Урок "Основные и образовательные ткани растений". 6-й класс

Разделы:

Класс: 6


ЦЕЛИ УРОКА: выяснить строение, функции и местоположение основных тканей растений; установить роль образовательной ткани.

ЗАДАЧИ:

  • углубить представление о растительных тканях;
  • формировать умение делать выводы о взаимосвязи строения и функции тканей растений;
  • закрепить навыки приготовления микропрепарата, пользования микроскопом.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: называть, определять и описывать основные и образовательную ткани растений, уметь устанавливать взаимосвязь строения с функцией.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: фотосинтезирующая ткань, запасающая ткань, образовательная ткань.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Фотосинтезирующая ткань, ее расположение в растении, строение и значение.
  2. Рассматривание готовых микропрепаратов фотосинтезирующей ткани, зарисовка строения ее клеток.
  3. Запасающая ткань, ее расположение, особенности строения, значение.
  4. Образовательная ткань, ее расположение в растении, особенности строения и основная функция.

РЕСУРСЫ:

Основные:

Учебник: “Основные и образовательные ткани растений”, с. 38—39;

Электронное приложение: “Основные и образовательные ткани растений” (13);

Тетрадь-практикум: Лабораторная работа 6 “Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений” (ч.2);

Дополнительные: таблица “Основные (фотосинтезирующая и запасающая ткани) и образовательная ткани растений”.

Интернет-ресурсы:

www.ou.tsu.ru — лекции о тканях растений.

КОММЕНТАРИИ: приготовить демонстрационный микропрепарат “Зерна крахмала в клубне картофеля”, для этого сделать поперечный срез клубня, в качестве красителя использовать раствор йода.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Работа по карточкам:

Составить трёхзначное число и обосновать своё решение:

  1. Покровная ткань.
  2. Придают прочность растению.
  3. Ситовидные клетки.
  4. Проводящая ткань.
  5. Защищает растение от высыхания.
  6. Клетки имеют толстые оболочки.
  7. Клетки плотно прилегают друг к другу.
  8. Механическая ткань.
  9. Перенос воды и растворённых в ней веществ.

(157, 349, 286)

(Возможны и другие варианты ответов, в зависимости от логики комплектации. Например: ткань-функция-особенность строения; по типам тканей, по функциям, по особенности строения и т.д.)

2. Работа с микроскопом:

– комментированная настройка микроскопа;
– рассмотреть выданный препарат ткани растения под малым увеличением и рассказать о нём по плану: а) Название ткани.

б) Особенности строения.

в) В каких частях растения встречается?

г) Какую функцию (работу) выполняет?

(1 – покровная ткань, 2 – проводящая ткань, 3 – механическая ткань)

II. Изучение нового материала.

– На сегодняшнем уроке мы познакомимся ещё с двумя типами тканей. Что же узнаем? (учебник “ВЫ УЗНАЕТЕ” стр.38; CD – 13, чтение вслух)

  • Как вы думаете, почему одна из тканей растений называется основной1? (образует большую часть массы растения)

_____________

1Таблички вывешиваются на доске.

– С одной из разновидностей основной ткани мы уже заочно познакомились на экскурсии, наблюдая за лиственными деревьями (см. приложение 1)

Физкультминутка:

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (садятся на места)) – это фотосинтезирующая ткань.

– Знакомство с фотосинтезирующей тканью на стр.38 учебника и опорной таблице (см. приложение 2).

– Какова же дальнейшая судьба образовавшихся веществ в фотосинтезирующей ткани? (тратятся и запасаются растением в каждой клетке и особой ткани запасающей) (учитель выстраивает аналогию с человеком и торговой базой)

– Знакомство с запасающей тканью на стр.38 учебника, запись определения и заполнение опорной таблицы. Краткий отчёт по выполненному заданию.

Давайте попробуем эти вещества на вкус. (Дегустация овощей и фруктов (морковь, яблоко, груша и т.д.))

– Ну и как вам эти клеточки? А хотите их увидеть поближе? Давайте посмотрим. (рассмотрение мякоти яблока под микроскопом, зарисовка в тетради)

– Как вы думаете, а можно ли узнать какие вещества имеются в каждом овоще или фрукте. Для этого существуют особые химические реакции. Одну из которых мы сейчас проведём. (Качественная реакция на крахмал: опыт с клубнем картофеля по инструктивной карточке и с интерактивным опытом на CD).

– Скажите пожалуйста, как использует растение запасные питательные вещества? (для роста).

– Оказывается в растении есть особая ткань, за счёт которой оно растёт – это образовательная ткань.

– Знакомство с образовательной тканью на стр.38-39 учебника, запись определения и заполнение опорной таблицы. Краткий отчёт по выполненному заданию.

III. Закрепление знаний.

– В завершение нашего урока мы должны сделать вывод о том, как же связанно строение тканей с выполняемой ими функцией. (сборка итоговой таблицы)

IV. Домашнее задание.

Стр. 38-39, работа по опорной таблице.

V. Заключение.

– Ну вот мы и узнали о неутомимых тружениках – тканях, которые обеспечивают непрерывную жизнь растений, помогая не только им, но и всему живому, находящемуся на Земле.

Если вы считаете, что сегодняшний урок провели с пользой, то я предлагаю вам украсить нашу планету пёстрым ковром из цветов (учащиеся приклеивают цветы на глобус).

Есть одна планета – сад.
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.

– Всем спасибо. Урок закончен.