Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме “Атмосфера”.
Задачи:
- Закрепить, обобщить и расширить знания по теме “Атмосфера”.
- Развивать память, воображение детей, учить их устанавливать причинно-следственные связи.
- Воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, умение удивляться и смотреть на знакомые явления природы по-новому.
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Форма проведения: урок-игра.
Оборудование: таблица “Строение атмосферы” и Физическая карта полушарий. Приложение
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя:
Добрый день! Наш урок мне хотелось бы начать с легенды.
“Гуляя в тенистой роще, греческий мудрец беседовал со своим учеником. “Скажи мне споросил юноша – почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрён опытом, учился у великих людей. Как же так, что и у тебя осталось столь много неясных вопросов? В раздумье философ начертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. (Учитель рисует круги на доске). “Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но всё, что осталось вне этих кругов – неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его граница с неизвестным.
И впредь, чем больше ты станешь узнавать, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов”.
Сегодня на уроке мы должны с вами выяснить, что мы знаем, а что нам ещё неведомо?
Урок мы проведём с вами в форме игры. Итак, сегодня играют 3 команды: “Ветер”, “Муссон”, “Бриз”.
1 конкурс: “Разминка”
(За каждый правильный ответ по 1 баллу)
В этом конкурсе проверяется знание основных терминов по теме: “Атмосфера”.
Вопросы командам:
“Ветер” - атмосфера
- ветер
- лимат
- тропосфера
“Муссон” - бриз
- погода
- стратосфера
- атмосферное давление
“Бриз” - атмосферные осадки
- муссон
- амплитуда
- верхние слои атмосферы
Вопрос всем командам: “Верхние слои атмосферы делятся ещё на 3 слоя. Скажите, может быть, кто-то знает на какие? (В случае, если ученики не знают ответа, то учитель сам рассказывает им.)
Учитель: “В верхних слоях атмосферы выделяют три слоя: мезосфера, термосфера, экзосфера.
Мезосфера – средняя часть атмосферной оболочки Земли. Находится на высоте 50-80 км. Температура здесь падает от +10 до - 80 градусов. Термосфера расположена на высоте от 80 до 500 км. Здесь температура быстро нарастает с высотой от +500 до +1500 градусов, достигая к верхней границе +2200 градусов. В этом слое сгорают космические аппараты в результате трения об атмосферу. Экзосфера - самая высокая часть атмосферы. Расположена на высоте от 500-8000 км. Температура +2200 градусов. Эту сферу называют земной короной. Отсюда водород и гелий рассеиваются в межпланетное пространство. Здесь проходят орбиты спутников, наблюдающих за погодой”.
2 конкурс: “Отгадай кроссворд”
За каждый правильный ответ добавляется по 1 баллу и 1 балл той команде, которая сделает быстрее всех. (Приложение)
3 конкурс “Загадочный”
(За правильный ответ ставится по 1 баллу)
1. Заревел вол на сто гор, на тысячу городов. (Гром)
2. Зимой на земле лежал, весной в реку побежал. (Снег)
3. Похож я с виду на горох, где я пройду переполох. (Град)
4. Летит птица – орёл,
Несёт в зубах огонь.
Огневые стрелы пускает,
Никто её не поймает. (Молния)
5. Есть на свете конь, всему миру не сдержать. (Ветер)
6. Поднялись врата – всему миру красота. (Радуга)
Заря – зарница, красная девица,
По-миру ходила, слёзы обронила,
Месяц - видел, солнце - скрыло. (Роса)
7. Выше - леса, тоньше - колоса. (Дождь)
8. Как по небу с севера плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая, вниз кидала, сыпала на поля,
Озёрушки белый пух, да пёрышки. (Туча)
9. Молоко над речкой плыло,
Ничего не было видно,
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман)
10. Рассыпался горох на семьдесят семь дорог, никто не подберёт ни царь, ни царица, ни красная девица. (Град)
11. Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит. (Гром и молния)
4 конкурс: “Белая ворона”
В этом конкурсе все слова объединены какой – то логической связью, а одно выпадает. За правильный ответ команда получает 2 балла.
1. Дождь, град, иней, бриз, снег. (Бриз)
2. Абсолютная влажность, насыщенный воздух, стратосфера, относительная влажность. (Стратосфера)
3. Барометр, осадкомер, муссон, гигрометр. (Муссон)
4. Бриз, дождь, муссон, ветер. (Дождь)
5. Температура, облачность, ветер, давление, анемометр. (Анемометр)
6. Географическое положение, ветер, облачность, подстилающая поверхность. (Олачность)
5 конкурс: “Оборудуй метеостанцию”
(За каждый правильный ответ – 1 балл)
1. С помощью какого прибора определяют температуру? (Термометр)
2. Каким прибором измеряют давление? (Барометр)
3. С помощью какого прибора определяют направление ветра? (Флюгер)
4. Каким прибором определяют количество осадков? (Осадкомер)
5. Каким прибором определяют влажность воздуха? (Гигрометр)
6. Каким прибором определяют силу ветра? (Анемометр)
6 конкурс: “Загадочные явления в атмосфере”
За каждый правильный ответ команда получает по 3 балла.
1. Поэт А. Лёвушкин так описал это явление:
“Как есть наваждение прямо:
Ни сумерек нету, ни звезд
Лишь солнце умоется в море
И вновь занимает свой пост.
Вопрос: Где наблюдается такое явление? Чем оно обусловлено? (За полярным кругом, когда наступает полярный день)
2. В трудах М.В.Ломоносова есть такие строки:
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
Вопрос: О каком явлении природы говорил учёный? (Полярное сияние. Наблюдается в полярных широтах земли)
3. Где на Земле день всегда равен ночи, а солнце дважды в году бывает в зенит – в день осеннего и весеннего равноденствия? (На экваторе)
7 конкурс: “Блиц – турнир”
(Каждой команде предлагается одинаковое
количество вопросов.
За каждый правильный ответ 1 балл)
Вопросы команде “Ветер”
- Атмосфера – это не водная оболочка Земли, а... (Воздушная)
- В каком направлении дуют северо-западные ветры? (Юго- восточном)
- Где в ясную погоду теплее – в лесу или в поле? (В поле)
- Бриз – это не город, а… (Ветер)
- Полярные круги – это не меридианы, а… (Параллели)
- Что служит нижней границей атмосферы? (Поверхность Земли)
- Самая высокая температура в течении дня наблюдается… (Спустя 2–3 часа после полудня)
- Разность между самой высокой и низкой температурой называется… (Амплитудой)
- Какой ветер в переводе с арабского означает “времена года” (Муссон)
- В чём выражается относительная влажность воздуха? (В процентах)
Вопросы команде “Муссон”
- Нижний слой атмосферы называется… (Тропосферой)
- В каком направлении дуют юго- восточные ветры? (В северо-западном)
- Где в ясную погоду теплее днём, на суше или на море? (На суше)
- Где всегда дуют только северные ветры? (В Антарктиде)
- Отчего день сменяет ночь? (Земля вращается вокруг своей оси)
- Где слой тропосферы больше над экватором или в полярных областях? (Над экватором)
- .В течении года теплее всего бывает….. (В июле)
- Если насыщенный воздух нагреть, то он станет… (Насыщенным)
- Скопление водных капель в воздухе называется… (Туманом)
- Между тропиками находится самый теплый пояс, который называется… (Тропическим)
Вопросы команде “Бриз”
- В каком слое атмосферы встречаются серебристые облака? (Стратосфера)
- В каком направлении дуют северо-восточные ветры? (Юго-западном)
- Где ночь теплее, на суше или на море? (На море)
- Где всегда дуют только южные ветры? (На северном полюсе)
- .Как изменяется температура воздуха с высотой? (Понижается)
- Почему на Земле происходит смена времён года? (Земля вращается вокруг солнца.)
- Когда бывает самая низкая температура в течении суток? (Перед восходом солнца)
- В течении года холоднее всего бывает…(Вв январе)
- Когда водяной пар становится видимым? (При охлаждении.)
- Как называется климатический пояс, в котором четко выделены времена года? (Умеренный)
Подведение итогов игры. Выставление оценок. Награждение победителей.
Заключение: Уважаемые игроки вспомните легенду, рассказанную вам в начале урока. Как вы думаете, круг ваших знаний стал шире? Почему? Много ли у вас осталось неясных вопросов?