Обобщение опыта работы педагога по теме: "Приобщение учащихся младших классов к истокам русской народной культуры"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


1. Наименование опыта: Приобщение учащихся младших классов к истокам русской народной культуры.

2. Условие возникновения ,становления опыта

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни.

В нашей школе создается благоприятная среда для развития детей. Программа обучения, содержательная внеклассная деятельность, дифференцированный подход помогают всесторонне развить ребенка и адаптировать его к современной жизни. За пределами урока разворачивается действительность, полная различных противоречий, мелких вопросов, столкновений интересов и поведения. Дети вынуждены ежедневно решать сложнейшие, жизненные задачи: кто-то обидел ребенка, и он, полный горечи, ищет способ вылить свои горькие переживания, а иногда и сам обижает кого-то. Организация внеклассной деятельности - это не продолжение урока, а тонкая профессиональная работа, содержанием которой является осмысление детьми реального взаимодействия с окружающей действительностью.

В классе все семьи благополучные. Полных 25 семей. В двух семьях детей обеспечивают мамы. Родители, занятые постоянным добыванием денег, очень мало уделяют внимания детям. Изобилие иностранных передач на телеэкране, не могут обеспечить духовное развитие, дети обеспечены лишь материально. Так как большую часть времени дети находятся в школе, то приобщение их русской народной культуре является средством формирования моральных качеств.

В предыдущие годы я работала по воспитанию патриотических, нравственно – эстетических чувств у детей, используя русский фольклор.

На методическом объединении учителей мною подробно изучался опыт работы более опытных педагогов в этом направлении. Ознакомилась с новыми игровыми технологиями Н. Е. Щурковой, которые в последствии были мною апробированы и внедрены в работу. Проанализировав свою работу по данным направлениям, увидев положительные результаты, пришла к выводу о необходимости продолжения работы над изучением русского народного творчества через игровые технологии доктора педагогических наук Н. Е. Щурковой. Оптимальный результат был бы невозможен без организации совместной работы специалистов всех направлений: психолога, библиотекаря, учителя музыки.

3. Актуальность и перспективность опыта

Ранее процесс воспитания просматривался как административно – командный, отрабатывающий у детей заданные формы поведения. В результате ребенок выполнял роль пассивного субъекта, совершенно не учитывалось его настроение, желание и стремление. Воспитательная работа строилась на принципах обязательности единых для всех проектов. При таком подходе воспитанник превращался в объект административно – педагогического воздействия и был вынужден подчиняться целой системе запретов, наказов, проверок.

Однако сегодня наше общество изменилось. Изменились и подходы к воспитательной работе, которые направлены на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

В соответствии с целями государства по обеспечению и развитию российского общества, определены основные пути развития системы патриотического воспитания, которые направлены на формирование личности, способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Актуальным является процесс адаптации ребенка в социальной среде, усвоение им социального опыта, освоение и присвоение системы социальных связей. Ориентируясь на положение Л. С. Выготского о том, что «ребенок усваивает только тот опыт, который был им воспринят», можно выделить механизм погружения человека в общественную среду (Рисунок 1):

С каждым годом все заметнее меняется наша жизнь. Происходит переосмысление ценностей нами, взрослыми, а значит, и детьми. Все реже и реже родители обращаются к жанрам устного народного творчества: пословицам, скороговоркам, народным песням обрядам, все чаще – к современным сказкам с космическими войнами.

Вызвать интерес к истории, научить видеть себя потомками и наследниками крестьянской России, обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе – актуальная задача для любого педагога начальной школы.

Предлагаемый опыт воспитательной работы поможет созданию разнообразных условий для развития и самореализации детей с разным уровнем возможностей и способностей.

4. Ведущая педагогическая идея

В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. В процессе проведения соответствующей работы у автора появятся удивительные возможности дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае человеческая цивилизация сможет рассчитывать на прогрессивное развитие.

Создание развивающей среды, осуществление дифференцированного подхода через организацию новых игровых технологий на основе русского народного творчества, позволит: сформировать у детей общее представление о культуре своего народа, ее богатстве и разнообразии

«Духовное усилие здесь и сейчас, не откладывая на потом» - суть групповых игр и доступность восприятия русского народного творчества, являются богатейшим источником познавательной, игровой и трудовой деятельностей.

5. Теоретическая база опыта

Теоретическая база опыта опирается на идеи доктора педагогических наук Н. Е. Щурковой, связанные с использованием игровых технологий, с предложенными ей классификациями:

  • культура моего «Я»;
  • Я – стратег своей жизни;
  • Я – HOMO SAPIENS;
  • Я – HOMO MORALIS;
  • Я – HOMO FABER;
  • каким видится мое «Я»;
  • Я в обществе;
  • Я и природа;
  • Я и искусство;
  • Я и моя социальная роль;
  • предметы вокруг меня.

Материалы занятий подготовлены на основе программы Н. Е. Щурковой «Игровые методики», где сказано « …Социально – психологическая игра – это всегда «здесь и сейчас» проживаемая жизнь. Поведение в игре есть само отношение: оно выявляется, утверждается, формируется, укрепляется и – порождается. Это отношение становится главным объектом игрового внимания и ценностным объектом осмысления».

Кроме того в опыте важны идеи, высказанные в трудах А. Н. Толстого о роли устного народного творчества в воспитании и развитии развивающейся личности: « Русский народ создал огромную изустную литературу: пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

Все это позволит:

  • сформировать систему навыков, умений, способов продуктивного общения;
  • интегрировать ребенка к современной жизни.

6. Новизна опыта

Новизна данного опыта заключается в модернизации и адаптации к условиям адаптивной школы уже известных игровых методов. Воспитательный процесс, основанный на игровых методиках, дает широкие возможности для творчества. Инновационные подходы выражены в следующих положениях:

  • выдвижение педагогических задач, направленных на нравственно – эстетическое развитие;
  • использование средств воспитания, учитывающих особенности детей.

И - с элементами трудовой деятельности (рисование, лепка)

Г - с элементами художественной деят-ти (стихи, песни, танцы)

Р - c элементами творческого созидания (оригами, папье-маше)
А - с элементами духовного осмысления жизни (драм-ция сказки)

Игра – физическое или духовное деяние, упражняющее силы человека.

7. Технология опыта

Воспитание – это творческий, целенаправленный процесс взаимодействия учителя – воспитателя и ребенка, который постоянно видоизменяется в зависимости от личности педагога и от личности воспитанника. Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает. Лишь при создании доброжелательной атмосферы, раскрываются положительные черты воспитанников.

Главной целью работы является создание условий для становления личности человека и гражданина, знающего, помнящего и любящего историю и культуру своего народа с самого раннего возраста.

Из этой цели следуют воспитательные задачи:

  • формирование патриотических и нравственно – эстетических чувств;
  • укрепление межличностных отношений;
  • закрепление навыков культуры поведения в речи;
  • развитие навыков самостоятельного творчества;
  • коррекция поведения.

Использую следующие технологии: беседы, групповые игры, совместное творчество, целевые прогулки, экскурсии, комплексные занятия;

Применяю принципы:

  • личностно-ориентированного подхода;
  • единство коррекции и развития;
  • единство диагностики и коррекции;
  • наглядность, доступность, систематичность.

Основываюсь на методические разработки следующих авторов: Е. Д. Худенко, Г. Ф. Гавриловичевой, Н. Е. Щурковой, Л. С. Выготского.

Этапы работы:

  1. Диагностический.
    А) Диагностика межличностных отношений, которая позволяет сделать моментальный срез динамики внутригрупповых отношений.
    Методика: социометрия ( тест «Два домика» )
    Б) Определение уровня игровой деятельности.
    Метод: наблюдение.
    В) Определение уровня познавательной деятельности.
    Метод: наблюдение.
  2. Содержательная часть.
    А) Проведение занятий по приобщению к истокам русской народной культуры с элементами новых игровых методик.
    Общее число занятий:
    1класс – 30, 2 класс – 33, 3класс – 30
    Продолжительность занятий: 40 минут.
    Б) Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, музыка, технология.
    В) Внеклассные проекты.
  3. Работа с родителями.
  • проведение родительских собраний;
  • проведение развлекательных проектов совместно с детьми.

Для комплексного развития личности использую основы русского народного творчества с элементами новых игровых методик ситуационного воспроизведения жизненных явлений, разработанные доктором педагогических наук Н. Е. Щурковой.

Групповые игры помогают вести скрытую педагогическую позицию: приобщить детей к миру культуры; знакомить с широким видом человеческой деятельности; корректировать воспитанность; решать жизненные проблемы, ставшие перед ними в реальной жизни. Используя трехканальное влияние на детей « вижу, слышу, чувствую», помогает прожить ситуацию, выработать свое мнение и закрепить знания об окружающем мире. Например, групповая игра «Волшебный стул» дает возможность обрести каждому уверенность в себе и переориентировать внимание с недостатков на достоинства, что необходимо ребенку с заниженной самооценкой. Игра помогает раскрыть новые качества одноклассников. Каждый участник делает духовное усилие над собой, чтобы произнести вслух только добрые и нежные слова в адрес другого, а плавный переход к другой совместной деятельности, связанный с русскими традициями нашего народа, укрепляет межличностные связи и создает дружескую атмосферу.

Групповая игра «О чем говорят предметы» помогает формированию бережного отношения к вещам и окружающим предметам. Дети учатся видеть, глядя на предметы черты характера владельца: за сломанным карандашом – неаккуратного хозяина, а за оторванной пуговицей – неопрятную хозяйку. Коллективное порицание сверстников, не называя имен, воздействует лучше, чем замечания старших. Затем, предложенное детям задание по рисованию предметов декоративно – прикладного искусства, помогает увидеть – изменилось ли отношение к школьным предметам. Мною были проведены следующие групповые игры: «Волшебный стул», «Приглашение к чаю», «Кошкины гости», «Хочу и надо», «О чем говорят предметы», «Калейдоскоп», «Пять минут с искусством». Эти игры я провожу систематически, изменяя тему и дополняя их элементами художественного творчества и трудовой деятельностью.

Воспитательный процесс, основанный на сочетании двух направлений: игровых методик и народных традиций дает широкие возможности для творчества, помогает ослаблению недостатков. В русском народном творчестве сохранились особые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности: представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Устное народное творчество ( загадки, скороговорки, пословицы) помогают в формировании правильной речи, умения понимать ее оттенки и развивать мышление детей. В пословицах кратко и метко оцениваются различные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Произнесенное кстати краткое изречение пословицы или поговорки, полное мудрости и юмора, воздействует на детей значительно сильнее, чем любые нравоучения. Многократное повторение скороговорки во время игры помогает развитию фонетического слуха, коррекции речи и всех психических процессов. Загадки помогают закрепить впечатления о предмете или животном, отчетливее осознать характер его особенности и понять переносное значение слов.

Русские народные сказки развивают воображение ребенка, прививают любовь к Родине, помогают логически мыслить и понимать, что для достижения цели нужно терпение и упорство. Драматизация сказок помогает переводить образы воображения на язык жестов, мимики, слов, обогащает словарный запас и развивает память. Даже сказка «Репка» помогает задуматься о роли каждого в семье и о своих обязанностях перед родителями.

Действенным средством эстетического и нравственного воспитания, для создания благоприятной среды и положительного эмоционального самочувствия, являются народные песни игры. В народных играх нет и тени педагогической навязчивости, в них принимают участие все дети, без исключения. Разучивание и исполнение хороводных песен и задорных частушек повышает радостный эмоциональный настрой и укрепляет взаимоотношения между детьми. Это показали проведенные мною народные праздники: « Колядование накануне Рождества», «Посиделки на Масляной неделе», « Подготовка к Масленице» и другие.

Большую помощь в организации внеучебной деятельности мне оказывает региональный учебный курс «Наш край» под редакцией Е.Л. Харчевниковой, который имеет четко выраженную воспитательную направленность.

Для привития интереса к изобразительному творчеству и развитию мелкой моторики кистей рук, использую иллюстрации с изображением дымковской, гжельской росписью. Предлагаю детям выбрать близкие для них направления и попробовать свои силы в рисовании.

Таким образом, в русском народном творчестве, заключен богатейший воспитательный материал, использование которого, помогает ввести детей в широкий мир человеческой деятельности, раскрыть жизнь в новых для них чертах, сформировать чувство причастности к наследию прошлого и решить поставленные воспитательные задачи:

  • воспитание патриотических, нравственно – эстетических чувств;
  • развитие творческих способностей ребенка;
  • знакомство с устным народным творчеством, песенным фольклором;
  • знакомство с традициями русского народа, особенностями национальной одежды с произведениями декоративного искусства;
  • закрепление коммуникативных навыков
  • развитие памяти, образного мышления, внимания, речи, эмоционально-волевой сферы.

Соединение двух направлений помогает каждому воспитаннику увидеть свое «Я», осознать себя в коллективе и творчески развивать свою личность.

8. Результативность

Проведенные комплексные занятия повысили уровень игровой деятельности (Приложение №1), активизировали познавательную деятельность (Приложение №2) , улучшили межличностные отношения (Приложение №3). Это показали диагностические исследования, проведенные в мае 2008 года. Увеличилось количество учащихся, вовлеченных в творческую деятельность. Дети принимают активное участие во всех школьных проектах. Неоднократно принимали участие в городских конкурсах: «Школьные годы», «Споемте, друзья!», конкурсе чтецов, в конкурсе детского рисунка. Награждены грамотами администрации школы и городского отдела культуры. Семья Лукиных является победителем областного конкурса «Семья года 2008» в номинации «Родительское счастье».

Используя наработанный материал, разработала методические рекомендации по приобщению к истокам русской народной культуры с элементами игровых технологий для учащихся 1,2,3 классов (Приложение №4).

9. Адресная направленность

Данный опыт и его фрагменты могут быть использованы в организации внеучебных занятий второй половины дня во всех общеобразовательных школах, а так же воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

10. Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4