Урок географии с использованием информационных технологий

Разделы: География, Информатика


Цель урока:

1. Познакомить учащихся со стихийными природными явлениями, объяснить их причины и последствия. Научить мерам предосторожности.
2. Применяя региональные компоненты формировать у учащихся представление о местах природных явлениях, развитие познавательной активности.
3. Воспитание внимания.

Оборудование: компьютер, телевизор, DVD, диск о катастрофах, физическая карта России.

Тип урока: смешанный.

Ход урока

I. Организация

- Здравствуйте, дети!

- Рапорт дежурного. Описание погоды.

- Спасибо. На улице царствует прекрасная весенняя погода. Сегодня у нас не обыкновенный урок, а урок – праздник. Праздник не бывает без гостей. Как видите, у нас сегодня много гостей. Как гостеприимные хозяева, мы должны их принимать радушно, показать наши хорошие знания, чтобы наши гости остались довольными, и им часто хотелось бы посещать наши уроки.

II. Актуализация знаний

- Ребята, давайте закроем книги. Мы с вами проведем проверку первой части нашего домашнего задания: ответим на вопросы. Часть задания, касающуюся терминов, проверим по ходу урока.

Ввопросы по теме «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека». (Приложение 1)

  1. Что такое «природные условия»?
  2. Что такое «природная среда»?
  3. Что входит в природные ресурсы?
  4. Какие условия можно считать благоприятными для жизни человека?
  5. Какие условия бывают экстремальными для жизни?
  6. Влияние здоровью человека природных условий?

- Молодцы. Ребята, мы сегодня, продолжая изучение этой темы, остановим наше внимание на стихийных природных явлениях.

III. Изучение новой темы

а) - Давайте вспомним, что такое природные условия? (Дождь, ветер, восход солнца, течение воды и т.д.)

- Правильно. Если эти явления происходят вне территории, где живут люди, или если они не выходят за пределы нормы – они воспринимаются как обычные явления. Но иногда они могут превратиться в стихию.

(Приведение примеров показывающих превращение обычных природных явлений в стихийные природные явления.)

- Таким образом, природные явления, представляющие опасность для жизни человека, называются стихийными природными явлениями.

Они происходят неожиданно. Результатами стихийных природных явлений бывают человеческие жертвы и материальный ущерб. Обычно природное бедствие возникает в результате совпадении трех условий: чрезвычайность, неожиданность, неизвестность.

(На слайде - правила) (См. Приложение 1)

- Ребята, вы, наверно, часто слышите поговорку «Деньги с неба не падают». А вот я могу сказать, что они «падают с неба». Среди стихийных природных явлений бывает и очень интересные. (Приводятся примеры.)

б) - А теперь, ребята, познакомимся с видами стихийных природных явлений и дадим им объяснение.

- Вам на дом было дано еще одно задание: с помощью словарей объяснить следующие термины: лавина, смерч, оползни, обвалы, землетрясения, вулкан, наводнения, цунами, ураган, ливень, заморозки, засуха, сель, карст, эрозия.

(По ходу объяснения терминов, на слайде появляются определения-правила). (См. Приложение 1)

IV. Физкультминутка

в) – Мы сегодня с вами рассмотрели многие виды стихийных природных явлений. Из них поподробнее остановимся на лавине и смерче.

(На DVD – сход лавины)

- Значит, лавина – это снежная масса, сходившиеся с крутых и высоких мест. Она возникает в результате силы тяжести. (См. Приложение 1)

Рисунок 1

А у нас, в наших краях наблюдается ли сход лавины? (Да, в Бугульме, в Мензелинском районе, в Казани.)

- Смерч – вертикальный вихрь в атмосфере. (См. Приложение 1)

Рисунок 2

Он образуется под дождевыми тучами. Перемещаются со скоростью 5-20 м/с., крутится со скоростью 50-100 м/с.

(Сюжет на DVD)

- Были ли у нас такие сильные ветры? Нанесли ли они вам ущерб? (Беседа с учащимися.)

г) Техногенные катастрофы – результат деятельности человека. Вы, наверно, по ОБЖ узнали о Чернобыльской аварии. Пусть кто-нибудь из вас расскажет об этом.

д) География стихийных явлений. Выяснение причин и местонахождение стихийных явлений и показание их на карте. Обозначение на контурной карте районов активного образования гор.

е) Средства предосторожности от стихийных бедствий.

Изучение – рассказ – быть наготове, начеку.

Меры предосторожности:

  1. Технические (изменение русла реки Сюнь и т.д.)
  2. Организационные (правильное расположение объектов и т.д.)
  3. Информационные (предупреждение по телевидению, радио, сотовому телефону, через печать).

(Названные средства предосторожности отражаются на слайде в виде схемы) (См. Приложение 1)

V. Закрепление

Выполнение тестов на компьютере. (Приложение 2)

1. Как называют изменение природных явлений, создающих опасность для человека?

а) стихийные природные явления
б) обыкновенные природные явления

2. Как называется бедствие, в котором виновата деятельность человека?

а) антропогенные катастрофы
б) техногенные катастрофы

3. Может ли природное явление обернуться в стихийное?

а) да
б) нет

4. На территории нашей страны, на Камчатке, Курилах, Кавказе, Южных Сибирских горах происходят многие стихийные процессы? Почему? Потому:

а) эти территории находятся на границах страны
б) эти территории является районами активного образования гор.

5. Можно ли отнести пожары к стихийным природным явлениям?

а) да
б) нет
в) это зависит от причины пожара

Самооценка учащихся за свою деятельность на уроке _______.

VI. Обобщение

- Выводы.
- Оценка знаний учащихся (учитывая их самооценку).
- Индивидуальные домашние задания. (Приложение 1)

1 степень:

а) изучить тему и подготовить ответы на вопросы (стр.277) [3]
б) на контурную карту нанести рисунок 111.
в) подготовить выступление о местных чрезвычайных природных явлениях.

2 степень:

а) изучить тему и подготовить ответы на вопросы (стр.277) [3]
б) на контурную карту нанести рисунок 111.

VII. Литература

  1. Краткая географическая энциклопедия, - том 1-5.
  2. География энциклопедия, - М. «Росмэн» - 1997.
  3. География: природа России, - М. «Просвещение» - 2001.