Цели:
- расширять представления детей о старинном русском национальном костюме нашей области;
- формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражении этих представлений в оформлении национального костюма;
- воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.
Предварительная работа: экскурсия в музей народной культуры, рассматривание фотографий, рисунков с предметами костюма, элементами вышивки.
Оборудование к занятию: кукла в национальном костюме Белгородской области, рушники, фотографии, магнитофон, кассета с записями народных песен Белогорья, бумажные шаблоны частей костюма, материалы для рисования.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте лебедушки! Здравствуйте, молодцы! Поклон вам гости званные да желанные.
У наших воротях, у наших, у широких
Стояла Федора – с позументом понева,
Снеком подпояска, с канителью завеска
С канителью завеска, строченая кичка
Строченая кича, золотая строчка…
- Что вы поняли из строк песни? О чем этот отрывок? (Об одежде, о национальном костюме.)
- Что можно было узнать в то далекое время о человеке, едва взглянув на его одежду? (Откуда человек, из какой деревни, какого возраста, семейный он или холостой, богатый или бедный.)
- Мы с вами знаем, что одежда на Руси имела различное назначение? Была, например, одежда праздничная? А какого еще назначения одежду вы знаете? (Рабочая, повседневная, свадебная, похоронная.)
- Русский крестьянин или крестьянка носили на себе много вещей, и каждая из них называлась своим «именем». Какие из этих имен вы запомнили? (Рубаха, сарафан, юбка, понева, кокошник, платок.)
- Что же такое понева? (Юбка из шерсти, сшитая из двух полотнищ, были поневы распашные – из частично сшитых полотнищ, а были глухие - сшитые полностью). Найдите этот вид одежды у себя на картинках. (Рисунок 1, приложение 1)
- Как украшали этот вид одежды? (Вышивкой, шнуром, блестками, поневы были разного цвета для обычных дней черная или синяя, для праздников – красная.)
- Какие традиции в ношении этого предмета одежды вы помните? Ведь это была не просто юбка? (Ее надевали на рубаху.)
- Какие особенности рубахи вы запомнили? Из какой ткани ее шили? Как украшали?
(Шили из домотканого материала из конопли, украшались вышивкой рукава манжеты, по низу, вокруг шеи). (Рисунок 2, приложение 2)
- У нас есть возможность поучаствовать в процессе украшения. Все необходимое у вас на столе. Вспомните особенности орнамента нашего края. (Украшение бумажного шаблона рубахи.)
Воспитатель: Красиво получилось, такую богато украшенную рубаху надевали только в праздники. И девушки, и парни в праздники любили играть в игры. Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Горелки».
(Игра «Горелки»)
Воспитатель: Что еще входит в поневный комплекс костюма? (Передник, фартук.)
- Как называли фартук на Белгородчине? (Завеска, запон.)
- Среди шаблонов у вас на столе есть различные виды фартуков. Расскажите о них. (Высокие, которые одеваются на шею, короткие, которые повязывались на талию, украшенные кружевом, тесьмой, вышивкой, аппликацией). (Рисунок 3, приложение 3)
Воспитатель: И еще одного важного элемента не хватает в этом костюме? Что это? (Пояс.)
- Как еще его называли? (Поясок, подпояска, покромка, тесемочка, кушак, опоясочка.)
А важный этот элемент потому, что ходить без опояски по рубахе считалось на Руси грехом. Без пояса могли выйти « на люди» только маленькие дети. Считалось, что круг, кольцо, обруч, пояс всегда защищали человека от недобрых сил, были охраной и оберегом. (Рисунок 4, приложение 4)
Вот теперь мы можем выложить из частей поневный комплекс? Кто-то сделает это на манекене у доски, а мы подскажем, если будет нужно? (Рисунок 5, приложение 5)
Воспитатель: Следуя традициям наших предков, я тоже хочу подарить каждому из вас поясок, чтобы он охранял вас от напастей. Помогите друг другу их повязать.
- Кто помнит, ребята, что значит слово «сарафан»? (Значит быть одетым с головы до ног.)
Сарафан - это старинный вид одежды, который носили и девушки и женщины. Их шили из домотканой шерсти, окрашенной в черный цвет. Девичий и будничный сарафан почти не украшали. Девичий был сшит из 2-х полотнищ, а в женский по бокам вставляли клинья, чтобы был пышнее. Праздничные сарафаны богато украшали: грудь и лямки обшивали красной материей, позументом, серебряным шнуром, подол выкладывали лентами, полосками бархата, использовалась вышивка. Надевали сарафан на вышитую праздничную рубаху, носили без передника, повязывая широким поясом. Вот так как на нашей кукле Федоре.
(Рисунок 6, приложение 6)
- Кто знает, что это за сооружение на голове у Федоры? Как оно называется? (Это головной убор, который называется сорока.) (Рисунок 7, приложение 7)
- А какие еще головные уборы наших предков вы помните? Как называется головной убор на вашей картинке? (Чепец, бархатник, сорока, кокошник, шаль, платок, подшальник.) (Рисунок 8, приложение 8)
Такое разнообразие головных уборов у наших прапрабабушек тоже связано национальными обрядами и традициями. Вот, например, считалось, что непокрытые волосы замужней женщины приносят несчастье и с непокрытой головой она не могла не только выйти на улицу, но и показаться дома. Первый головной убор надевали на девушку перед венчанием. Обряд проходил очень торжественно и назывался «повивание». « Прощай коса – девичья краса, довольно тебе по плечам мотаться, пора под кичку убираться» - так приговаривали свахи, одевая невесту. Есть такая народная игра «Невеста». Я предлагаю нам с вам в нее поиграть.
Игра
Дети становятся в круг, в центре « Невеста». Все идут по кругу, приговаривают:
У невесты у Наташи,
Что живет в деревне нашей? (Остановились)
Было 7 женихов,
Было 7 соколов,
Вот с такими ушами,
Вот с такими ногами,
Вот с такими рогами!
Невеста: «Ах, вы дразниться!» - догоняет детей.
Воспитатель: А сейчас можете рассмотреть подлинные предметы одежды, размещенные на нашей выставке и примерять элементы народного костюма.