Методика использования элементов ТРИЗ в развитии творческих способностей дошкольников "Страна загадок"

Разделы: Работа с дошкольниками


На пороге страны Загадок

Что вы знаете о стране Загадок? Наверное, ничего, а ведь это целая страна с горами, реками, морями, городами (Приложение 1). Но поскольку страна загадочная, то реки, горы и моря в ней тоже загадочные. А что такое река – загадка? Может, этой реки нет, а может есть? Попробуйте ответить на вопрос сами.

А пока выйдем на дорогу, ведущую в страну Загадок. В её городах загадочные (вернее загаданные) жители, которые появляются перед нами только тогда, когда мы их загадаем, а до этого времени спят в своих домиках и оттуда загадывают свои загадки.

Город Самых Простых Загадок

Цель – научиться систематизировать предметы по признакам.

В городе Самых Простых Загадок от центральной площади расходятся четыре улицы – улица Формы, улица Цвета, улица Размеров и улица Веществ. Чтобы загадать какой-нибудь предмет, его надо описать по форме, цвету, сравнить его размер с размерами других предметов и сказать, из чего он сделан. Например: “Прямоугольное, коричневое, меньше шкафа, но больше стульчика, деревянное” (стол).

Прогулки по улице Формы

Упражнение 1. В домике живут круглые и плоские предметы. Угадайте, кто населяет домик. Кто из детей поселит в домик больше жильцов?

Упражнение 2. Из соседнего домика нам говорят, что прямоугольники из их домика живут и в нашей группе. Делаем так: закрываем глаза, вспоминаем их, пока я медленно считаю до десяти, а потом тот, кого я трону рукой ответит мне.

На этой улице мы знакомимся с простыми пространственными формами: цилиндром, конусом, призмой, кубом и др.

Здесь дети знакомятся с проекциями предметов, получают представление о том, что вещи в разных отношениях видят по-разному.

На улице Цвета

На этой улице можно поговорить об основных цветах и их оттенках, показать смешивание цветов.

На улице Размеров

Здесь мы знакомимся с понятием длины, ширины, высоты, учимся сравнивать по размеру

(шире, чем …, но уже, чем …; выше …, но ниже …). Можно дать представление о полярных, противоположных свойствах: толстый – тонкий, широкий – узкий, высокий – низкий и т.д., об измерении.

Упражнение 3. Загадка: “Что бывает сначала большим, а потом маленьким?” – Яблоко, булка, конфета, сахар в чае…

“Что бывает сначала маленьким, а потом большим?” – Человек, дерево, всё, что растёт, тесто, мыльный пузырь…

“Что бывает то большим, то маленьким?” – Надувные игрушки, складная мебель, игрушки – трансформеры.

Упражнение 4. К нам в гости пришёл гномик. Он мечтает стать великаном. Это могут сделать дети. Им нужно только сказать, что гномик умеет делать всякие дела, которые по плечу только рослым – тогда он вырастет до такого размера. Гномик должен расти постепенно. Давайте помогать гномику.

“Гномик такой большой, что может сидеть за столом,…достать до потолка,…достать птичку из гнезда,…повалить девятиэтажный дом,…выпить целое озеро,…шагать из города в город”. Наконец гномик стал великаном и начал просить, чтобы его “вернули назад”. Гномик такой маленький, что может пролезть в замочную скважину,… гномику лужа кажется океаном,…когда ему на голову упала крошка, он заплакал, потому что он подумал, что это кирпич,..что он не может поднять микроб,…его даже не видно в микроскоп”. А может гномик быть ещё меньше?

На улице Веществ

Первое представление об агрегатном состоянии можно дать детям с помощью игры “Маленькие человечки”.

Упражнение 5. Угадайте, что изображено. Снаружи твёрдое, внутри сначала твёрдое, потом жидкое, а в середине опять твёрдое(вишня, слива, персик и т.п.)

Упражнение 6. Придумайте и нарисуйте загадку с помощью МЧ.

“Солнышко пригревает и сосулька тает”

Рис.1

На площади

Здесь живут загадки, требующие описания предметов и по форме, и по цвету, и по размеру, и по состоянию вещества. На этом этапе можно приступать к созданию новых загадок. Для этого у педагога под руками должен быть набор простых и известных детям предметов( зеркало, карандаш, книга, яблоко и т.д.)

Игры в загадки

Упражнение 7. Педагог даёт описание предмета, а дети угадывают, что он загадал. Упражнение 8. Один из детей отворачивается, а все дети договариваются, какой из предметов они загадают. Затем все дети поочерёдно дают описание выбранного предмета, так, чтобы отгадчик смог догадаться, о чём идёт речь.

Упражнение 9. “Я загадала предмет, он живёт в этом домике, сам о себе он говорить не хочет, но если вы его спросите, он честно ответит на вопрос. Попробуйте узнать, кто живёт в домике”. При выполнении этого упражнения цель педагога – показать детям, что лучше всего сначала пройтись по улицам города, чтобы выяснить форму, цвет, размер, структуру предмета и создать мысленно его образ. Для этого педагог заранее договаривается с одни из детей и разыгрывает такой диалог:

Педагог:“ Загадала я предмет”

Ребёнок: “Это лейка?”

– Нет.

– Не лейка?

– Нет.

– Может чашка?

– Нет.

– Промокашка?

– Нет.

– Это кнопка?

– Нет.

– Значит пробка?

– Нет.

Ребёнок: “ Не могу найти ответ”.

После этого педагог спрашивает: “А почему Оля никак не может отгадать мою загадку? Что она должна была спросить у меня?”

Упражнение 10. Диалог с компьютером, или “Да-нетка”. В нашем городе есть большой компьютер, который умеет загадывать загадки и даже отвечать на наши вопросы. Но говорить он может только два слова: “да” и “нет”. Если загадывать вопрос на который он не может ответить, происходит сбой, она делает так: “Ц –ц –ц..” (при этом педагог выразительно щёлкает языком). Итак, попробуйте разгадать загадку компьютера. Задавайте вопросы”.

– Какой он формы?

– Ц – ц – ц…

– Какого цвета?

– Ц – ц – ц..

– Он красный?

– Да!

– Он круглый?

– Это помидор?

– Да!

Первое время дети плохо следят за вопросами друг друга, поэтому желательно, чтобы компьютер иногда останавливался и лёгким жужжанием “просил” повторить то, что уже известно о загадочном предмете. Когда игра освоена, нужно сменить способ описания объекта. Например, загадывать можно героев знакомых сказок.

Тогда вопросы будут предложены по другой схеме: “На кого он похож? Где живёт? Как передвигается? Чем занимается?..”

“Да-нетки” обладают сильным сверхэффектом – фактически решение “да-нетки” является морфологическим анализом объекта по осям, предложенным в виде опорных вопросов.

Город Пяти Чувств

Цель – научить детей использовать свои органы чувств в качестве источников информации для решения задач.

Чтобы попасть в город Пяти Чувств, надо пройти через ворота Завязанных Глаз. Выбираем “проводника”, завязываем ему глаза. Педагог достает из сумочки колокольчик или дудочку, флакончик духов, открытые баночки с сахаром и солью одинакового помола. По звуку, запаху, на ощупь, на вкус “проводник” должен определить, что за предметы ему предлагаются. Дети объясняют, какое чувство помогло определить предмет. Делаем выводы – у человека имеются пять чувств (пять улиц в городе).

Пять чувств Пять органов чувств Пять способов что-либо обнаружить
Зрение

Слух

Осязание

Обоняние

Вкус

Глаза

Уши

Кожа

Нос

Язык

Увидеть

Услышать

Пощупать

Понюхать

Попробовать на вкус

Улица Зрения

Упражнение 1. Посмотрим на предмет и опишем, каким мы его видим (не только форму, цвет, размер, вещество, но и другие признаки). Соревнование: кто, глядя на предмет, составит самую длинную загадку. Число признаков отмечается фишками. Самая длинная загадка заселяется в самый большой домик.

Улица Слуха

Живущие здесь предметы можно определить по звучанию. Но сейчас на улице тишина. Все звуки попрятались. Что же нам делать? Чтобы услышать загадочный предмет надо чтобы он зазвучал, а загадки, испугавшись нас, все смолкли. Решаем затаиться и помолчать, может быть, загадки подумают, что мы ушли, и зазвучат снова.

Упражнение 2. “Давайте закроем глаза и послушаем, какой звук появится со стороны… Услышали? Слева – свист, справа – шуршание, в середине комнаты – стук. Значит, в одной стороне живут предметы, умеющие свистеть. Отгадайте обитателей домика”.

Упражнение 3. В гости к детям приходит детское ведёрко. Оно умеет грохотать и поэтому было поселено в домик с танками, пушками и пулемётами. Ведёрко просит подыскать ему другую квартиру. Вопрос: что можно сделать с ведром, чтоб оно научилось издавать более мирные звуки? ( Можно налить в ведёрко воду, оно будет булькать и сможет жить теперь вместе с ручейком и водопроводным краном и т.д.)

Прислушаемся к проявлениям звука: как дрожат звучащие предметы; как дрожит наше горло, когда мы произносим звук, моделируем маленькими человечками (самими детьми) колебания в жидкой, твёрдой и газообразной среде. Делаем вывод о том, где звук распространяется лучше и где хуже.

Улица Осязания

Предметы на ощупь бывают острыми, тупыми, гладкими, мягкими, шероховатыми, сплошными и т.д.

Упражнение 4. На столе картонный домик со снятой крышей. Педагог предлагает нащупать жильцов домика. Первый ребёнок получает задание: найти острый предмет и назвать его. За правильно выполненное задание – очко (фишка). Задание следующему ребёнку – найти мягкий предмет и назвать его и т. д. Для детей постарше задачка усложняется: нащупать предмет, отличающийся двумя признаками (мягкий и шероховатый), затем – тремя признаками.

Улица Обоняния

Чувство обоняния развито у человека менее других, ощущение обоняния менее всего поддаётся вербализации. Педагог должен иметь флаконы с разнопахнущими веществами (полоски бумаги “нюхалки” длиной 10 -15см. и шириной 1-1,5см.): цветочными духами, одеколоном, слабым раствором уксуса, камфорный спирт. Дети должны различать сильные запахи.

Улица Вкуса

Заселяются “кислый”, “горький”, “сладкий”, “солёный” домики. Детям предлагается различить на вкус разные продукты (лимон, перец, соленый огурец, ягода и т.д.). Задания могут быть самые разные, важно только действительно включить все пять чувств, показать детям их необходимость. Далее переходим к загадкам, в которых кроме известных нам признаков (форма, цвет) появляются новые вопросы: “Как звучит? Какой на ощупь? Чем пахнет? Какой на вкус?”. Правила игры те же, рекомендуется меньше останавливаться на описательных загадках, больше на “да – нетках”.

Город Похожестей и Непохожестей

Цель – развить ассоциативное, образное мышление, научить сравнивать предметы и явления.

В городе Похожестей и Непохожестей живут очень красивые загадки. Здесь можно поселить любой предмет – каждому найдётся место. Чтобы попасть в город, требуется пропуск.

Упражнение 1. У меня в руках меховая шапка. “На что она похожа?”. Ответ: “ На котёнка, на сугроб снега, на берлогу, на крокодила…”. Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа, скажем, на крокодила. “С какой стороны надо смотреть, чтобы увидеть крокодила? А где у него хвост? А что он сейчас делает?”.

Когда каждый получил свой “пропуск”, заходим в город. Здесь загадочные предметы живут в окружении друзей, на которых похожи. Похожие предметы не прячутся, свободно выходят из домика и с удовольствием расскажут, что общего и различного у них с “героем” загадки.

Упражнение 2.

Опорная таблица

Какой (Что делает)

Что такое

Светит

Тает

Капает

Лампа

Снег

Дождь

Получим загадку: светит, а не лампа, тает, а не снег, капает, а не дождь (отгадка – свеча). Какие формы работы можно предложить здесь? Коллективное составление загадок. Эти загадки предполагают кропотливую, неспешную работу над словом.

Город Загадочных Частей

Цель – познакомить детей с понятием подсистемы (части) объекта, научить выделять части внутри целого.

В городе Загадочных Частей живут очень странные предметы. Одни из них любят “разобраться” на части и в таком разобранном виде выглядывают из своих окон своих домиков. Другие просто высунут наружу нос или хвост, или какую-нибудь загогулину (не поймёшь, то ли это руль, то ли кран водопроводный), а иные вообще спрячутся в погреб и только оставят на видном месте какой-нибудь след – вот и изволь разгадать их по следу…

Улица Неоконченных Картин

Упражнение 1. Проходил как-то по городу ленивый художник. Видит – стоят дома пустые, специально для непридуманных загадок построенные. “Дай-ка, – думает, – нарисую загадки, да и поселю их в домики”. Начал он рисовать, и так ему лень стало, что бросил он это дело и пошёл дальше. Подошёл к другому домику и там работу начал, да не закончил. Так “недорисовал” ленивый художник целую улицу (на альбомных листах эти неоконченные загадки). Давайте поможем ленивому художнику. Попробуйте придумать, что хотел он нарисовать, и завершите его рисунки (лучше предлагать всем детям одинаковый фрагмент).

Упражнение 2. У меня в руках картонный домик с прорезанным окошком. Из домика по очереди “выглядывают” его жильцы – загадочные предметы. Задача детей – угадать, кто живёт в домике. Следующий шаг – дети сами показывают друг другу предметы или картинки через окошки домиков.

Улица Разобранных Предметов

Упражнение 3. Загадаем предмет, указывая части и их количество. Например, 4 колеса,

1 мотор, 1 руль, 1 кабина, 1 багажник. Получится автомобиль. Вот какие загадки живут на улице Разобранных Предметов.

Схема опорной таблицы

Количество частей Название частей

Несмотря на свою простоту, эта схема полезна, так как позволяет сравнить, например, состав схожих предметов (транспортных средств, мебели и т. п.).

Улица Похожих Частей

Упражнение 4. Составим загадки по следующей опорной таблице (коллективная загадка про очки).

Название частей Сколько

На что похоже

Дужки

Стёкла

Оправа

2

2

1

Рыболовные крючки

Медузы

Буква “В”

Первый столбик закрываем, получаем: две медузы на двух крючках, одна буква “В”.

Улица Молчаливых Загадок

Упражнение 5. Как нарисовать зайца, не рисуя его? Можно изобразить уши, торчащие из-за пенька или лапу. Можно – оставленную после него недоеденную морковку.

Город Загадочных Мест

Цель – дать представление о надсистеме – окружении объекта, о том, где их можно отыскать.

Этот город противоположен предыдущему. Предметы здесь прячутся по-своему: они нам говорят о том, где их можно отыскать.

Упражнение 1. “Вот на этом домике написано: салат, магазин, хозяйственная сумка, огород. Смотрите-ка, домик довольно большой, здесь, наверное, не один загадочный предмет поселился. Попробуем угадать жильцов домика”. Следуют ответы: “Картошка, морковь, огурцы, колбаса…” “Стоп! Разве колбаса растёт на огороде? Нет, колбаса нам на подходит”.

Упражнение 2. Выберем отгадчика и составим ему загадку. Загадка про иголку.

Загадываем: “Где, у кого, в каких предметах есть иголка?”. Из отгадки получаем новую загадку: “ Что есть у ёжика, у ёлки, у шприца, у швейной машинки?”. В схеме таких загадок вопросы: “ Куда входит?”, “Где встречается?”, “У кого есть?”. Малышам можно задавать вопрос “Где живёт?” (где живёт перо? – в птичке, в подушке).

Город Загадочных Дел

В этом городе мы сможем ознакомить детей с функциями предметов – главными, второстепенными, явными и скрытыми.

Названия многих вещей говорят о том, для чего служат эти предметы. Например: расчёска, скрепка, будильник. А если придумать по такому же принципу названия другим вещам, получатся загадки. Что такое затемнялки? (шторы), свещалка? (лампочка) и т.д.

Упражнение 1. Загадываем описанным способом зеркало, телевизор, молоток ложку.

Жители следующего домика более разговорчивы. Они готовы поведать обо всех делах, на какие только способны. Вот что сообщает один из них: “Я и дыротык, и спиночёс, и тестораскатка, и трубокрут, и рисовалка.” Кто же это? (Карандаш).

Упражнение 2. Придумайте самую длинную загадку о кирпиче, называя всевозможные применения предмета и т.д.

Город Противоречий

Цель – подвести детей к понятию противоречия, научить простейшим способам разрешения противоречий.

Первый шаг – научить видеть во всём положительные и отрицательные (полезные и вредные) стороны. В этом поможет игра “Хорошо – плохо”. Рассмотрим какой-либо предмет или явление и постараемся дать как можно больше ответов на вопрос, чем это хорошо, а чем плохо. Обычно в эту игру мы начинаем играть задолго до города Противоречий. Но именно в этом городе существует целая улица Спорщиков. Загадочные предметы, живущие тут, имеют очень дурной характер. Стоит нам их разгадать, как они, вместо того, чтобы просто пригласить нас к себе в гости, начинают яростно спорить между собой, да к тому же каждый из них зовёт нас в помощники.

Загадочная школа

Цель – показать детям, каким образом знакомый им материал может быть использован в школе. В стране Загадок только одна школа – загадочная. Вместе с детьми мы попадаем на загадочные уроки, похожие и непохожие на те, что обычно идут в школе. (Приложение 4)

Упражнение 1. Слагаемые: картошка, морковка, капуста, лук, горох … Что должно получиться в сумме? (огород, суп, кухня, магазин…)

Упражнение 2. В сумме – школьный класс. Назовите слагаемые. Обсуждаем с детьми: класс не возможен без детей, учителя. Настоящим класс станет, если дети в нём учатся, дружат, заняты общим делом.

Упражнение 3. Устный загадочный счёт. Когда 1 + 1 = 1? (Два кусочка пластилина слепить вместе – один большой кусок пластилина) или (на кубик поставить конус – одна башенка) и т.д.

Упражнение 4. Какие дела трудно делать в одиночку, но легко вдвоём? (обсудить с детьми).

Упражнение 5. Фантастическое сложение (что будет, если прибавить?) и фантастическое вычитание (что будет, если убрать?), предложите детям поэкспериментировать: что будет, если к дому прибавить колеса? У стула убрать спинку? К брюкам пришить куртку? Из детского сада убрать кухню?

При решении таких задач ребёнок может проанализировать, какие новые функции появятся у предмета, каким будет конечный результат.

Загадочное письмо

Упражнение 6. “Ь” – не только мягкий знак, это ведь ещё часть каких – то букв. Если разрешается поворачивать “ь”, какие буквы можно дописать из этой части? (В, Ф, Р, Б, Ъ, Я, Ы).

Упражнение 7. Какие буквы вы видите?

Загадочное чтение

Упражнение 8. На доске написаны части слов “… ЧИК”, “ЧИК…”, “…ЧИК…”. Прочитайте так, чтобы получились слова. (Ключик, зайчик, чик-чирик, чикать, почикать…).

Упражнение 9. На доске написаны слова из одного предложения. Придумайте предложение с этими словами, форму слов можно менять.

Загадочная физкультура

Упражнение 10. Крутить шеей так, чтобы шея не двигалась (поворачивать весь корпус).

Упражнение 11. Хлопнуть в ладоши одной рукой (хлопнуть, объединившись с соседом).

Упражнение 12. Погладить себя по голове, не касаясь своими руками (погладить себя каким-то предметом или рукой соседа).

Упражнение 13. Поднять руки выше головы, но ниже стола (поднять руки и присесть на корточки).

В основе построения большинства заданий – противоречия. Надо обратить внимание детей на необходимость разрешить острое противоречие, а не сгладить его (не гладить себя кончиками пальцев, а вообще не касаться своей рукой).

Загадочное рисование

Некто сказал про себя: “Я бываю холодным и горячим, твёрдым и мягким”. Нарисуйте этого “некто” и т.д.

Приложение