери слово”. Детям предлагаются карточки для индивидуальной работы. На карточке в три столбика написаны слоги. (1столбик – ПЕ, РЕ, ЛИ, РУЧ; 2 столбик – НАЛ, ЗИН, НЕЙ; 3 столбик – КА.)
– А эти слова рассыпались на слоги. (пе –нал, ре – зин – ка, ли – ней – ка, руч – ка). Соедините слоги так, чтобы получились слова. Дети выполняют задание, читают получившиеся слова. Кладем пенал, резинку, линейку, ручку в портфель.
5. Физминутка.
– В школе между уроками есть переменки, на которых можно отдохнуть. Раз, два, три, четыре, пять! Научились мы писать, Отдыхать умеем тоже – Голову поднимем выше И легко – легко подышим! Раз, два, три, четыре, пять! Топаем ногами. Раз, два, три, четыре, пять! Хлопаем руками. Раз, два, три, четыре, пять! Занимаемся опять!
6. Отгадывание ребусов.
Дети подходят к фланелеграфу, на котором выставлены буквы разной величины (Ь, Д, Р, А,Т, Т, Е). – Расставьте буквы по высоте – от большой к маленькой и прочитайте слово, которое получилось. (Дети: “Получилось слово ТЕТРАДЬ”). Чтобы было где писать, в школе нам нужна … (тетрадь) В тетради – ребусы. (волк, булка, корова, машина, стул, бабочка) Попробуем их отгадать? Какой предлог помог тебе отгадать этот ребус? (Дети: “В этом ребусе спряталось слово ВОЛК, отгадать помог предлог В”. И т.д.)
7. Составление предложений по схемам.
Логопед показывает детям схемы предложений из 3 – 6 слов. – Придумайте предложение со словом ВОЛК, так чтобы оно подходило к этой схеме? Сколько слов должно быть в предложении? Каким по счёту должно быть слово ВОЛК? (Дети: “В предложении должно быть 3 слова. Слово ВОЛК должно стоять первым. Волк увидел зайца.” или “ В этом предложении 4 слова. Слово ВОЛК должно стоять последним. Заяц боится голодного волка.” И т.п.) Кладём тетрадь в портфель.
8. Работа с текстом. Выделение границ предложений в деформированном тексте, исправление ошибок.
Логопед предлагает детям сесть на стульчики, загадывает следующую загадку.
Открыть свою тайну любому готова, но ты от неё не услышишь ни слова. (книга) – Что можно прочитать в книге? (Дети: “Сказки, стихи, рассказы”) Незнайка придумал рассказ, но я никак не могу понять о чём он. Прочитайте. Дети читают рассказ, который написан на доске мелом или маркером. Лена читает. книгу ваня. пишет слова дети. учатся. – Что здесь неправильно? (Дети: “Неправильно расставлены точки, потерялись большие буквы.”) Дети исправляют ошибки. Читают новые предложения. Кладём азбуку в портфель.
9. Итог. Оценка работы детей.
– Да, ребята, наш портфель потяжелел. Вспомните, что мы в него положили. (Мы положили карандаши, пенал, ручки, резинку, линейку, буквы, тетрадь, азбуку.) А чем мы сегодня занимались? (Мы играли с буквами, словами, предложениями, готовились к школе.) Молодцы! Вы заслужили большую пятёрку.
Используемая литература: Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению чтения и письма у детей: из опыта работы. – СПб., 1996.