Обучение детей с общим недоразвитием речи в логопедической группе

Разделы: Работа с дошкольниками


«Дружат дети всей земли» (подготовительная группа)

Программное содержание:

  1. Воспитывать у детей уважение к людям независимо от их расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, внешнего облика, личностного своеобразия.
  2. Вызвать у детей интерес к культуре, языку, особенностям быта, традициям, обычаям людей разных национальностей; чувство симпатии к ним.
  3. Формировать представление о расовых различиях между людьми.

Материалы к занятию: политическая карта мира; иллюстрации с изображением стран Японии и Нигерии; куклы в русских национальных костюмах; предметы хохломской росписи; плакат с пожеланием «доброе утро» на разных языках; японские палочки для еды; статуэтка-талисман негритенка и др. национальные предметы быта Японии и Африки; воздушный шар с письмами от детей из Японии и Нигерии; деревянные ложки, подготовленные для росписи; материалы для рисования; аудиозаписи африканской, восточной, русской народной мелодии, финской польки.

Ход занятия

- Ребята, давайте подойдем к карте мира. Что на ней изображено? (Вся наша Земля, страны мира.)

- Какие страны вы знаете? (Дети называют, а воспитатель показывает на карте, где расположена та или иная страна.)

- А кто может показать нашу страну, Россию? (Дети показывают.)

- Очень много стран на Земле и у каждой страны есть свой главный город – столица.

Дидактическая игра «Назови столицу»

В России – Москва
Во Франции – Париж
В Англии – Лондон
В Германии – Берлин
В Японии – Токио
В Америке – Вашингтон
В Италии – Рим

Дидактическая игра «В какой стране на каком языке говорят»

- В разных странах живут разные люди и разговаривают они на разных языках. Мы с вами говорим на каком языке? (На русском.)

- А в Англии на каком языке разговаривают? (На английском.)

В Испании – на испанском.
Во Франции – на французском.
В Японии – на японском.
В Польше – на польском.
В Португалии – на португальском.

- Люди разных стран по-разному пишут, у них разные буквы алфавита. Посмотрите на этом плакате на разных языках написано «доброе утро». Покажите, где «доброе утро» написано по-русски (дети показывают). А это по-английски, кто может казать? – Good morning. А по-испански - Buenos dias. По-французски - Bon jour. По-японски – коннитива.

- Много различий есть между людьми. Люди отличаются также по цвету кожи, волос, разрезу глаз. По этим признакам люди на Земле делятся на три большие группы, которые называются расы.

Посмотрите на этих кукол, которые пришли к нам в гости. Какой у них цвет кожи? (Белый). Какие волосы? (Светлые, прямые, иногда волнистые). Какие глаза? (Светло-карие, зеленые, серые, голубые). Люди с такой кожей, волосами, глазами относятся к белой расе. По-другому она называется европеоидная. Значит, мы с вами к какой расе относимся? (К белой, европеоидной).

Звучит музыка.

- Ой, ребята, смотрите, воздушный шар! Давайте подойдем и посмотрим, что лежит у него в корзине. Здесь два письма. Это письмо из Африки, страны Нигерии от мальчика Агассу, а вот и его портрет. Он прислал нам вот такую статуэтку. В письме он пишет: «Ребята! Давайте все дружить! Приезжайте ко мне в гости». А это письмо из Японии, от девочки, которую зовут Сэйко. Она тоже приглашает нас в гости и прислала нам в подарок вот эти палочки (японские палочки для еды). Давайте поедем в гости к этим ребятам и узнаем как они живут?

- А полетим мы с вами на нашем волшебном ковре-самолете. Садитесь на ковер. А в какую страну мы полетим сначала, вам подскажет музыка.

Звучит африканская мелодия.

- Как вы думаете, в какую страну мы сейчас летим? (В Нигерию.)

С окончанием музыки дети встают и подходят к оформленному африканскому уголку.

- Посмотрите, ребята, нас встречает Агассу (кукла). Какой у него цвет кожи? (Темно-коричневый.) Какие волосы? (Черные, курчавые.) А глаза? (Карие.) Агассу и такие люди как он относятся к черной расе людей – негроидной.

- А во что одет Агассу? (У него только шорты.) Почему, как вы думаете? (В Африке всегда жарко и даже в декабре он может бегать босиком по улице.)

- Агассу говорит, что он и его друзья очень любят играть в разные игры, они играют ночью, потому что днем очень жарко. Это у них такой обычай и называется он «игры на лунном свете».

- Ребята, давайте спросим у Агассу, что означает статуэтка, которую он нам прислал? Агассу говорит, что это талисман, который принесет ему удачу.

- Дети, понравился вам Агассу? Будем с ним дружить? (Да.) А теперь нам пора прощаться и лететь в гости к японской девочке Сэйко. До свидания, Агассу! Садитесь на ковер-самолет и полетим в Японию.

Звучит восточная мелодия. Дети выполняют восточную гимнастику на координацию движений рук.

- Вот мы и прилетели. Посмотрите, нас встречает Сэйко со своей мамой. (Дети подходят к оформленному японскому уголку.) Какого цвета у них кожа? (Желтая.) Какие глаза? (Узкие, черные.) А волосы? (Черные, прямые.) Сэйко и такие люди как она и ее мама принадлежат к желтой расе – монголоидной.

- Посмотрите, какая у них красивая одежда. Кто-нибудь знает, как она называется? Это кимоно – национальная одежда японцев. Они обязательно подвязывают пояс, который у женщин завязывается сзади бантом.

В Японии люди едят очень мало хлеба, а любимое блюдо у японцев – вареный рис. Еду кладут вот в такую посуду, которая называется пиала (показывает). А едят они не ложкой как мы, а двумя палочками. Поэтому Сэйко и прислала нам в подарок две палочки для еды, чтобы мы тоже попробовали так поесть.

Сэйко говорит, что в японии есть такой обычай. Когда в дом приходят дорогие гости, в их четь зажигают свечи с благовониями и она хочет в знак дружбы с нами зажечь такую свечу. Через некоторое время вы почувствуете запах восточных благовоний.

- Понравилась вам Сэйко? Хотите с ней дружить? (Да.) Но нам пора прощаться с японской девочкой и возвращаться домой.

Под веселую песню дети летят на ковре-самолете домой.

- Давайте снова подойдем к карте мира. Ребята, в каких странах мы с вами были? (В Японии, Нигерии.)

- Понравились вам дети из других стран? (Да.) Сэйко и Агассу прислали нам подарки. Давайте мы тоже приготовим для них подарки. Мы распишем деревянные ложки хохломской росписью и пошлем нашим друзьям Агассу и Сэйко.

Дети садятся за столы и расписывают ложки узором по мотивам хохломской росписи. Во время рисования звучат русские народные мелодии.

- Ребята, положите ложки, чтобы подсохла краска, и подойдите ко мне. Мы вами были в разных странах и увидели, что люди, которые там живут, отличаются т нас с вами. А чем мы отличаемся друг от друга? (У нас разный цвет кожи, глаз, волос, говорим на разных языках, по-разному одеваемся, у нас разные обычаи и традиции.) А чем мы похожи? (Мы все люди, мы умеем думать, говорить.) И мы все живем на одной планете Земля. Хоть мы все и разные, но мы все должны жить в мире и дружить друг с другом.

- Сегодня вы слушали музыку людей разных стран. В разных странах есть и свои песни и танцы. А какие танцы других стран вы знаете? (Полька, вальс, танго и др.) Да, эти танцы пришли к нам из других стран, но мы тоже их любим и умеем их танцевать. Давайте один из этих танцев – Финскую польку мы сейчас исполним.

Дети танцуют Финскую польку.

- Молодцы, дети! Возьмите теперь свои ложки, положите в корзинку воздушного шара и он отвезет наши ложки Агассу, Сэйко и их друзьям.

«Мы – друзья леса» (старшая группа)

Программное содержание:

  1. Пробудить у детей интерес к лесу, способствовать накоплению у них эмоционально-положительного отношения к его обитателям. Формировать представление о многообразии животного мира леса;
  2. Закрепить первоначальные знания о классификации птиц: перелетные, зимующие; о жилищах диких животных, правилах поведения в лесу;
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, стремление прийти на помощь попавшим в беду обитателям леса.
  4. Воспитывать умение слушать товарищей и дополнять их ответы;
  5. Развивать внимание, активность, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук детей. В игровой форме стимулировать проявление речевой активности.

Материалы к занятию: Фланелеграф изображенным на нем макетом леса и его обитателями (деревья, кустарники, перелетные и зимующие птицы); декорации – березы, ели, сова, олень, ежик, грибы; головные уборы в виде осенних листьев; корзинка картинками диких животных; костюм кикиморы болотной для воспитателя; деревянные фото-рамки для изготовления поделки; засушенные осенние листья, семечки арбуза, ягоды рябины, клей, детские влажные салфетки для рук; аудиозаписи – «Осенняя пень-октябрь» - П. Чайковский, «Появление» из сборника «Лучшие мелодии для кинофильмов».

Ход занятия

Дети заходят в группу. На голове головные уборы в виде осенних листьев. Воспитатель обращает их внимание на ежика.

- Ребята, смотрите, ежик. У него письмо. На конверте птицы, звери – наверное, это письмо от лесных жителей. Только что-то конверт не открывается. (Воспитатель наклоняется к ежику). Что ежик говоришь? Ежик мне на ушко сказал, что на конверте загадка, и если вы ее отгадаете, то конверт откроется. Попробуем отгадать? (Да.)

- Слушайте загадку:

Дом со всех сторон открыт:
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом.
Чудеса увидишь в нем.
(Лес)

Воспитатель открывает конверт и читает письмо.

«Дорогие ребята, у нас в лесу беда. Кикимора болотная заколдовала всех зверей и птиц. И теперь все у нас в лесу перепуталось. Птицы в теплые края не улетают, звери свои домики не утепляют, никто не знает, где зимовать будет. Заяц в берлогу залез, белочка в норе спряталась. Помогите нам!»

- Поможем, ребята лесным жителям? (Да.) Конечно, поможем. Ведь птицы и звери наши друзья, а друзьям всегда нужно в беде помогать.

Но прежде чем отправиться в лес, давайте с вами вспомним, как нужно себя вести в лесу.

Дидактическая игра «Что нельзя делать в лесу»

Воспитатель показывает детям картинки с правилами поведения в лесу. Дети объясняют их.

- Молодцы, ребята, теперь мы готовы к путешествию. Я сейчас произнесу волшебные слова, мы с вами превратимся в осенние листья и полетим в лес. (Дети произносят слова вместе с воспитателем.)

Ветер листья с веток
Разогнал по свету.
Ветер, ребяток унеси,
В лесу осеннем опусти.

Звучит мелодия «Появление». Дети исполняют под музыку осенний танец с листочками.

- Вот мы с вами и в осеннем лесу. Что-то только Кикиморы болотной не видно. Пойду я ее поищу, а вы пока садитесь на пенечки, и послушайте осеннюю песню леса.

Дети слушают начало «Осенней песни» П. Чайковского. (В это время воспитатель надевает костюм Кикиморы.)

Кикимора: Ага! В гости в мой лес пожаловали. И не боитесь? А зачем вы в лес пришли? (Спасти животных и птиц.)

- А зачем их спасать? Пусть все птички в лесу моем остаются, петь мне зимой будут. А то, ишь, в теплые края они собрались. Ну, какая беда случится, если они не улетят? (Птицы погибнут.)

- Почему они погибнут? (Им нечего будет зимой есть. Эти птицы едят насекомых, а насекомых зимой нет, они все попрятались).

- Ну, тогда ладно, пусть улетают. Только я не знаю, какие птицы должны улетать, а какие остаются зимовать. А вы знаете? (Да.)

- Тогда попробуйте в моем лесу найти птиц, которые улетают в теплые края.

Дети называют перелетных птиц и снимают их с фланелеграфа.

- Ребята, а как же называются одним словом птицы, которые осенью улетают? (Перелетные.) А как мы назовем одним словом птиц, которые остаются в лесу зимовать? (Зимующие.) Дети перечисляют зимующих птиц.

- Да, всё вы, ребята, про птиц знаете. Ну, ничего, зато других обитателей леса вы расколдовать не сможете. Вот они все у меня в корзинке. Попробуйте разместить всех животных по их жилищам, где они будут зимовать.

Дети достают из корзинки по одной картинке, называют животных и говорят, где они будут зимовать. Затем прикрепляют на фланелеграф рядом с их домиком.

- Это белка, она будет зимовать в дупле.
- Это медведь, он будет спать всю зиму в берлоге.
- Это лиса, она будет зимовать в норе.
- Это лягушка, она будет спать на дне болота.
- Это муравей, он будет зимовать в муравейнике.
- Это заяц, у него нет дома, он роет ямку под кустом.
- Это волк, он будет зимовать в логове.
- Это мышь, она будет зимовать в норе.

- Ребята, а кто из этих животных будет всю зиму спать? (Медведь, лягушка, муравей, ежик.)

- А как белочка готовится к зиме? (Белка делает запасы на зиму – орешки, семена шишек, сушит грибы; утепляет свое жилище.)

- Кто еще готовит запасы на зиму? (Мышь.)

- Как еще звери готовятся к зиме? (Линяют – шерсть становится густой и теплой. Заяц и белка меняют цвет шубки.)

- Молодцы, ребята! Навели в лесу порядок. Помогли животным, птицам, насекомым. Теперь можно сказать, что вы настоящие друзья леса. А вы знаете, что такое настоящая дружба? (Ответы.) А я знаю песню о настоящей дружбе. Давайте мы ее вместе споем.

Дети поют «Песню о дружбе».

- Ох, спасибо, ребятки, порадовали вы сегодня Кикимору болотную. А я вам за это подарок приготовила. Знаю я, что вы любите делать разные поделки. Вот вам корзиночка, а в ней ягоды рябины и разноцветные осенние листья. Они вам пригодятся, чтобы сделать подарки для ваших друзей в детском саду. А сейчас я вас провожу в ваш детский сад, а по дороге покажу новую игру. Вставайте все в круг и повторяйте за мной.

Физкультминутка «Вот так»

Дети выполняют движения под музыку, подражая животным.

Шел по лесу зайка
В лапке балалайка.
Он частушки распевал,
Играл на балалайке.
Вот так, вот так-так играл на балалайке
Вот так, вот так-так играл на балалайке

А медведь Топтыгин
Через лужи прыгал.
Прыгал через лужи
Мишка неуклюжий.
Вот так, вот так-так прыгал через лужи
Вот так, вот так-так мишка неуклюжий.

А лиса несмело
Хвостиком вертела.
Звонко песни пела
И хвостиком вертела.
Вот так, вот так-так хвостиком вертела.
Вот так, вот так-так хвостиком вертела.

А мышата ловко
Дергали морковку.
Очень-очень ловко
Дергали за хвостик.
Вот так, вот так-так дергали морковку.
Вот так, вот так-так дергали за хвостик.

- Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Вы садитесь за столы и приступайте к работе. Сделайте подарки для ваших друзей в детском саду, используя ягоды рябины, осенние листья и другой природный материал. А мне пора возвращаться в лес. До свидания, ребята!

Воспитатель переодевается в обычный костюм и выходит к детям. Дети в это время изготавливают поделки из природного материала.

Дети приклеивают на картон в деревянной фото-рамке семечки арбуза в виде веток , листья и ягоды рябины. Внизу рамки для ее оформления веточки туи.

После окончания работы воспитатель благодарит детей.

- Ребята, сегодня вы показали себя настоящими друзьями всех лесных жителей, зверей, птиц, насекомых. Любите природу, берегите ее, а я вас сегодня награждаю медалями «Друзья леса».

Воспитатель вручает детям медали «Друзья леса».