Цель: систематизировать, обобщить и закрепить теоретические знания о бессоюзных сложных предложениях, правилах постановки знаков препинания в сложном предложении; обратить внимание обучающихся на грамотную устную речь и звучание в ней бессоюзных сложных предложений, работать над коммуникативными умениями, показать значение труда педагога.
Оборудование урока: карточки со словарными словами, макет газеты «Искатели», магнитофонная запись интервью, фотография Битаевой Г. Г.
Предварительная работа: обучающиеся получили домашнее задание написать мини-сочинения и сочинения-рассуждения о школе, взять интервью у старейшего педагога школы Г. Г. Битаевой.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Повторение и обобщение знаний.
– Вы в редакции газеты «Искатель». Я – главный редактор. Мне нужны умные, трудолюбивые, находчивые и любознательные сотрудники для выпуска юбилейного номера. Для этого я проведу тест-конкурс, задача которого выявить ваши знания, умения и навыки.
1. Проверка орфографической грамотности, зоркости. (На доске слова на карточках). Просматривают, запоминают.
- Аккомпанемент
- Популярный
- Комментатор
- Корреспондент
- Эмоциональный
- Эксперимент
- Презентация
- Эффект
- Чествовать
- Гуманный
- Запишите слово № 2
- Синоним к слову человечный
- Слово, происходящее от англ. present
- Журналист – сотрудник газеты
- Глагол в неопределенной форме
- Слова, начинающиеся на букву э
- Музыкальное сопровождение. Петь под …
- Продолжите ряд однокоренных слов: комментарий, комментировать, …
2. Я утверждаю, что … (да – 1, нет – 0).
- Синтаксис – греческое слово, которое обозначает «составление, построение».
- Предложения бывают простые, сложные, составные.
- Сложные предложения без союзов и союзных слов называются бессоюзными.
- Смысловые отношения в бессоюзных предложениях зависят от содержания входящих в них простых.
3. Пунктуационный диктант.
- В сложных бессоюзных предложениях со значением противопоставления ставится … ( – ).
- В бессоюзных сложных предложениях со значением одновременности и последовательности одно предложение отделяется от другого … ( , ).
- В сложных бессоюзных предложениях с пояснением ставится … ( : ).
- Если в сложносочиненном предложении есть общий второстепенный член, ставится … (знака нет).
– Результаты тестирования меня удовлетворяют, вы приняты на работу. Итак, приступим к выпуску газеты. Что такое газета? Газета – периодическое издание, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни. Каждая газета освещает какую-то определенную сферу жизни. Вы, наверное, уже догадались, чему будет посвящена наша газета? Юбилею нашей школы.
I. Официальная хроника о важнейших событиях.
– Вы получили домашнее задание – написать мини-сочинения, сочинение-рассуждение о школе. Прошу обменятся мнениями и выбрать лучшую работу для данной рубрики.
II. Встреча с интересным человеком. (Интервью).
– Наши молодые внештатные корреспонденты встретились с замечательным человеком, педагогом высшей категории, Отличником народного образования, учителем-методистом Галиной Григорьевной Битаевой.
Справка. Галина Григорьевна окончила Бурятский пединститут по специальности учитель русского языка и литературы, педстаж – 42 года, в нашей школе проработала учителем русского языка и литературы 32 года. Прошла путь от учителя начальных классов до директора школы. Очень интересный, доброжелательный, самоотверженный, хлебосольный человек.
– Вашему вниманию предлагается интервью, записанное накануне.
Задача: внимательно прослушать текст, выписать бессоюзные сложные предложения, поработать над орфограммами и пунктограммами. (Интервью прослушивается в магнитофонной записи, группы получают текст интервью).
1-я группа работает над вопросом № 2.
2-я группа – ответ на вопрос № 8.
3-я группа – ответ на вопросы № 3, № 4.
1. Корреспондент: Кто, по Вашему мнению, может стать учителем?
Галина Григорьевна: Я думаю учит..лем может стать такой человек который способен научить вызвать инт..рес к познанию. Конечно необходимы также добр..та т..рпение любовь к детям знание инд..в..дуальности ученика и т. д.
2. Корреспондент: Какие качества необходимы учителю?
Галина Григорьевна: Мне кажется я ответила на этот вопрос. Давайте еще раз повторим настоящему учителю необходимы т..кие качества как любовь к детям сп..собность научить опираясь на инд..в..дуальность ребенка знание в с..в..ршенстве своего предмета бе..корыстие и доброта общая культура т..лант общения. Учитель всегда на виду. Его жизнь – своеобразный образец борьбы с трудностями так как учитель воспитывает учеников и собственным примером. Великий Пушкин называл своих учителей наставниками. Вспомните его «19 октября».
Наставникам хр..нившим юность нашу
Всем честию и мертвым и живым
К устам подъяв пр..знательную чашу
Не помня зла за благо воздадим.
Наставник т. е. наставляющий как жить. В этом ч..ловеческое и гр..жданское назн..чение учителя.
3. Корреспондент: Какие педагоги предпочтительнее: строгие и требовательные или внимательные и добрые?
Галина Григорьевна: Предп..чтительнее всего мудрый учитель он соч..тает в себе и вн..мательность и доброту и стр..гость и требовательность.
4. Корреспондент: Ваше педагогическое кредо.
Галина Григорьевна: Мое п..дагогическое кредо это пять «у»: умение понять ученика умение выслушать умение соп..р..живать умение об..яснить умение не терять надежды и веры в ученика.
5. Корреспондент: От чего зависит успех труда учителя?
Галина Григорьевна: Учитель наблюдателен внимателен видит каждого ученика и класс в целом предв..дит результаты обучения его ждет успех. Конечно п..дагог должен быть и хорошим орг..низатором чтобы использовать разные формы работы (парные, групповые) создать ко..ектив помощников среди учеников оп..раться на лидеров и т. д.
6. Корреспондент: Каким должно быть общение учителя с учеником?
Галина Григорьевна: Антуан де Сент-Экзюпери сказал самое дорогое это роск..шь человеческого общения. Общение это взаимоотношения соб..седников. А п..дагогическое общение это во..действие на ученика словом. Общение учителя с учащимися должно соответствовать следующим правилам добр..желательность внимание к соб..седникам т..ктичность умение оц..нить поведение слушателей.
7. Корреспондент: Какие ученики Вам запомнились? Были ли у Вас любимчики? Есть ли Вас преемники?
Галина Григорьевна: Ученики запомнились разные были среди них и «трудные». Любимчики конечно были целые классы выпуски 1978 1983 1995 и 1997 годов. Пр..емники есть правда не все учителя но многие закончили филологический факультет. Многие работают в Бурятии ведь я там нач..нала свой трудовой путь. Из выпускников Табагинской школы это
- Кершенгольц Ольга (работает в г. Иркутске)
- Котова Татьяна (гуманитарный колледж)
- Юн Валерия (школа 23)
- Кочнева Надежда (школа 31)
- Малтугуев Юрий (журналист)
- Анкудинова Лариса (ЯД 40/7)
8. Корреспондент: Ваши советы молодым учителям.
Галина Григорьевна: Научиться вл..деть интонацией ведь голос и слово основной инструмент деятельности п..дагога. (Не)осторожное слово (не)справедливое наказание ученик обижен класс настроен (не)гативно. (Не)продуманный урок пр..н..брежение мнением ко..ектива также ведут к трудностям. Совет молодым: (ни)когда (не)приходить на урок (не)подготовленным (не)быть чрезмерно ж..стким но и (не)опускаться до панибратства обл..дать чу..ством юм..ра и уметь ц..нить юмор учащихся. (Выполненные работы сдаются на проверку корректорам – подготовленным ученикам).
III. Рубрика «Знаете ли вы?» (для информации).
- В нашей республике функционирует два государственных языка: русский и якутский; пять официальных: эвенский, эвенкийский, юкагирский, чукотский, долганский; один рабочий – английский.
- Будут перемены в совершенствовании действующей орфографии; будут сняты некоторые исключения из правил. На развитие русского языка требуется 32 млн. руб.
- За 45 лет существования школы сменилось 10 директоров, 6 директоров по УВР, 8 зам. директоров по ВР.
IV. «Зарядка для ума». Кроссворд.
- Учреждение, дающее основы знаний.
- Кто приносит славу школе?
- Торжественное событие в жизни школы.
- Устные и письменные высказывания в адрес школы.
- Куда приглашают «хороших» учеников?
- Место, где уживаются вместе игра и знания, ловкость и умелость.
- Кем славится Россия?
V. Все рубрики заполнены. Наша цель достигнута. Благодарю за работу.
VI. Д/з по карточкам: группа № 1 – весь текст интервью. Группы № 2, 3 – инд. работа по карточкам.