Программа факультатива "Экология экскурсионная" для 7–8-х общеобразовательных классов

Разделы: Экология


Пояснительная записка.

Факультативный курс «Экология экскурсионная» биоадекватен и культуросообразен, направлен на реализацию образовательных потребностей ученического проектирования.

Городские дети оторваны от естественной природной среды и, к сожалению, недостаточно приобщены к музейной культуре. В черте города существует много зеленых зон, природоохранных территорий, где можно организовать или использовать уже организованные и разработанные экскурсионные маршруты. В Москве работают музеи биолого-экологической направленности, готовые проводить интересные эколого-биологические экскурсии, но отношение к музеям у учителей, школьников и их родителей не всегда соответствует культурным нормам столицы. Известно, изучая родной город, ребенок растет нравственно, развивается гармонично.

Экологические экскурсии органично вписываются в программу ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.

Автор программы удачно совмещает музейную педагогику и экскурсии в природные сообщества пришкольного участка, близлежащего леса «Дубки», Битцевского лесопарка, Национального Парка «Лосиный остров», ботанический сад ВИЛАР.

Лес «Дубки» расположен недалеко от школы. В течение 8 лет автор программы и сотрудники школы проводят экскурсии для школьников и студентов по различным маршрутам и темам. Экскурсии разработаны по трем основным маршрутам для различных возрастных групп.

Курс «Экология экскурсионная» для учащихся 7-8 класса проводится, в основном, на природе: в ближайшем лесу «Дубки», а также в оранжерее и ботаническом саду ВИЛАР, в музеях: Дарвиновском, биологическом им. К.А. Тимирязева, леса, зоологическом музее МГУ, воды.

Программа соответствует образовательному стандарту по предметам «экология» и «биология». Курс обеспечивает знаниевый компонент ученического проектирования.

Цель курса: развитие у учащихся интереса к изучению экологии, биологии, формирование системы истинных ценностных ориентиров, развитие естественнонаучного мировоззрения, укрепление здоровья, духовно-нравственное воспитание, охрана природы, формирование экологической культуры москвичей и проектного мышления.

Каждая экскурсия включает в себя практическую часть. В процессе проведения факультативных занятий используются проектно-исследовательские методы и технологии. Основной подход – деятельность и творчество.

Ожидаемый результат: включение учащихся в социо-культурное пространство города, расширение мировоззрения учащихся, поднятие их познавательного интереса и успешность в изучении предметов естественного цикла.

При организации экскурсии в музей, например, экскурсия в Дарвиновский музей по теме: «Экология Москвы и Московской области”, учителю необходимо заблаговременно согласовывать материал с экскурсоводами, акцентировать их внимание на возрастных особенностях учащихся.

Экскурсионная программа ежегодно дополняется и творчески перерабатывается. Она является основой для организации деятельности в этом полезном для учащихся направлении.

Содержание программы (34 часа)

Тема 1. Лес – источник знаний, здоровья и мудрости. (4 часа)

Роль лесов в жизни планеты. Природные сообщества леса «Дубки». Жизнь животных в лесу. Особенности отдельных видов. Экология и краеведение.

Осенние явления в жизни животных. Начало осени.

Фенологические наблюдения. Акция «Дерево – мой друг».

Многообразие царства животных. Приспособленность животных к совместному существованию.

Золотая осень. Народный календарь. Праздник желтого листа. Пословицы и поговорки на тему «Лес и его обитатели»

Цель и задачи:

  • формирование культуры здоровья;
  • развитие представлений о роли леса в жизни планеты;
  • развитие основных краеведческих представлений и понятий;
  • расширение представлений о видах животных и растений;
  • развитие личностного участия в жизни леса;
  • формирование ответственного отношения к природным объектам;
  • развитие интереса к изучению экологии и биологии;
  • формирование культуры проектной деятельности;
  • воспитание эстетических чувств, восторженного отношения к природным объектам.

Тема 2. Жизнь лесных природных сообществ. (10 ч)

Среды жизни. Экскурсия на пришкольный участок. Лесная зона пришкольного участка.

Экскурсия в Битцевский лесопарк.

Глубокая осень. Проект «Спасите лес».

Редкие и исчезающие животные в лесу. Красная книга Москвы. Краснокнижные растения и животные.

Предзимье. Охрана леса. Правила поведения в лесу. Эколого-информационный проект, совместно с Пресс-центром школы.

Животный мир леса «Дубки». Следы зверей и птиц. Зимняя подкормка птиц. Особенности видов птиц. Птичьи кафе и столовые.

Наши соседи по планете – обитатели леса «Дубки». Красота леса. Зимние зарисовки, фотосъемка. Подготовка к конкурсу творческих работ в рамках фестиваля «Родная земля». Подготовка материала к проекту «Виртуальная экскурсия по рекам Битца и Гвоздянка»

Экосистема леса. Взаимосвязи обитателей леса. Незримые нити.

Рекреационная нагрузка на лес «Дубки». Изучение рекреационной нагрузки. Составление карты – схемы леса . Тропиночная сеть. Зоны экологических безобразий в лесу. Экологическая акция.

Проблемы обитателей леса и первая помощь животным и растениям леса.

Цель и задачи:

  • развитие представлений о средах жизни;
  • расширение представлений об ООПТ и охраняемых видах;
  • совершенствование навыков экологического поведения в природе;
  • упражнение в добротворческом отношении к лесу и его обитателям;
  • развитие творческих способностей и умений в процессе фотосъемки и рисования;
  • развитие понятия «рекреационная нагрузка» и умений ее определять;
  • развитие способностей и навыков мониторинговых исследований;
  • формирование деятельного отношения к экологическим проблемам;
  • развитие ИКТ- компетентностей;
  • развитие умений составлений карты-схемы;

Тема 3. Тайны экологии. Неизвестное об известном.(16 ч.)

Экскурсия в зоологический музей по теме « Экология Простейших, Кишечнополостных, Червей» (4 часа)

Экскурсия в Дарвиновский музей «Экология Москвы и Московской области»

Экскурсия в живой уголок Воскресной школы при Храме Новомученников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне «Рыбы Подмосковья»

Путешествие с комнатными растениями.

Экскурсия в ботанический сад ВИЛАР. Викторина «Заморские гости».

Игра «Знакомые незнакомцы».

Экскурсия в музей леса.

Цель и задачи:

  • развитие интереса к изучению экологии и биологии;
  • духовно-нравственное воспитание;
  • расширение образовательного социокультурного экологического пространства и включение в него учащихся ;
  • закрепление и развитие знаний и представлений об экологических особенностях представителей типов Простейшие, Кишечнополостные и Черви;
  • расширение знаний о рыбах Подмосковья;
  • формирование и расширение представления об экологии Москвы и Московской области ;
  • развитие представлений об экологических особенностях комнатных растений;
  • воспитание бережного отношения к лесным ресурсам;
  • патриотическое воспитание в процессе изучения истории и видового разнообразия ботанического сада ВИЛАР

Тема 4. Мы изучаем лес. (4 ч)

Почва. Исследование почвенного профиля. Почвенные организмы. Анализ насыщенности почвы микроорганизмами. Определение механического состава почвы. Изменение механических свойств почвы под влиянием деятельности человека. Дождевые черви и красные калифорнийские черви.

Определение особенностей химического состава почвы по видовому разнообразию растений. Санитарная и оздоравливающая роль леса. Фитонциды.

Грибы. Опасны ли съедобные грибы из леса «Дубки». Оценка благополучия района. Народный календарь. Приметы весны. Голоса птиц. Весна идет – весне дорогу.

Цели и задачи:

  • развитие естественнонаучного мировоззрения;
  • расширение представлений о средах жизни;
  • развитие исследовательских умений и навыков в процессе изучения почвенного профиля;
  • расширение представлений о почвенных обитателях;
  • развитие понятий по теме «Грибы»;
  • расширение представлений об экологической оценке микрорайона;
  • развитие знаний о приметах погоды весной;
  • развитие слуховой памяти;
  • развитие умений пользоваться определителями;
  • развитие умения работать в парах, команде и индивидуально;
  • развитие культуры здоровья.

 Литература.

  1. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М., 1996.
  2. Борейко В.Е. Дорога к заповеднику. М., 1996.
  3. Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. Калуга., 1996.
  4. Вестник АСЭКО. №2, 1999.
  5. Вестник АСЭКО. №3, 1995.
  6. Вестник экологического образования в России. №2, 1996.
  7. Воронков М.А. Экология. М., 1999.
  8. Гроздова Н.Б. Занимательная дендрология. М., 1991.
  9. Захаров В.П., Григорьев А.Ю. Как посадить свою дубраву. Методическое руководство.
  10. Измайлов И.В. и др. Биологические экскурсии. М., 1983.
  11. Карпенкин Б.М. «Народный календарь Подмосковья.-М. УЦ Перспектива, 1999. –104 с.
  12. Кузнецов М.А. и др. Школьный практикум по экологии. М., 1994.
  13. Культура и экология. М., 1996.
  14. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. М., 1994.
  15. Моисеев Н. Как далеко до завтрашнего дня.// Экология и жизнь. № 1, 1996.
  16. Небел Б. Наука об окружающей среде. М., 1993.
  17. Нечаев М.П. Экскурсионная деятельность в образовательном процессе. -М. Перспектива. 2007.
  18. Нидон Х. Растения и животные. Руководство для натуралиста. М., 1991.
  19. ООПТ Северной Евразии. Развитие через участие. М., 2000.
  20. Пасечник В.В. Практикум по экологии, 9 кл.. М., 1998.
  21. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч.2. –М.2002
  22. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М., 1994.
  23. Ридигер О. Н. «Проблемы школьного экологического образования», статья в приложении «Биология» №27-28/2002 к еженедельной газете Издательского дома «Первое сентября»
  24. Ридигер О.Н. «Биология. Экология. 11 выпускной класс: Учебное пособие». – М.: АСТ –ПРЕСС ШКОЛА, 2003. – 256 с. – ( Экзамен на «5»)
  25. Ридигер О.Н. «Некоторые пути повышения эффективности методов обучения экологии в средней школе», «Актуальные проблемы экологии и природопользования» (выпуск 3, часть 2) Сб. науч. трудов. –М.: Изд- РУДН, 2003. – 478 с.: ил.
  26. Ридигер О.Н. Атлас. Биология и экология растений. 6 класс. – М.: ООО «Аст-ПРЕСС ШКОЛА» 2005 г.
  27. Ридигер О.Н. Экологическое образование и воспитание школьников (из опыта работы школы № 1161) . Сборник Департамента образования г. Москвы «Модель непрерывного экологического образования в системе дошкольного и общего образования Москвы// Отв. Редактор Курнешева Л.Е. М.: Центр «Школьная книга» 2006. С.69
  28. Ридигер О.Н. Экологическое просвещение в системе опорных школ. Статья в газете «Биология» (Приложение к «Первое сентября»), № 24, декабрь, 2006 г., с.
  29. Ридигер О.Н., Багдеева В.А., Афицерова Е.В. « Лесопатологическое исследование сквера около управы района «Южное Бутово» «Актуальные проблемы экологии и природопользования» (выпуск 3, часть 2) Сб. науч. трудов. –М.: Изд- РУДН, 2003. – 478 с.: ил.
  30. Ридигер О.Н., Земцов А., Харламов И. Мониторинг состояния водоемов Южного Бутова. Актуальные проблемы экологии природопользования. Вып. 8. Ч.3.: Сборник научных трудов. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 233 с.
  31. Ридигер О.Н., Ридигер Д.Д. «Практические методы в контроле загрязнений малых рек бассейна реки Волги и их локальное применение на территории Южного Бутова». Актуальные проблемы экологии и природопользования. Вы.5. Ч.2. Экологические исследования природно-техногенных систем: Сб.науч.трудов. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 296 с.: ил.
  32. Ридигер О.Н., Ридигер Д.Д., Морозов И.Ю. «Почва и методы ее биологической диагностики». Актуальные проблемы экологии и природопользования. Вы.5. Ч.2. Экологические исследования природно-техногенных систем: Сб.науч.трудов. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 296 с.: ил.
  33. Седлецкая Е.А. Исследовательские работы школьников г.Москвы в области окружающей среды. М., 1998.
  34. Седлецкая Е.А. Охраняемые растения Москвы. М., 1999.
  35. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. М., 1988.
  36. Чижова В.П. Школа природы. М., 1997.
  37. Школьный экологический мониторинг городской среды. М., 2000.
  38. Экологический вестник Москвы. №№ 1-3, 1997.
  39. Экология большого города. Альманах.-М.: «Прима-Пресс» , 1997.