Урок информатики по теме "Алгоритмы"

Разделы: Информатика


Цели:

  • образовательные – обобщить понятие алгоритма, свойства и способы описания алгоритмов; продолжить знакомство с программой PowerPoint;
  • развивающие – развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение выполнять алгоритм по известным шагам;
  • воспитательные – воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность.

Тип урока: комбинированный урок с мультимедиа-презентацией.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учителя и учеников.

Проверка присутствующих.

2. Объявление темы и целей урока. Слайд 1, приложение.

Сегодня мы с вами обобщим наши знания по теме «Алгоритмы», систематизируем изученный материал и обозначим главное в этой теме.

А в конце урока построим фигуры в программе PowerPoint;

3. Основная часть урока.

3.1. Понятие алгоритма.

Мы с вами завершаем центральную тему «Алгоритмы». И мы знаем, что алгоритмы встречаются нам на каждом шагу, и мы ежедневно их исполняем в повседневной жизни: перейти дорогу, сходить в магазин, сварить суп, решить задачу, подготовить д/з и т.д. Кто мне скажет, что такое алгоритм? (Порядок действий, последовательность действий, план и т.д.) Слайд 2, приложение.

3.2. Кто нам напомнит, какие способы описания алгоритма мы с вами знаем. Слайд 3, приложение.

Как мы представили алгоритм в “Режиме дня ученика”? (Словами). А при решении задач в математике или в физике? (Формулами с пояснениями). А как записать алгоритм для компьютера, чтобы ему это было понятно? (В виде программы).

Словесный или словесно-формульный – рассчитан на исполнителя-человека.

Графический – с помощью геометрических фигур, для исполнителя-человека, а также как подготовительный для реализации на компьютере.

Программный – для исполнителя-компьютера.

3.3. А сейчас мы с вами вспомним виды алгоритмов.

Виды алгоритмов. Слайд 4, приложение.

Слайд 5, приложение. Какой алгоритм изображён на слайде? Линейный (последовательный) алгоритм – описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.

Приведите примеры линейного алгоритма. Линейными являются алгоритмы отпирания дверей, заваривания чая, приготовления одного бутерброда. Линейный алгоритм применяется при вычислении арифметического выражения, если в нем используются только действия сложения и вычитания.

Слайд 6, приложение. Какой алгоритм изображён на слайде? Циклический алгоритм – описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие. Перечень повторяющихся действий называется телом цикла.

Приведите примеры циклического линейного алгоритма: многие процессы в окружающем мире основаны на многократном повторении одной и той же последовательности действий. Каждый год наступают весна, лето, осень и зима. Жизнь растений в течение года проходит одни и те же циклы. Подсчитывая число полных поворотов минутной или часовой стрелки, человек измеряет время.

Слайд 7, приложение. Какой алгоритм изображён на слайде? Разветвляющийся алгоритм – алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

Примеры разветвляющих алгоритмов: если пошел дождь, то надо открыть зонт; если болит горло, то прогулку следует отменить; если билет в кино стоит не больше десяти рублей, то купить билет и занять свое место в зале, иначе (если стоимость билета больше 10 руб.) вернуться домой.

Слайд 8, приложение. Итак, подведем итог. Мы с вами изучили 3 вида алгоритмов: линейный, циклический, разветвляющийся.

3.4. А теперь составим алгоритм «Наряди ёлку». Каждый ученик составляет самостоятельно, а потом наш компьютер предложит свой вариант алгоритма. Слайды 9–10, приложение.

3.5. У каждого на парте лежит алгоритм, который сделал один человечек, как вы думаете правильно ли он составил алгоритм, если нет, то отметьте все его ошибки (рисунок 1).

Рисунок 1

А компьютер проверит нас, все ли ошибочки мы нашли. Слайд 11–12, приложение.

4. Физкультминутка: упражнения для глаз под музыкально-звуковое сопровождение (3 мин).

5. А теперь пересаживаемся за компьютерные столы и работаем в программе PowerPoint. Выполним алгоритм “Рисование снеговика”.

6. Итоги занятия. Слайд 13, приложение.

“Урок окончен. Молодцы. Спасибо за внимание”.