Каждый психолог, работая в образовательном учреждении, сотрудничает с классными руководителями. Это сотрудничество может складываться по-разному. Одной из форм психологического сопровождения классных руководителей 1-11 классов является выход специалиста в течение учебного года на совещания классных руководителей с целью методического обеспечения психологическими техниками, информирования о результатах проводимой работы (диагностике, классных часах, работе с группами детей по решению конфликтных ситуаций и т.д.). В результате все классные руководители получили созданную психологами папку «В помощь классному руководителю от педагога-психолога». Особенностью ее содержания является то, что материалы, представленные в ней, универсальны, так как могут использоваться как на родительских собраниях, так и в индивидуальной, групповой работе с учащимися.
Папка пополнялась различными методиками на каждом совещании классных руководителей, причем сразу на практике отрабатывалось их использование.
Далее представлен примерный перечень содержимого папки:
- притчи, сказки, метафоры;
- упражнения на групповое сплочение, умение общаться и т.д.;
- популярные психологические тесты («Какой вы родитель», «Умеете ли вы договариваться» и т.д.);
- методика «Продолжи предложение» («Я радуюсь, когда мой ребенок…»; «Школа для меня – это…» и т.д.»);
- цитаты («Верить в человека и любоваться ростом его духа - это лучшее, что дает нам жизнь» М.Горький);
- таблица возрастных особенностей учащихся 1-11 классов (для учета возрастных норм, особенностей при планировании воспитательной работы и подхода к учащимся);
- список тематики родительских собраний, праздников и т.д. («Отцы» и «Дети» в меняющемся мире», «Семейная геральдика» и т.д.);
- схема подготовки родительского собрания, правила поведения классного руководителя, секреты успешности, формы работы с родителями;
- схема написания педагогической характеристики учащегося и т.д.
Для получения обратной связи от классных руководителей по применению предложенных методик и анализа проведенной работы психолог предлагает им заполнить карту обратной связи, которая представлена ниже:
«Уважаемый классный руководитель!
Педагогом – психологом создана папка в помощь классному руководителю. С января по ноябрь 2008 года мы обеспечивали вас материалами для работы с детьми, родителями.
Вам были предложены следующие материалы:
- психотехнические упражнения;
- анкеты;
- сказки;
- формы проведения родительских собраний;
- возрастные особенности (таблица);
- теоретический материал по работе с отдельными категориями детей и т. д.
Я рада, если смогла помочь вам, и вы использовали эти материалы в вашей деятельности . 1.Прошу вас заполнить следующую таблицу:
№ | Психологический материал | Где использован вами |
Напишите ниже, какой еще материал (тема, форма и т. д.) необходим вам для использования в вашей работе классного руководителя.
Классный руководитель ________ класса.
Спасибо».
Проанализировав результаты опроса, психолог получает возможность узнать о целесообразности такого сопровождения классных руководителей и простроить работу с теми из них, кто в поддержке еще нуждается (ответы на второй вопрос).
Это только одно из направлений деятельности психолога , и оно приносит свои плоды, позволяет осуществлять непосредственное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Решение школьных проблем детей невозможно, на мой взгляд, без просвещения и поддержки родителей - значимой части работы педагога-психолога. Поэтому столь важно находить такие приемы воздействия на родительскую аудиторию, которые бы не вызывали нежелания приходить на родительские собрания. Это может быть достигнуто и использованием «живого материала» – ребячьих цитат, размышлений, суждений на заданные темы. Ведь именно такие откровения - уникальная возможность заглянуть в тайные уголки детских душ. Только в них – настоящая, противоречивая, полная неожиданностей и откровений жизнь подростков, не вычитанная в учебниках по психологии и педагогике, не придуманная для «разбора ситуаций».
Далее приводятся примеры некоторых материалов родительских собраний, проведенных психологом. На каждом из них использовались материалы из методики «Продолжи предложение»
Родительское собрание во 2 классе «Личностные особенности и учебная деятельность второклассников».
На собрании использован приведенный ниже опросник с примерами высказываний второклассников:
- Какими словами встречают тебя из школы твои родные?
- Кто тебе помогает при выполнении домашних заданий?
- Кто бы ты хотел, чтобы помогал?
- Почему ты ходишь в школу? Примерные высказывания детей:
«Чтобы узнавать новую информацию; чтобы быть умней; потому что я хочу; потому что учителя добрые; там интересные уроки; не стану тупым; чтобы все знать; за знанием, буду умной, как папа, мама и сестра; получать знания; я не хочу работать - вытирать полы; учиться; научиться считать, получать знания; потому что много друзей; получить образование».
- Кому ты рассказываешь, когда получишь хорошую оценку?
- Кому ты рассказываешь, когда получишь плохую оценку?
- Назови любимый школьный предмет.
- Продолжи предложение «Семья – это…»
Примерные высказывания детей:
«Семья – это счастье; родные и близкие, братья и сестры, папа и мама; счастье и мир; моя родня; родные; родные люди; родные и близкие люди;; папа, мама, я, и чтобы в семье было хорошо; родные папа и мама; это любовь; мама, папа, Глеб; радость и счастье, а это путь к маме, папе и родным; родные и друзья; родные папа, мама и сестра; это счастье и любовь».
Анализ полученных ответов по каждому вопросу используется психологом на родительском собрании как иллюстрация к информации о особенностях возраста, аспектах воспитания в семье и учебной деятельности второклассников.
Зачастую представления родителей о своих детях, их способностях, размышлениях о жизни может не совпадать с детскими. Поэтому открытием для родителей могут стать сравнение их ответов и ответов детей на одни и те же вопросы. Психолог предлагает родителям ответить на те же вопросы, которые были предложены детям. Анализируя полученные результаты, взрослые зачастую обнаруживают значительные несовпадения с детскими высказываниями. Это позволяет по-иному взглянуть на свои методы воспитания, что-то пересмотреть, в чем-то утвердиться, обозначить проблемы и наметить пути их решения.
Родительское собрание в 6 классе «Наш беспокойный подросток»
Родителям предлагаются листовки с высказываниями их детей, причем, записываются дословные подростковые цитаты:
Ребята давали определение слову «подросток». Вот что получилось в итоге.
Подросток - это...
« это самолюбивый, жадный человек, у него ломается характер; это человек не маленький и не большой и учащийся в школе или в институте; это ребенок, учащийся в 6-9 классе; это человек, который имеет уже чуть больше прав и учащийся в школе;
Это человек, который обладает большими правами и обязанностями, чем ребенок;
Это ребенок, который учится в школе и не достиг 18 лет; это ребенок, который учится в школе; это ребенок, достигший определенного возраста; это человек, который взрослеет, узнает что-то новое; это человек, которому 12-16 лет; это человек, не достигший 18 лет; это человек, который постепенно становится мужчиной и т.д.»
На родительском собрании родителям тоже предлагалось дать определение этому слову, а затем все их определения зачитывались. Оказалось, что подростки наиболее точны и чутки в обозначении смысла слова. Они смогли обозначить наболевшие проблемы подросткового периода, высказать пожелания, дать совет, поддержать взрослых.
А вот пример размышлений подростков 6 класса, которые позволили напечатать свои сокровенные мысли в листовках для своих родителей. Каждый родитель мог прочитать размышления одноклассников своего ребенка:
«Эти строки выписаны из каждой работы ребят 6 «-» класса. Жаль, но 3 человека не стали ничего писать. Наверное, у них на то были свои причины.
Прочтите, прислушайтесь, ведь они, наши дети, порой бывают так мудры…
«Взрослые, я хочу вам сказать…
… хочу, чтобы вы были счастливы в вашей жизни.
…вы не всегда правы, дети тоже бывают правы.
…не надо сильно наказывать детей.
… прислушайтесь к ним.
…вы добрые, но иной раз вы не правы.
…поменьше меня ругайте за плохие оценки и хвалите за «4» и «5».
…нельзя заставлять детей через силу, если они не хотят этого.
…спасибо за все.
…сильно не злитесь.
…не будьте к детям врагами, ведь дети – это жизнь, радость, цветы земли.
… вы справедливы.
…помогайте детям.
…не ругайте нас за плохие оценки. Мы понимаем, что сделали плохо и будем пытаться это исправить.
… у вас не такие проблемы, как у нас. В школе намного труднее, чем вы думаете. А некоторые ученики держатся на своей вершине, главное – не упасть в пропасть.
…во-первых, мне нравится заниматься аэробикой, во-вторых, мне нравится в школе; в-третьих, мне нелегко в школе, но мне нравятся небольшие трудности.
…почему вы нас так строго наказываете, лишаете гуляний. Ведь улица нужна, чтобы подышать воздухом. А играем в компьютер, чтобы отдохнуть. Телевизор – чтобы узнать новое. И вообще зачем нас наказывать? Не пойму.
…все взрослые когда-то были детьми и, наверное, им хотелось, чтобы их никогда не ругали, не наказывали. Вспомните свое детство и не сильно ругайте нас.
…прислушайтесь к нашему мнению, помогите, если нам сложно. Объясните, если не понятно. Будьте рядом в трудную минуту. Нам нужна ваша поддержка»
Родительское собрание в 4 классе
На родительском собрании родители услышали представление своих детей о том, что такое семья, хороший мальчик, хорошая девочка, каков ученик их класса (обобщенный портрет).
Учащиеся продолжали предложения, продиктованные психологом. В результате сложился портрет хорошего мальчика глазами девочек и портрет девочек глазами мальчиков. Учащиеся назвали ребят, которые воплощают, по их представлениям, лучшие черты.
Обобщенный портрет ученика 4 класса представлен разнообразными характеристиками. Ум и доброта занимают приоритетные позиции. Полученные портретные характеристики могут быть использованы в воспитательной работе с классом.
Присутствуя на родительском собрании, родителям нужно слышать не только мнение своего ребенка, а иметь представление о взглядах на окружающий мир, свою и взрослую жизнь других детей класса, в котором учится их ребенок. Ведь любая ситуация так или иначе отражается на каждом из детей и так или иначе влияет на него.
«Хороший мальчик – это умный, добрый, не обзывается, смешной, вежливый, М., не боевой, смирный, Г. Ж., скромный, самостоятельный, душевный, с проявлением характера, защищает и не обижает, нежадный, любит шутить.»
«Хорошая девочка – это так себе! Веселая, добрая, трудолюбивая, хорошая, умная, Ж. Н., красивая, не надоедливая, смешная , недрачливая, доверчивая».
«Ученик моего класса (какой?) – умный, несерьезный, смешной, боевой, хмурый, добрый, хороший, иногда стонет, всегда поможет, выручит, веселый, дружелюбный, обидчивый, любит посмеяться, понимающий, я ему доверяю, трудолюбивый, тихий, бешеный, несдержанный, на физре быстрый, нежадный, послушный, драчливый, активный, смекалистый, быстрый, может постоять за себя».
«Семья – это..» : Люди, которые друг друга уважают; это жизнь; это когда друг другу помогают и изредка ругают; это команда дружащая, заботящаяся обо всех; это общение и дружба; это взаимопонимание, любовь, терпимость к другому человеку из семьи; это люди, которые живут вместе и дружно; это люди, которые имеют родственные связи и любят друг друга; это жизнь женщины, мужчины и детей; это люди, которые связаны между собой и любящие; дружный коллектив, в котором все люди любят друг друга; это самое важное в жизни; это люди, которые живут под одной крышей и любят друг друга; родные люди; это толерантность, защита, дружба в семье; это несколько человек, которые любят друг друга и они родственники в семье; это много близких людей; это взаимосвязь; это любовь; это где каждый может выслушать друг друга; это круг родственников, которые помогают друг другу, уважают друг друга, семья - это самое любимое и близкое».
Зачитывание на родительском собрании размышлений учащихся по различным вопросам, в зависимости от темы, производит большое впечатление, и детские строки могут служить поводом для разговора о проблемах, тревогах, особенностях не каких-то среднестатистических детей, а именно своих, детей конкретного класса.