Урок "Природное сообщество – луг"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Природное сообщество - луг»

Цель: Научить моделировать цепи питания.

Задачи:

  1. Сформировать представления  учащихся о луге, как о природном сообществе
  2. Познакомить с наиболее типичными представителями растительного и животного мира луга
  3. Раскрыть особенности луга как природного сообщества, его состав растения, животные, грибы.
  4. Развитие речевой культуры и активности через организацию учебного диалога.

Оснащение урока: компьютер, проектор,  интерактивная доска, презентация Power Point (Приложение 1), Учебник: автор Н.Ф.Виноградова, картина А.А,Пластова «Сенокос»,  музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов», гербарий  и атлас-определитель.

Ход урока

1. Организационный момент

Введение  в тему.

Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь - цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нем разбросаны букеты.

И. Суриков

Рассмотрите внимательно  картину А.А,Пластова «Сенокос» и подумайте, о чем сегодня мы будем  говорить на уроке?

Под звуки музыки П.И.Чайковского «Вальс цветов» учащиеся рассматривают картину.

 (О растениях и животных населяющих луг.)

2. Работа над темой урока

Сегодня мы познакомимся с природным сообществом – луг.

(Демонстрируется презентация, слайд 2.)

Отличается ли  луг от леса? Чем?

Ответы детей. Обоснование ответов.

Чем объяснить такое  обилие трав на лугу?  (Достаточным количеством воды.)

Чем травянистые растения отличаются от кустарника и дерева?

Какие  травянистые растения используются человеком?

3. Работа с учебником

С.123 Ученики читают текст «Природе нужны все!»

О каких свойствах растений вы узнали?

Ответы детей.

4. Работа в группах с гербарием и атласом-определителем

Разделите на группы  луговые растения (ромашка, тысячелистник, крапива, мышиный горошек, клевер и др.)

Как вы рассуждали? (Есть кормовые травы и лекарственные.)

5. Физкультминутка

6. Беседа

Чем обусловлена яркая окраска луговых растений? (Привлекает насекомых.)

Подумайте, какие звуки мы можем услышать на лугу?

Кого вы услышали? (Ответы детей.)

7. Прочитайте стихотворение  В. Бианки «Сова»

Какой можно сделать вывод из этого произведения?

Жил-был дед, жил да был бобыльком.
Чай любил этот дед, только чай с молоком.
Но с ночною совой дед дружить не хотел,
На нее этот дед с гордым видом глядел.
И решила сова проучить старика,
Из дупла не летать на охоту пока
И мышей не ловить: уж терпеть так терпеть.
Вот посмотрим, старик, что потом будешь петь.
Нет совы. На лугу стали мыши смелей,
И охота у них началась на шмелей.
И не стали тогда шмели к лугу летать,
И на том лугу клевер стал пропадать.
А без клевера стала буренка тощать,
Молоко у коровы стало вдруг исчезать.
Испугался старик: вот беда велика!
Как же мне теперь чай пить да без молока?
И страстей, и сомнений, и дум полон он,
И отправился дед наш к сове на поклон:
— Ты, сова-голова, уж прости старика,
Не гневись, не бранись на меня, дурака.
Будем мы с тобой, совушка,  дружненько жить,
Будешь в гости ходить, молоком чай белить.

8. Индивидуальная работа по карточкам (Приложение 2)  

Выстройте экологическую цепочку питания.

9. Работа с интерактивной доской

(Демонстрируется презентация, слайд 3.)

Проверьте, правильно ли вы составили цепь питания.

Ключ:  сова →  мыши → шмели → клевер → корова → дед         

10. Рефлексия

(Демонстрируется презентация, слайд 4 -11)