Закрепление и повторение материала в форме проектов в процессе обучения истории

Разделы: История и обществознание


Самый распространенный способ повторения и закрепления материала – традиционно-репродуктивный (ученик повторяет услышанное от учителя или пересказывает текст учебника). Конечно, и он бывает эффективным, особенно если речь идет об учащихся с низким уровнем ЗУН. Но значительно лучших результатов можно добиться, если для повторения и закрепления большого объема информации предложить ученикам творческое задание, имеющее и практическую ценность.

Хотелось бы поделиться с коллегами давно опробованными и ставшими уже традиционными в системе работы автора заданиями в форме проектов, которые пользуются наибольшей популярностью среди учеников (и их родителей!). Это:

  1. «Практические работы» для учащихся изучающих курс отечественной истории ХХ века
  2. «Историческая азбука» для учеников 6-7 классов

1. «Практические работы». Исследовательский проект.

В соответствии с общеобразовательными стандартами РК, историю ХХ века ученики пытаются постигнуть в 9 классе, что ещё достаточно тяжело для них в силу психолого – возрастных характеристик. Данная работа помогает осмыслить исторические процессы, происходившие в СССР, «пропустить» их через призму истории своей семьи.

На первом уроке в новом учебном году учащиеся получают список тем практических работ на учебный год (примерно в такой таблице):

Темы практических работ

Цель для учеников: составить летопись истории своей семьи

  Тема работы Цель, задачи Рекомендуемая структура
1 Исследование «Начало ХХ века в истории моей семьи» Цель: научить учащихся проведению исследовательской работы
Задача для учащихся: попытаться восстановить информацию о предыдущих поколениях, найти сведения, конкретизировать обстоятельства жизни предков в начале ХХ века и раннее
1. Генеалогическое древо
2. ФИО, годы жизни, место рождения и проживания предков, живших в конце XIX – начале ХХ вв.
3. Характеристика района, в котором жили предки в начале ХХ века (достопримечательности, сохранившиеся с того времени, наличие промышленности и др.)
4. Род занятий (известный или предполагаемый – «почему?»)
5. Другие обстоятельства жизни (состав семьи, условия жизни, семейные легенды, реликвии и т.п.)
2 Исследование «20-30 – е годы ХХ века в истории моей семьи» Цель: научить учащихся на основе имеющихся источников воссоздавать прошлое
Задача для учащихся: на основе имеющихся источников выяснить судьбы предков в 20-30–е гг. ХХ века, акцентировав внимание на возможность влияния на историю семьи экономических процессов (коллективизация или индустриализация) или социально-политических событий того времени
1. Изменения в составе семьи. Основные семейные события того времени.
2. Район проживания семей. Влияние на данную местность исторических процессов того времени (осуществление индустриализации или сплошной коллективизации, репрессии, депортация и т.п.)
3. Влияние исторических процессов того времени на жизнь родственников
3 Исследование «Влияние Великой Отечественной войны на историю моей семьи» Цель: закреплять навыки исследовательской работы
Задача для учащихся: выяснить, как повлияла ВОВ на судьбу ваших предков
1. «Фронтовые дороги моего … (прадеда)». /Откуда был призван, в каких сражениях принимал участие, был ли ранен (убит), какие награды имеет и т.д.(истории, принесенные с фронта)/
2. «Всё для фронта – всё для победы» (о родственниках, находившихся в годы войны в тылу – условия жизни, памятные события и т.д.)
3. Родственники, находившиеся в годы войны в лагерях ГУЛАГа, на оккупированных территориях, подвергшиеся депортации – если таковые имелись.
4 Исследование «Влияние исторических процессов второй половины ХХ века на историю моей семьи» Цель: развивать навыки исследовательской работы
Задача для учащихся: выявить влияние исторических процессов второй половины ХХ века на судьбу семьи и/или конкретных родственников; завершить повествование о истории своей семьи
План разрабатывается учениками самостоятельно

Сразу оговариваются сроки выполнения этих работ (например, по одной работе к концу каждой четверти. Но первая работа иногда требует больше времени для сбора информации).

Обязательно объясняется и практическая значимость выполнения работы (здесь можно прибегнуть к поддержке родителей).

Строгих требований к оформлению нет – ведь все работы после проверки возвращаются в семью. Поэтому для работы можно приобрести специальную книгу «Летопись моей семьи» или тетрадь с плотным переплетом – на усмотрение ученика. Свою работу дети могут дополнять «первоисточниками» - документами семейного архива, фотографиями и т.п.

А главное, и ученики и их родители знают, что оценивается не объем и содержание, а уровень исследования. Учителя интересует не частная жизнь семьи, а то, как ребенок учится проводить исследование.

Информация, которая будет занесена в работу, должна иметь ссылку на источник. Например: «Из рассказа бабушки выяснилось, что…», «По наградным листам прадеда удалось проследить его боевой путь: …», «судя по указанному в документе месту рождения прабабушки, можно предположить, что мои предки были выходцы из …» и т.д.. Всевозможные версии, которые имеют хоть какое – то основание тоже вносятся в работу.

Таким образом, учащимися в течение года проводится глубокая исследовательская работа, которая для них имеет тройную пользу:

  1. закрепляется материал по истории Отечества в ХХ веке;
  2. развиваются исследовательские навыки
  3. семья ученика наконец – то получает свою собственную летописную историю или , по крайней мере, её основу.

2. «Историческая азбука». Творческий проект.

Его предлагается создавать ученикам 6-7 класса в конце полугодия или большого раздела истории.

Принцип простой: ученики оформляют буквы алфавита от «А» до «Я» в своей тетради или на альбомных листах (развернутых или в книжном варианте). Напротив каждой буквы они должны написать одно – два понятия (термин, личностьи т.д.), связанные с изученным периодом. При этом к указанному понятию можно нарисовать рисунок (но необязательно) и дать небольшую информацию о данном понятии.

Пример из «азбуки» истории древнего мира:

      Копье
Холодное, колющее или метательное, оружие – древко с каменным, костяным или металлическим наконечником, общей длиной от полутора до пяти метров.
Копье известно с эпохи раннего палеолита и первоначально представляло собой заостренную палку, позднее к древку стали привязывать каменный наконечник.
  Коринф
Древнегреческий полис (в 6 км от современного Коринфа). Основан ок. 10 в. до н. э. Крупный торгово-ремесленный центр, соперничал с Афинами, славился изделиями из бронзы и керамикой, активно участвовал в колонизации.

Для детей любознательных, имеющих какое-либо хобби можно предложить тематическую «азбуку»: «Цветочно-историческую» (растения в истории), «Зоо-историческую» (Животные, птицы, насекомые, рыбы, сыгравшие роль в истории – на самом деле или в мифах), «Военно-историческая» и т.п.

Пример из «Военно-исторической азбуки» по истории средних веков:

      Арбалет
(франц arbalète от латин. arcus — лук и ballista — метательный снаряд), холодное метательное оружие в средних веках, стальной или деревянный лук, укрепленный на деревянном станке (ложе).
  Булава
Холодное оружие ударного действия длиной около 0,5-0,8 м в виде тяжелой каменной или металлической головки на деревянной рукоятке, разновидность палицы.

Из данной работы, нацеленной на закрепление и повторение материала, можно также сделать практически значимое задание – составление азбуки для учеников младших классов, сестренки, младшего племянника – для развития их кругозора. В этом случае работа выполняется не в тетради и предъявляются более высокие требования к её оформлению.

Таким образом, выполнение данного задания является не только эффективным приемом в процессе обучения, но и дает шести- и семиклашкам творческую удовлетворенность и удовольствие от осознания важности завершенной ими работой.