Устный журнал "Путешествие в страну Цифирию"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • Расширить кругозор учащихся.
  • Воспитывать интерес к математике.
  • Развивать познавательную активность, мышление.

Ход мероприятия

Презентация "Путешествие в страну Цифирию" (Приложение)

I. Оргмомент

Учитель:

А сейчас, ребята, удобнее садитесь.
Не шумите, не вертитесь,
Слушайте внимательно
И отвечайте обязательно!
Вам условие понятно?

Все: Да!

Учитель:

Это слышать мне приятно.
Путешествие зовёт
Вас, ребята, всех в поход.
А куда пойдут ребята?
В необычную страну,
Очень важную страну –
Цифирию.

II. Сообщение темы занятия

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам устного журнала, который называется «Путешествие в страну Цифирию». На каждой странице мы с вами узнаем много интересного, познавательного.

III. Первая страница -  «Истории из жизни великих»

Я думаю, что все вы любите математику и это путешествие будет для вас увлекательным и полезным.

Как говорил великий русский учёный М. В. Ломоносов: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

Достаточно много есть учёных математиков, которые всю свою жизнь посвятили этой нелёгкой науке. Благодаря им открыты многие законы в математике, сформулированы правила, выведены формулы, доказаны теоремы.

На этой странице журнала мы познакомимся с некоторыми историями из жизни великих математиков.

Архимед -  древнегреческий  учёный (около 287 -212 гг до н. э.) жил в городе Сиракузы, на острове Сицилия. Когда римляне осадили Сиракузы, Архимед своими изобретениями оказал большую помощь в защите родного города. Согласно легендам, он создал мощную метательную машину, изобрёл сильные зеркала, с помощью которых на расстоянии были сожжены корабли противника. Римляне вынуждены были прекратить сражение.

Однако из-за предательства они проникли в город. Один из солдат увидел Архимеда. Учёный был увлечён решением геометрической задачи, чертёж к которой был сделан на песке. Углублённый в свои размышления, он даже забыл о происходящих событиях. Когда римский солдат замахнулся мячом, Архимед успел крикнуть: «Не тронь мой чертёж». Так погиб Архимед.

Карл Фридрих Гаусс –немецкий математик (1777-1855). Ещё ребёнком он обнаружил удивительные способности к различным вычислениям в уме. Отец Гаусса в летнее время иногда брал подряды на каменные работы. Денежные расчёты он производил каждую субботу. Однажды он определил стоимость произведённой работы и хотел приступать к выдаче денег рабочим, но из детской кроватки послышался голос:

- Папа, твои расчёты неверны.

Отец и все присутствующие были удивлены. Пересчитав все расчёты, отец признал, что прав  его крохотный сын.

О своём искусстве вычислять в уме сам Гаусс в шутку говорил:

- Я  научился вычислять раньше, чем говорить.

В школьные годы Карл неоднократно поражал учителя своим умом и остроумием. Однажды учитель спросил его:

- Гаусс, я сейчас задам тебе два вопроса. Если на первый ответишь правильно, то на второй можешь не отвечать. Итак, скажи мне: сколько иголок на рождественской ёлке?

Гаусс без промедления ответил:

- 67534

- Как ты так быстро сосчитал иголки? - изумился учитель.

- А это уже второй вопрос, учитель?

Софья Ковалевская – русский математик (1850-1891), первая в России женщина – академик. Ещё в детском возрасте Софья Васильевна проявила свои незаурядные способности к математике.

Однажды на предварительную оклейку стен обоями в доме были использованы листы бумаги с выкладками по высшей математике М. Остроградского. Эти непонятные формулы захватили любознательную девочку. Долго она простаивала перед этими таинственными записями, разбираясь в них.

Взрослые вначале не очень были довольны столь страстными математическими интересами Сони: девочке ли этим заниматься? Но она находила книги, самостоятельно изучала математику, просиживая при керосиновой лампе долгие ночи – потихоньку от взрослых.

Эварист Галуа – французский математик (1811-1832) погиб в 20 лет. В лицее он обнаружил удивительные математические способности. Эварист за 2 дня прочитал и усвоил учебник геометрии, который в школе изучали 2 года. Крупный математик Жак Штурм  сообщил новую теорему высшей математики, но доказательство ещё не нашёл. Узнав об этом, Галуа сразу же на уроке доказал эту теорему. Работы по математике Галуа составляют 60 страниц. Никогда ещё такое малое количество страниц не приносило автору столь широкой известности.

Математик К. Жордан сидел над материалами Галуа 40 лет. Он всё понял и написал большую книгу в 667 страниц, отметив, что вся книга только истолкование рукописи Галуа . Результаты, полученные Галуа, сейчас составляют обширную область математики, которую так и называют: «Теория Галуа»

IV. Вторая страница - «Магия чисел»

Далеко-далеко, за морями и горами была страна Цифирия. Жили в ней очень честные числа. Только ноль отличался ленью и нечестностью. Однажды все узнали, что далеко, за пустыней появилась королева Математика, которая позвала к себе на службу жителей Цифири. Служить королеве захотели все числа.

Какое число вы любите? Удивляет вас такой вопрос?

А вот некоторые люди не любят число 13, считают его «плохим», зато цифры 7 и 5 – «хорошими». Особо почитали числа в Древней Греции. Это было очень давно. Философ и математик Пифагор утверждал, что «числа правят миром». Числа несут добро и зло, счастье и несчастье. Даже была наука – нумерология. Послушайте, что говорят о числах писатели и учёные древности.

(Дети читают стихи о цифрах, а учитель дополняет их.)

1. Это цифра – единица,
Очень тонкая, как спица.

Учитель: Единицу считали символом славы и могущества, она означает человека энергичного, смелого, храброго. Единицу относят к именам: Вера, Наташа, Оксана, Толя, Костя, Илья, Слава.

2. А вот это – цифра «два».
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочиться хвост за нею.

Учитель: Цифру «два» считали символом любви и непостоянства, мягкости, тактичности. Люди этой цифры имеют изменчивый характер. Её относят к именам: Ира, Саша, Лида, Вася, Коля.

3. А за двойкой, посмотри,
Выступает цифра «три».
Тройка – третий из знаков,
Состоит из двух крючков.

Учитель: Цифра «три» издавна считается счастливым числом, так как было три божества в древнем Вавилоне: Солнце, Луна Венера. Человек этой цифры отличают талант, веселость, склонность к науке и спорту. Это Кати, Вити, Алёши, Димы, Феди.

4. За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопырь.

Учитель: Цифра «четыре» - символ устойчивости, прочности. Она представлена квадратом, его четыре стороны означают стороны света, времена года, стихии: Огонь, Землю, Воздух, Воду. Четверку относят к именам: Аня, Вадик, Петр, Света, Зоя.

5. А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо потянула,
Ножку круто изогнула

Учитель: Самое счастливое число из всех, символ риска, энергичности, независимости. К пятерке относят имена: Вова, Гриша, Валя, Нина, Марина, Виталий, Сережа.

6. Цифра «шесть» - дверной замочек:
Сверху крюк, внизу – кружочек.

Учитель: Шесть – особое число, оно получается в результате сложения или умножения всех чисел, на которое оно делится (1, 2, 3): 1+2+3 или 1*2*3. Ни одно число не обладает таким свойством. Оно предвещает успех и большую популярность. Это Гали, Бори, Даши, Лизы, Игори, Юли, Тани.

7. Вот семерка – кочерга:
У нее одна нога.

Учитель: Когда – то число «семь» было предельным числом. Уже тогда были известны семь планет, в том числе планетами считались Солнце и Луна. По ним стали исчислять время, так появилась неделя. Семь – магическое число. Так как человек воспринимает мир через семь отверстий в голове. Через семь лет отсчитывают и жизнь человека: 7 лет – младенчество, 14 – отрочество, 21 – юношество, 28 – молодость, 35 – зрелость. Люди этой цифры являются лидерами, учителями высокого класса. Вани, Максимы, Люси – ваше будущее в ваших руках!

8. У восьмерки два кольца
Без начала и конца.

Учитель: Цифра «восемь» – это двойной квадрат, воплощение надежности. Это цифра людей, которые умеют управлять коллективом, увлекать за собой. Это Оли, Гены, Жени, Лены, Андрей, Зины. Может быть, среди вас есть будущие военные и политики.

9. Цифра «девять», иль девятка, –
Цифровая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой «шесть» девятка станет.

Учитель: Девять – самое большое число в натуральном ряду чисел, символ успеха. Это Саши и Нади. Природа одарила вас талантом.

10. Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль, такой хорошенький,
Ну не значит ничегошеньки.
Если ж слева рядом с ним
Единицу поместим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – десять.

Учитель: Число «десять» - символ гармонии и красоты. Это энергичные люди, уверенные в своих силах. Наташи, Веры, Оксаны, Толи, Кости, Ильи – вам древние советовали десять раз подумать, прежде чем делать.

V. Третья страница –«Числа повсюду!»

Страна Цифирия размещается в любом уголке твоей комнаты. Надо только уметь всматриваться, и ты поймёшь, что всюду поселились маленькие юркие существа – цифры. Они глядят с циферблата часов, выглядывают из папиного микрокалькулятора, бросаются с экрана телевизора. Сколько лап у твоего кота? Столько же сколько у огромного слона. Кошачьи лапки по сравнению со слоновьими маленькие, а цифра – одна и та же. Сколько книжек на полке? Сколько тебе лет? Ты посмотри – всюду цифры.

В общем, без чисел и покупки не сделаешь, и номер телефона не наберёшь. Если ты в них не разбираешься, то даже футбол, хоккей не сможешь смотреть: какая тебе разница, если ты не понимаешь счёт игры?Числа встречаются в загадках, пословицах, считалках, скороговорках.

Давайте вспомним народное творчество, где использовали числа.

1. Соедини части пословиц.

  • Два сапога ….(пара)
  • Одна голова хорошо, …(а две лучше)
  • За двумя зайцами погонишься - …(ни одного не поймаешь)
  • Один в поле … (не воин)
  • Семеро одного  …(не ждут)

- А какие пословицы знаете вы, где есть числа?

(Один за всех, все за одного. Не имей сто рублей, а имей сто рублей. Семь раз отмерь – один раз отрежь.)

2. Отгадайте загадки.

1)

Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют.
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу!
(Лыжи)

 

2)

Четыре братца
Под одной крышей живут.
(Стол)

3)

Пять мальчиков,
Пять чуланчиков,
Разошлись мальчики
В тёмные чуланчики.
Каждый мальчик
В свой чуланчик.
(Пальцы в перчатках)

 

4)

Дом чудесный – бегунок –
На своей восьмёрке ног
День-деньской в дороге:
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам.
(Трамвай)

5)

Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк.
Покупайте,  мухи, шёлк!
(Паук)

 

 

 

3. Попробуйте сказать скороговорку.

На горе, на пригорке
Стояли двадцать два Егорки.
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка, пять Егорка…( и так до 22)

4. Кто знает считалки?

- Зачем они нужны?

Давайте выучим ещё одну считалку.

Раз, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10!
Выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдёт,
Тот и прятаться пойдёт!

- Вы согласны, что числа действительно повсюду?

VI. Четвёртая страница – «Удивительные факты»

Эта страница называется «Удивительные факты». Эти факты тоже связаны с числами.

Знаете ли вы?

  1. Комнатная муха делает в секунду 352 взмаха крылышками.
  2. У лебедя 24 тысячи перьев.
  3. Длина прыжка кенгуру 12 метров.
  4. Самая большая морковь была выращена в 1986 г. в Новой Зеландии. Масса её 7 кг.
  5. Самый крупный огурец – 22 кг вырос в Австралии в 1986 г.
  6. Шахматы – одна из древнейших игр. Учёные утверждают, что шахматам около 5 тысяч лет.

- Ребята, вы  знали об этом? Видите, какие интересные факты и они связаны с числами.

VII. Пятая страница – «Игровая»

Мы сегодня в гостях у жителей страны Цифири. Вы помните, что они на службе у королевы Математики. Эта королева очень любит решать задачи, разгадывать головоломки, кроссворды и ребусы.  Она предлагает нам поиграть и показать свои знания и умения.

1. Разгадайте ребусы.

(Детям предлагаются ребусы, где использованы цифры.)

2. Внимание фокус.

В стране Цифирии есть волшебные часы.  Сейчас вы убедитесь, что это так. (Приглашают 1 человека к доске, он записывает задуманный час на листе, который показывают ребятам.)

- Я стану показывать различные числа на моих «волшебных часах» и буду при этом каждый раз ударять по циферблату вот этой палочкой. Ударю первый раз – увеличьте в уме загаданное вами число на единицу, ударю другой раз – прибавьте ещё единицу, считайте про себя удары, пока не дойдёт до 20. Тогда остановите меня. В этот момент моя палочка укажет тот час, который вы задумали.

 (Ударяя палочкой первые 7 раз, вы показываете наугад любые цифры на циферблате. Ударив восьмой раз, остановите указку на 12 и дальше с каждым ударом передвигайтесь на один час влево. Когда вам скажут «стой», палочка будет указывать задуманный час.)

3. Реши кроссворд.

Какая наука не может жить без чисел и цифр? Чтобы ответить на этот вопрос, надо решить кроссворд.

  1. Сколько ног у осьминога? (8)
  2. Вставьте в пословицу пропущенное слово: «Ум хорошо, а …. лучше». (2)
  3. Какое число входит в название известной сказки о Наф-Нафе, Нуф-Нуфе, Ниф- Нифе? (3)
  4. Какая получится цифра, если перевернуть цифру 6? (9(
  5. Сколько дней в неделе? (7)
  6. Слова записываются буквами. А числа? Как называется этот знак? (цифра)
  7. Сколько пальцев на руке? (5)
  8. Вставьте в пословицу слово: «Семь раз отмерь, … отрежь» (один)
  9. Как называется то, что учитель ставит ученику за работу на уроке? (отметка)
  10. Сколько месяцев в году? (12)

- Прочитайте, какое слово получилось в выделенном столбике. Какая же наука не может жить без чисел и цифр? (Математика)

Немецкий учёный-математик Карл Гаусс говорил, что «Математика – царица наук»

VIII. Итог

Путешествие заканчивать можно.
Все страницы нами прочтены.
С математикой дружить несложно,
Если полюбишь её ты.

- Понравился ли вам устный журнал? Как он назывался?

- Что вы узнали нового, интересного?

- Что вам понравилось?

Презентация "Путешествие в страну Цифирию" (Приложение)

Литература

  1. Волина В. «Праздник числа. Занимательная математика для детей», Издательство «Знание», Москва, 1993.
  2. Докучаева Н «Игрушки из бумаги и картона. Волшебные часы», Спб.: Кристалл; Валерии Спб., Санкт-Петербург, 1997.
  3. Русанов В.Н. «Математический сундучок», Оса «РОССТАНИ», 1993.