Цель урока:
- Знать определение терминов: увертюра, литературный сценарий, музыкальный фильм.
- Уметь делать сравнительный анализ.
- Понимать роль литературного сценария и значения музыки в киноискусстве.
- Воспитывать музыкальный и художественный вкус на примере произведений киноискусства.
Оснащение:
- учебник,
- “творческая тетрадь”,
- карточки,
- компьютер,
- DVD, видео.
- СDпроигрыватель.
- CD-мультимедийная программа “Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия” версия 2002 г.
Ход урока
1. Организационный момент.
Дети входят в класс под музыку “Увертюры” к балету П.Чайковского “Щелкунчик”.
Проверить наличие тетрадей, словарей, творческих тетрадей.
- Хорошо. Вы готовы и мы начинаем.
- В работе словарь настроений и памятки, в которые занесена основная информация урока. А также вам будут представлены вопросы и иллюстрационные слайды на экране
2. Мотивационный этап.
(СЛАЙД № 1, 2).
Мы продолжаем говорить о музыке, как о виде искусства и о взаимосвязи музыки с литературой.
(СЛАЙД № 3).
Тема урока “Музыка в киноискусстве”
Вы познакомитесь с музыкальными фильмами, с новыми понятиями и исполните несколько песен из этих фильмов.
3.Актуализация опорных знаний.
- Вы зашли в класс под музыку. И теперь я задам вам несколько вопросов.
- Какое настроение, какие эмоции вызывает у вас эта музыка?
- Знакома ли вам эта музыка? Назовите произведение и его автора.
Дети отвечают:
Прозвучала “Увертюра” к балету П.Чайковского “Щелкунчик”.
(СЛАЙД № 4 -1).
- Да! Совершенно верно! Именно этой Увертюрой начинаем мы сегодняшний урок.
- Какое произведение мы называем увертюрой?
Дети отвечают:
Увертюра – это оркестровая пьеса, которая служит вступлением к опере, балету, спектаклю.
(СЛАЙД №4 – 2).
- Верно.
- Но так ли нужна увертюра?
Представьте, что вы сейчас разговариваете не с учителем музыки, а с человеком, который считает, что увертюра не нужна. Докажите, что это не так.
Дети отвечают.
Да! Действительно музыка подготавливает нас не только к драматическим событиям, но и дает возможность слуху уловить основные музыкальные темы, образы героев и характеры событий.
И, конечно же, она зависит от содержания произведения, перед которым она звучит.
- Как называют краткое содержание оперы или балета?
Дети отвечают: Либретто.
(СЛАЙД № 5).
- Правильно. И мы с вами продолжим говорить о тесной взаимосвязи музыки и литературы, о роли музыки в киноискусстве.
4.Изучение нового.
Просмотр видеофрагмента из мультфильма “Фильм, фильм”.
- Вы посмотрели фрагмент из мультфильма “Фильм, фильм”. С него мы начинаем путешествие в увлекательный мир киноискусства.
- Откройте ваши учебники на странице 64.
- Я думаю, в классе не найдется ни одного человека, который бы не смотрел художественный фильм или мультфильм.
В основе любого спектакля, фильма, телепередачи лежит литературное произведение.
- Какое это произведение? Ответ вы найдете в учебнике на странице 64.
Дети отвечают:
В основе художественного фильма лежит литературный сценарий.
(СЛАЙД №6).
- Определение вы найдете в памятках. Прочитайте его.
Ученик читает.
Сценарий - литературное произведение, изложение сюжета спектакля, документального, художественного, мультипликационного фильма, телепередачи.
- Итак, мы видим, что без литературы невозможно создать ни спектакль, ни художественный фильм. Именно в сценарии закладываются образы героев, их характеры, происходящие события.
Но трудно представить себе художественный фильм или мультфильм без музыки. На заре кинематографа первые фильмы были немые, их снимали без звука.
- Откроите страницу 66 вашего учебника и найдите ответ на вопрос:
- Как называют музыкантов, которые сопровождают показ первых художественных фильмов?
Дети отвечают: Музыку исполняли таперы.
- Для чего нужна была музыка?
Дети дают свои варианты ответа.
- Да! Действительно музыка помогала ярче и глубже переживать содержание фильма.
(СЛАЙД №7 – 1,2).
- Сейчас вы посмотрите фрагменты художественного фильма “Дети капитана Гранта”. Послушаем краткую информацию об этом фильме.
Ученик, подготовивший информацию, читает.
Художественный фильм “Дети капитана Гранта” был поставлен в 1936 году. Режиссер фильма: Владимир Вайншток. Музыку к фильму написал композитор И.Дунаевский. Текст песен: Василий Лебедев-Кумач. Сценарий фильма был создан О.Леонидовым по мотивам романа Ж.Верна “Дети капитана Гранта”. Он рассказывает о приключениях, которые пережили главные герои в поисках капитана Гранта.
- Этот фильм является экранизацией литературного произведения. Сейчас вы посмотрите фрагмент из этого фильма. Я умышленно уберу звук, как в немом кино. А вы, всматриваясь, постарайтесь понять и почувствовать события, какого характера развиваются в этом фильме?
Представьте себе, что вы композиторы.
(СЛАЙД №8).
- Какую увертюру вы написали бы к этому фильму?
- Какие эмоции вы отразили бы в ней?
- Вам поможет словарь настроений.
Просмотр видео фрагмента фильма.
После просмотра фильма дети делятся своими впечатлениями, мыслями.
- Вы посмотрели сейчас фрагмент фильма без звука. Вам было интересно? Пригласили бы вы тапера сопровождать показ фильма?
- Молодцы. Вы ответили быстро и хорошо.
- В следующей части урока мне понадобится помощь экспертов. Они выполнят определенное задание. (Практическая работа. Из предложенных карточек выбрать те, которые соответствуют характеру увертюры к балету “Щелкунчик” и к фильму “Дети капитана Гранта”., то, что их объединяет Сделать сравнительный анализ).
Вы сейчас посмотрите начало фильма и послушаете увертюру к фильму. Следует заметить, что в настоящее время увертюра исполняется и как самостоятельное произведение.
Вы увидите и услышите, как композитор отразил в музыке основной характер фильма, и подготовите ответы на следующие вопросы (вопросы записаны на доске):
(СЛАЙД №9).
- К каким событиям готовит зрителей увертюра?
- Какое настроение она передает?
Просмотр видео фрагмента.
После просмотра фрагмента фильма дети отвечают:
- Приключения, стремление к победе, борьба…
- Радость, ожидание опасных событий, преодоление препятствий…
- Мы видим, что литературное произведение получает вторую жизнь в таком виде искусства, как кино. И благодаря литературе, появился замечательный фильм, который и в наше время с удовольствием смотрят кинозрители.
- Теперь давайте посмотрим, что подготовили наши эксперты.
Сделаем сравнительный анализ увертюр к балету П.Чайковского “Щелкунчик” и фильму “Дети капитана Гранта”.
Дети отвечают.
- Молодцы. В этом фильме звучит много музыки. В том числе и песня, которая, спустя много лет остается популярной. Вы познакомились с ней на прошлом уроке.
(СЛАЙД №10).
Это “ Песня о вселом ветре”
- Для успешного исполнения песни важным является выразительность, которая приходит от понимания характера песни, ее содержания. Давайте вспомним:
- Какой характер у песни?
Дети отвечают.
- Да. Правильно. И такой характер песне придает четкий ритмический рисунок.
Сейчас я наиграю вам мелодию, а вы исполните ритмический рисунок песни.
Исполняется фрагмент песни.
- Хорошо. Во время пения следует достаточно четко исполнять ритмический рисунок.
Но прежде, чем исполнить песню вспомним о некоторых правилах:
- певческая установка,
- разминка,
- артикуляционные упражнения,
- дыхание.
-Давайте проговорим тест первого куплета. Следует обратить особое внимание на правильное ударение, четкое произношение согласных, протяжное звучание гласных.
(СЛАЙД №11, 12).
Исполнение песни “Песня о веселом ветре”
- Молодцы.
- Дальше мы познакомимся с фильмом, в котором музыка играет ведущую роль в создании образа героев фильма. На его примере мы убедимся, что музыка и литература тесно связаны друг с другом. Такой фильм называют музыкальным. Прочитайте определение в памятках.
Ученик читает.
(СЛАЙД №13).
Музыкальный фильм- фильм, в котором музыка играет ведущую роль.
(СЛАЙД №14).
- Одним из таких фильмов является художественный фильм “Мама”. Послушаем краткую информацию об этом фильме.
Отвечает ученик, подготовивший информацию.
- Художественный фильм “Мама” был поставлен в 1976 г.
- Текст песен: Юрий Энтин.
- Композитор: Жерар Буржоа.
- Режиссер: Элизабет Бостан.
В нем снимались известные актеры: М.Боярский, Л.Гурченко, О.Попов, С.Крамаров, Н.Крачковская и другие.
Это музыкальная сказка. В основе ее лежит незатейливый сюжет старой сказки о Волке, который обманул козу и выкрал ее козлят. Фильм снят в новой и занимательной интерпретации.
- В каждом фрагменте, которые вы будете смотреть, героев сопровождала музыка. После просмотра вам предстоит ответить на ряд вопросы (вопросы находятся на экране).
(СЛАЙД №15).
- О чем и о ком эти фрагменты?
- Опишите образ волка и козы-мамы.
- Опишите характер музыки в этих фрагментах.
- Соответствует ли музыка образам героев фильма?
Просмотр видеофрагмента “Сказка к нам пришла”, “Песня волка”.
После просмотра дети отвечают на вопросы.
Привести детей к мысли, что музыка точно и ярко отражает характер героев фильма, усиливает их восприятие, делает их яркими.
- Каким на ваш взгляд должен быть образ мамы?
Дети отвечают.
- В этом фильме есть песня, которую вы слышали и хорошо знаете. Особенно припев. В ней говорится о маме. И уже дети выражают свою любовь и нежность к маме.
Давайте, исполним эту песню. Напоминаю вам о правилах, которые нужно соблюдать во время исполнения.
(СЛАЙД №16 – 1).
Исполнение фрагмента песни “Мама”.
( СЛАЙД №17 – 1, 2).
- Ну и, конечно же, говоря о киноискусстве, трудно пройти мимо мультипликации.
Прочитайте в ваших памятках определение.
(СЛАЙД №18).
Ученик читает.
Мультфильмы или анимация - особый вид киноискусства, в основе которого лежит оживление на экране различных неодушевленных объектов.
(СЛАЙД №19 – 1, 2, 3, 4).
- Посмотрите на рисунок. О каком мультфильме идет речь?
1, 2 – Да. Правильно. Вам всем известен мультфильм “Бременские музыканты”.
3- Он является экранизацией литературного произведения, так как снят по сказке братьев Гримм.
4- Музыка: Г.Гладков Текс песен: Ю.Энтин.
- Ю.Энтин является автором многих песен. О поэте вы можете дополнительно узнать из материала на стенде.
Мы закончим изучение нового материала исполнением песни из мультфильма “Бременские музыканты”. Это “Песня друзей”.
Исполнение песни из мультфильма “Песня друзей” (Видео-караоке).
4. Заключительный этап.
-Молодцы!
(СЛАЙД №20 – 1, 2).
- Вы сегодня узнали много нового о музыке и кинофильмам. В заключении, я хочу задать вам ряд вопросов.
Давайте посмотрим, можете ли вы решать сложные задачи. Если вы ответите на мои вопросы, то в сути того, о чем шла речь на уроке, вы разобрались.
Обратите свое внимание на экран.
(СЛАЙД №21 – 1).
- Что, кроме музыки, объединяет понятия: увертюра, музыкальный фильм, мультфильм?
Дети отвечают, что это литературный сценарий.
- Чем отличается просто фильм от музыкального фильма?
- Зачем нужна музыка в фильмах?
(СЛАЙД №22 – 1, 2, 3).
- Посмотрите на экран и расставьте правильно стрелочки в памятках.
Оценка знаний и деятельности учащихся.
-Вы хорошо работали на уроке.
(СЛАЙД №23 – 1). Молодцы!
(СЛАЙД №24).
Домашнее задание:
- Вспомни и запиши названия музыкальных фильмов и мультфильмов.
- Размести в словаре и тетрадке информацию, которая находится в памятках.
- Исполнение песни на оценку.
Урок закончен. До свидания!
(СЛАЙД №25).