Цели:
- Через игровые задания, опираясь на знания детей познакомить с буквой А (а).
- Отрабатывать умения проводить звукобуквенный анализ слов.
- Воспитывать интерес к чтению детских книг, доброту и отзывчивость.
Оборудование:
- звуковые квадраты,
- касса букв,
- картинки с изображением предметов для кроссворда,
- презентация PowerPoint (приложение).
Ход урока
I. Организационный момент.
Раз, два три – слушай и смотри.
Три два, раз – приготовился весь класс!
II. Основная часть урока.
– В нашем классе сегодня праздник. У нашей одноклассницы сегодня День рождения. Догадайтесь, о ком идет речь: добрая, отзывчивая, симпатичная, с длинной косой. (Алина).
1) Звукобуквенный анализ слов Алина, луна.
Звуковой анализ сопровождается показом презентации PowerPoint (слайд 1, приложение).
– Проведем звуковой анализ слова Алина.
– «Прочитайте» слово так, чтобы отчетливо был слышен первый звук (А-а-лина).
– Назовите первый звук – [ а ].
– Он гласный или согласный? (Гласный).
– Почему? (Этот звук не встречает никаких преград во рту. Легко и свободно произносится – [ааа]).
– Каким квадратом обозначим? (Красным).
– «Прочитайте» слово так, чтобы отчетливо был слышен второй звук. (Альльина).
– Назовите второй звук – [ль].
– Он гласный или согласный? (Мягкий согласный).
– Каким квадратом обозначим? (Зеленым).
– «Прочитайте» слово так, чтобы отчетливо был слышен третий звук (Алииина).
– Назовите третий звук? [и] – обозначим красным квадратом.
– «Прочитайте» слово так, чтобы отчетливо был слышен четвертый звук (Алиннна).
– Назовите четвертый звук. [н] – это согласный твердый звук, обозначим синим квадратом.
– Какая у него мягкая пара? Звук [нь].
– «Прочитайте» слово так, чтобы отчетливо был слышен пятый звук (Алинааа).
– Назовите звук – [а].
– Он гласный или согласный? (Гласный).
– Почему? (Этот звук не встречает никаких преград во рту. Легко и свободно произносится – [ааа]).
– Каким квадратом обозначим? (Красным).
– Прочитаем слово.
– Определите, сколько в слове Алина звуков [а] (два). Какие они по счету? (первый и пятый).
– После какого согласного звука стоит второй звук [а]. (После твердого согласного).
Запомните правило: после твердых согласных звук [а] записывается буквой а.
– Самостоятельно проведите звуковой анализ слова луна.
2) Знакомство с буквой А (а).
– Возьмите кассы букв, посмотрите на буквы, найдите букву А(а): буква «а» маленькая и буква «А» большая – заглавная. Буква «А» пишется в начале слов, которые обозначают имена людей (Андрей, Алена), фамилии (Агрова, Абрамова), клички животных (Артемон), названия городов (Архангельск), стран (Алжир), рек (Амазонка). А теперь заменим красные фишки буквами.
Физминутка.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!
3) Закрепление нового материала.
Работа с таблицей.
– Мы с вами выяснили, что в слове Алина после твердого согласного звука [н] слышится звук [а] – Алинааа – и пишется буква «а». Давайте в таблицу поставим букву «а» после твердого согласного: слышится [а] и пишется «а». (Презентация PowerPoint, приложение, слайд 2).
Дальнейшее заполнение таблицы будет происходить по мере изучения гласных букв.
Игра «Живые звуки».
– Выходят:
- 1-й гласный,
- 1-й мягкий согласный,
- 2-й гласный,
- Твердый согласный,
- 2-й гласный звук [а].
Игра «Назови слова с буквой А».
Букву А
За первой партой
Посадили перед картой,
А на карте вся земля –
Реки, горы и поля.
И спросили, кем она
Стать мечтает, буква А?
- Я хочу быть агрономом,
Я смогу и астрономом,
Архитектором, артистом
И ещё … аквалангистом!..
А какие вы слова
Знаете на букву А? (Г.Соколов)
– Назовите слова с буквой «а» в начале слова.
– А теперь назовите слова с буквой «а» в середине слова, в конце слова.
Игра «Попробуй разгадать кроссворд».
– Отгадав загадку, вы сможете разгадать слово из кроссворда: (Презентация PowerPoint, приложение, слайд 3).
На столе стоит она,
Бережет твои глаза.
Если в комнате темно вдруг стало,
То включить ее бы не мешало! (лампа).Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдет.
Я и верный мой дружок
Красный, маленький …
А большой? (флажок – флаг).Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
А зовут его … (арбуз).Над тобою, надо мною,
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес –
Прохудился и исчез! (туча).
III. Итог урока.
– Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. (Презентация PowerPoint, приложение, слайд 4).
– С какой же буквой мы познакомились? («А (а)»).
– Какое правило написания буквы «а» узнали? (после твердых согласных звук [а] записывается буквой а).
– Поздравим нашу Алину с Днем рождения и пожелаем ей всего самого наилучшего!
– Спасибо!