В школе работаю с 1974 года, преподаю в основном в старших классах. Руководство детским чтением – вопрос, который волнует меня, как и всех словесников. Приемы руководства детским чтением существуют самые различные. Я остановлюсь на тех, которые использую сама.
Самой действенной, на мой взгляд, формой привлечения детей является популяризация книжных и журнальных новинок. Войдя в класс, учитель говорит, что вышел из печати новый номер литературно-художественного журнала и рассказывает, что в нем напечатано. «Теряю» на это 3-4 минуты, выигрываю много!
В своей работе учитываю знакомство старшеклассников не только с «Литературной Россией», «Литературной газетой», «Роман - газетой» «Юностью», «Дружбой народов», «Знамя», но и с журналами «Вокруг света», «Техника молодежи», «Знание – сила», «Наука и жизнь». В этих журналах также печатаются художественные произведения, есть рубрика «Поэзия».
Еще больший эффект дает такой прием: в конце урока без всяких вступлений подхожу к стенду, где помещена выставка новых книг и журналов, беру и читаю интересный отрывок, останавливаюсь на самом интригующем месте и говорю: «Что дальше? Какова судьба этих героев? Узнаете, прочитав…, называю автора произведения, название журнала, номер. Ребята все это записывают в литературные тетради.
Читательские конференции. Провожу их всегда в зале станичной библиотеки. Помнятся конференции по книгам Б. Васильева «А зори здесь тихие», В. Быкова «Сотников». Перед старшеклассниками выставка книг на военную тему, (библиотекарь сделает краткий обзор этих книг), иллюстрации к повестям, выполненные учениками, строго оформлен читательский зал: плакаты, лозунги. Во время конференции звучат песни: «Священная война», «Последний бой», «День Победы». Не остались девятиклассники равнодушными к произведениям современных авторов о войне. Только закончилась конференция, и в зале выдачи книг у столика библиотекаря столпились мои ученики: «Дайте мне эту книгу», «А мне вот эту».
Работаю в школе 34 года. Все эти годы старалась, пыталась ввести в урок поэтическую пятнадцатиминутку, в среду, раз в неделю. Главным содержанием поэтической «среды» является современная поэзия.
Это понятно почему. Преподаю я в 9-11 классах. Передо мной 15-17-летние юноши и девушки, у которых большая потребность понять свое время, осознать себя в нём. А. Твардовский заставляет задуматься о непреклонности и прямоте жизни настоящего человека, Н. Заболоцкий – вглядеться в красоту человеческих лиц», Л. Мартынов, введя в своё «Лукоморье», зовет к нравственным высотам. Современная поэзия утверждает величие, значительность человека: «Кто мы? – Фишки или великие? Гениальность в крови планеты? Нету физиков. Нету лириков. Лилипуты или поэты» (А. Возненесенский).
Как провожу занятия поэзии? В начале учебного года веду их сама, мои ученики являются слушателями, правда активными. Постепенно начинаю их втягивать в краткие беседы:
Каково впечатление от прочитанного? В чем согласны, в чем не согласны? Какие места в стихотворении запомнились, какие оставляют читателя равнодушным?
Вначале предлагаю стихи тех поэтов, которыми интересуются ребята – Л. Ошанина, Э. Асадова, Ю. Друниной, К. Симонова. И вот, идя от интересов ребят, постепенно и их вовлекаю готовить поэтические минуты. На конец первой четверти предлагаю план работы пятнадцатиминутки, возлагая проведение на учеников. 15 минут поэзии – это не так мало, как может показаться. Небольшой рассказ о жизни поэта, несколько стихотворений, выученных наизусть, отзыв о прочитанных стихах. Готовят поэтическую «среду» 5 человек. Чтобы готовиться было легче, для каждой параллели берем разную тематику. После проведения «среды» пятеро ребят сдают в кабинет поэтическую книжечку, где помещают собранный материал. К поэтическим «средам» оформляется стенд «Восход» - клуб любителей поэзии, где помещаются фотографии, сборники стихов, книги, статьи о поэте. Красиво написан девиз поэтической минуты. Заранее, по понедельникам, провожу репетиции. Самое интересное – готовить «среду». Надо много прочесть, а это захватывает. Невольно хочется узнать побольше, приходится перечитывать гору литературы, чтобы отобрать самое интересное. У каждой поэтической «среды» свое неповторимое лицо. В начале форму проведения пятнадцатиминутки предлагала я, но постоянно мои ребята сами изменяли форму проведения. «Среда», посвященная Николаю Рубцову, началась песней на слова Рубцова «Горенка», которую спел юноша под гитару: что создало особое лирическое настроение, рассказ о жизни Ольги Берггольц сопровождался иной музыкой, жестокими звуками войны, сигнал воздушной тревоги, визг и грохот обрушавшегося металла.
Пятнадцать минут поэзии! Они посвящены или творчеству одного поэта или нескольких, но объединены одной темой. На поэтических «средах» звучат стихи Л. Татьяничевой, В. Шефнера, Р. Рождественского, Е. Винокурова, Е. Евтушенко, Л. Ошанина, О. Казаковой, Н. Рубцова, С. Капутикян. Четвертая четверть! На ее «среды» планируем знакомство с творчеством кубанских поэтов: В. Сааковой, В. Бакалдином, И. Вараввой, Н. Доризо. Они нередко бывают гостями нашей школы. Тесная дружба у старшеклассников с К.А. Обойщиковым. Он автор стихов «Баллада о розах» и «Баллада о последнем патроне», а они о нашей школе, об ее питомцах, Герое Советского Союза Н. Приймаке, ученике Нововеличковской средней школы. Слушаем на встречах Кронида Александровича, затаив дыхание, захватывает поэтическое слово слушателей. Возникают вопросы:
Как стал Кронид Александрович поэтом?
Откуда черпает темы, образы?
Где достать сборники стихов?
На память о встрече кубанский поэт подарил нам свою фотографию, сборник стихов, оставил автограф в книге почетных гостей.
Частый гость нашей школы военный корреспондент, автор очерка о Н. Приймаке, поэт Украины Яков Иванович Захаров. А все началось с поэтической «среды», где шел разговор о том, что «героями не рождаются, ими становятся». Понравились стихи Якова Ивановича, и полетели письма в г. Ворошиловград. Захотелось больше узнать об этом удивительном человеке. В кабинете литературы оформлен планшет о жизни и творчестве Захарова, есть подаренные сборники стихов.
К концу года для многих моих воспитанников стало потребностью читать стихи. появились красиво оформленные поэтические тетради, куда старшеклассники записывают понравившиеся им стихотворения. Я уверенна, что многие ребята не пройдут теперь равнодушно мимо книжного киоска или магазина, не скользнут безразличным взглядом по сборникам стихов; в станичной и школьной библиотеках не будут пылиться томики стихов: за ними придут участники поэтических «сред».
Прошел год, другой, и я почувствовала, как нуждаются мои воспитанники в занятиях литературного клуба, что мало проводить только поэтические «среды». Так 20 лет назад, в нашей школе был организован литературный клуб «Восход». Занятия его включают разные виды внеклассной работы: поэтические часы, конкурсы чтецов, конкурсы иллюстраторов, литературные вечера, диспуты, читательские конференции, переписку с музеями и писателями, экскурсии, спектакли, заседание литературной гостиной, литературное краеведение.
Любимое занятие клуба – поэтические часы, которые посвящены творчеству одного поэта (например, «Тема Родины в лирике Александра Прокофьева) или творчеству нескольких – «Слава – Вам павшие, слава» (по лирике военных лет кубанских поэтов). Школьники читают стихотворения наизусть, используется также авторское чтение, песни поэтов, положенные на музыку. И что сааме ценное ребята делятся своими впечатлениями от прочитанных стихотворений.
Надолго, думаю, запомнятся старшеклассникам музыкально-поэтический час. «Тебе одной плету венок», посвященный теме – Родина в лирике С. Есенина. (Приложение 1) В русских сарафанах, с наброшенными на плечи шалями у красавицы – березки собрались участники.
А музыкально-поэтический час «Музыка – моя жизнь», посвященный творчеству П. И. Чайковского… Камин, горящие свечи, великосветское общество на балу у губернатора… Звучит опера Чайковского «Евгений Онегин». Старшеклассники исполняют сцену дуэли Онегина и Ленского. Мы словно побывали в 19 веке. Стихи, музыка! Все так необыкновенно.
60-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне посвящен музыкально-поэтический час «Строка, оборванная пулей». С интересом слушали ребята рассказ о молодых поэтах, не вернувшихся с войны.
Я должна заметить, что сценарий мы составляем сами, а театральное оформление выполняет В.Г. Бамбизо, хореограф Дома культуры (у нас с ними тесное содружество). Выступают кружковцы на сцене станичного ДК.
Подготовили и спектакль, посвященный «детям 1812 г.». шли мои воспитанники вместе с ними на Сенатскую площадь, ехали в Сибирь, трудились на рудниках, закованные в цепи. Были у нас и очаровательная Машенька Раевская – М.Н. Волконская, и Полина Гебль, и трехлетняя Настенька Рылеева. Ребята – «восходовцы» - это и Иван Анненков, и Кондратий Рылеев, и Каховский, и князь Оболенский. Быть стойкими, верными Отечеству, долгу учат такие спектакли. И признаюсь честно: все книги о декабристах, которые можно только найти в нашей станице, прочитаны.
Составной частью работы кружка «Восход» является литературное краеведение.
Ребята очень увлеклись поиском материалов о писателях и их творчестве. 20 мая 2005 года исполнилось 80 лет со дня рождения Героя Советского Союза Николая Алексеевича Приймака, ученика нашей школы. О повиге 17-летнего парнишки из х. Приймаки писали С.Д. Скляренко, П.А. Павленко, М.Д. Лужнев, Н.С. Домешек, Я.И. Захаров, К.А. Обойщиков. Старшеклассники решили, во что бы то ни стало, найти произведения о подвиге Приймака. Отправлено письмо в г. Ворошиловград Я.И. Захарову, в г. Изяслав – Н.С. Домешеку. В райархиве ст. Динской Краснодарского края с интересов перелистывали пожелтевшие номера районной газеты «Трибуна», где в одном из номеров найден очерк С.Д. Скляренко «На Приймаковом хуторе», поэма М.В. Лужнева «Микола Приймак». В библиотеке им. Пушкина г. Краснодара с трудом разыскали очерк П.А. Павленко «Казачонок». Поиск продолжался… Мы в мае совершили поход по боевым местам Николая Приймака, где бывали и те, кто прославил бессмертный подвиг нашего земляка.
О декабристах, считали, знаем много: еще в прошлом году провели двухчасовое заседание литературной гостиной «Звезда пленительного счастья», урок – конференцию о поэтах - декабристах.
И вот он 2005 год – год 180-летия со дня восстания на Сенатской площади… За предложенную тему «Декабристы на Кубани» ребята взялись с желанием. Десятки отосланных писем в разные концы России, связанные с пребыванием здесь «богатырей, кованных из стали»… г. Новоселенгинск, п. Баргузин – Бурятской обл., г. Чита, г. Иркутск, ст. Прочноокопская, г. Адлер, п. Лазаревский, ст. Ивановская…, г. Краснодар. Десятки перечитанных книг, публикаций в газетах и журналах за последние 20 лет. К кому бы не обратились, встречали понимание, желание нам помочь, а это радовало, придавало силы.
Первыми, кто откликнулся, были ивановские следопыты, члены клуба СШ 18. Нашей радости нет предела: одно – читать, другое – самим увидеть. Встречу надолго не откладывали. Ивановская встретила нас знаменитыми лиманами. Но не терпелось побыстрее увидеть те места, которые связаны с пребыванием здесь декабристов. С 1835-1838 гг. в Ивановской бывали Н.И. Лорер, А. Бестужев-Марлинский, с.И. Кривцов, рядовые Тенгинского полка А.И. Одоевский в 1839 г. проследовал через Ивановскую в направлении Тамани. Две недели в Ивановке жил М.Ю. Лермонтов, проезжал по Екатеринодарскому тракту и А.С. Пушкин. Экскурсию начали с места, где находилось здание штаба Тенгинского полка, того полка, в котором отбывали ссылку многие декабристы. Напротив штаба Тенгинского полка – военный плац, видавший ни одно учение. Здесь в 1863 г. под воздействием идей декабристов было открыто одноклассное училище. Теперь на этом месте красуется здание средней школы 18. Красивое здесь место. Слева видна площадь – раньше это рыночная площадь с купеческими лавками, здание одной из них сохранилось, и мы сфотографировались рядом на память. А справа – звонница Сретенской церкви. Отрадно осознавать: где сейчас ступаем мы – бывали декабристы! И уж что нас совсем поразило – в парке находится пушка Тенгинского полка, отлитая еще в 1812 г. – «единственная достопримечательность станицы», - читаем мы в «Воспоминаняих» Лорера.
В свою Нововеличковскую возвращались через Краснодар. Автобус нас мчал почти по тому же Екатеринодарскому тракту. «Старый путь шел немного левее, - подсказывали нам сторожилы, - через Мышастовку, Марьянку, Копани». «На Тамань мимо нас никак не проедешь. Здесь последний перегон Екатеринодарского тракта», такова версия местных сторожилов - копанчан. А рассказ деда Середы об Екатерининском тракте, по которому давным-давно проезжал якобы Пушкин, еще раз ребят убедил: нашли-таки ту географическую точку, \где проходил тракт на Тамань. Она, эта точка, в нескольких километрах от нашей станицы. Здесь и был поставлен то каменный столб с золотой старославянской вязью «По сей дороге старой, предания гласят, и Пушкин, и Лермонтов и другие писатели российские проследовали». А нам так хочется внести поправку … и декабристы. Вот так и вышли на очень интересную тему: «Кто следовали декабристов по Екатеринодарскому тракту». Загорелись и поехали по этой дороге на велосипедах. Вот еще один маршрут краеведческой экскурсии вписали в свою летопись «восходовцы».
Литературная гостиная – один из любимых занятий «восходовцев». В 2005 году мы ее посвятили «детям 12 года» - декабристам. Разделились по пятеркам. У каждой группы было задание. Ребята поставили на ноги всех: учителей, моих коллег, родителей, своих знакомых, чтобы подыскать нужный материал. Помимо докладов надо было рисовать, готовить поделки.
За подготовкой незаметно прошел месяц, другой. И вот литературная гостиная распахнула перед нами двери. Сидели за столиками по пять человек, сообщения были одно интереснее другого. «Мой милый Саша» - так названа была работа-доклад группы, которой руководит Оля Захарова. «Кюхля» - группы, где руководитель Сидорова Таня. Декабристу Николаю Бестужеву – личности в своем роде уникальной посвятили свои исследования группа Н. Репиной. О творческом подвиге – создании галереи портретов всех заключенных вместе с ним в сибирских каторжных острогах декабристов и жен посвятили рассказ ребята этой группы. «В добровольном изгнании» - сообщение пятерки во главе с Т. Блохой. Оно об очаровательной Муравьевой, юной Волконской, строгой Трубецкой. Поражаются мои девушки решительности любимых женщин и рассказывая о них, невольно смахивают слезу.
Любят «восходовцы» и рисовать. Серии рисунков самые разносюжетные. Это и к прочитанным книгам, и проба кисти – нарисовать портреты декабристов и их жен. Я из всех работ выделяю работу Димы Высоцкого. Отлично владеет карандашом. Каховскому, Бестужеву-Рюмину, Муравьеву-Апостолу, Пестелю, Рылееву посвятил свою работу.
65 – летию Победы, «Богатырям, кованным из стали» посвящается… такую надпись видим мы на читательском дневнике «восходовцев». Б. Васильев, В. Быков, А. Фадеев, Ю. Бондарев, В. Курочкин, Ю. Тынянов, А. Лебедев, С. Голубов,.. книги этих авторов прочитаны каждым членом клуба. В читательском дневнике оставлены отзывы. Жемчужинкой работы нашего клуба является сборник собственных стихов.
А благословил «восходовцев» на поэтический труд кубанский поэт Кронид Александрович Обойщиков.
Фотоматериалы мероприятий клуба представлены в Приложении 2.