Цель урока:
- Образовательная: формирование у учащихся представления об уровне развития образования и сети образовательных учреждений на территории Древней Греции;
- Развивающая: развитие познавательного интереса, умение работать с картой и историческими источниками;
- Воспитательная: воспитание у учащихся общечеловеческих ценностей уважение к старшим и к родителям, стремление к получению образования и привитие любви к Родине.
Оборудование:
карта Древней Греции, таблицы с древнегреческим алфавитом, элементы одежды для ролевой игры (лавровый венок, накидка), картонные таблички, покрытые воском, палочки (имитирующие стиль), изображения статуй (“Дискобол” и “Копьеносец”).
Понятия:
Академия, гимнасий, педагог, стиль, красноречие.
Персоналии:
Перикл, Мирон, Поликлет, Аристотель, Антифонт.
Ход урока
1. Вводная часть.
Учитель:
– Сегодня наш урок мы начнём с игры “Да и нет”. Я загадала государство. Вы должны задавать вопросы, которые содержат в себе особенности исторического развития изученных государств. Если заданный вопрос касается задуманного государства, то говорю “Да”, если нет, то “Нет”. ( Примерные вопросы учеников к учителю:
– Это государство расположено на Пелопоннеском полуострове? ( Да )
– В этом государстве внешняя политика направлена на захват территорий ? (Да)
– В этом государстве могли принимать решение в управлении простые граждане? (Нет)
– В этом государстве была развита наука и искусство? (Нет)
– Вы загадали Спартанское государство? (Да)
Учитель:
-Главное занятие в Афинах – ремесло и земледелие, а в Спарте – война.
Афиняне были искусными мастерами в обработке металла, в гончарном деле и каменном строительстве, в мореплавании и кораблестроении. Городская жизнь требовала от большинства афинян хорошего понимания в торговых делах, ориентации во внешней политике. Государству нужны были грамотные люди. Поэтому первой ступенью обучения были школы.
Как было организовано обучение в школах, нам и предстоит изучить на уроке.
2. Изучение нового материала
-Чему учили в греческих школах?
Задание:
Прочитайте п.1 §38 стр.173.
-С какого возраста начиналось обучение детей в Древней Греции?
-Кого называли педагогами?
-Каковы были их обязанности? -
-Кого называют педагогом в наши дни?
– В ранний час городские и сельские мальчики спешили в школу. Заглянем в одну из них и мы.
Ролевая игра
Группа мальчиков садится на заранее поставленные скамейки. Выходит учитель (роль учителя выполняет хорошо подготовленный ученик в накидке с лавровым венком на голове). Вступительное слово учителя-ученика:
– Хайрете пайдее! Калой кай агатой! (Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!) Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь, я, грамматист Беотий, ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Приходите сюда, едва поднимется солнце, а уходите с наступлением сумерек. Не шалите, розги всегда лежат перед вами.
-Учитель:
найдите в тексте и приведите пример, за что наказывали учеников (класс работает с книгой и документом на стр. 173, §38) .
– Вы начинаете учиться и весь наш маленький гордый город – оплот Эллады с надеждой смотрин на будущих граждан, ожидая, что вы вырастите опорой Родины и приумножите ее славу и богатство.
А теперь начнем урок.
Учитель – ученик открывает таблицу с древнегреческим алфавитом, прочитывает каждую букву, читают хором:
Затем можно раздать буквы из печенья (это подлинный прием в греческих школах, когда дети угадывают и называют их).
– Дети, послушайте, как может быть прекрасна речь, составляемая из этих букв:
Мэйнен аэйдэ теа Пэлэнадо Ахиллеос уломенун вэ мюри Ахайос альгэ этикэн
Гнев, богиня, воспой, Ахиллеса, Пелеева сына
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий содеял.
Вопрос: из какого произведения взяты эти строки (Илиада).
Учитель:
Читаю несколько строк и говорю о богатстве языка этого произведения.
А теперь попытаемся записать несколько слов.
– Как звучит имя прекрасного бога-покровителя искусств? Аполлон (записывают на дощечках).
– А как по-гречески называется наука о прошлом? История (записывают на дощечках).
– А теперь попробуйте написать без моей помощи. Работайте прилежно, не забывая первое правило школьника: “чаще поворачивай стиль”.
Останавливаю сценку, говорю детям, чтобы нашли объяснение этому выражению в учебнике ( это значит, что надо чаще проверять и исправлять ошибки)
– Ваш первый урок подошел к концу, и я отпущу вас отдохнуть. Завтра – пятый день месяца, праздник основателя города, и вы придете не в школу, а на торжества. Так пусть все увидят, что вы стали образованней и взрослей.
– Положите на мой стол таблички со своими именами ( учащиеся рассаживаются на свои места).
Вопросы к классу:
Чему учили в школе?
О каком празднике говорил учитель?
Докажите, что действительно имелись различия между афинским и спартанским обучением и воспитанием.
3. Учитель:
Далее рассказываю об учебе в палестре и гимнасиях, рассказ сопровождаю беседой по рисунку на стр. 174, §38.
По ходу объяснения работаем над понятиями (запись на доске):
Красноречие (умение выступать с речью, отстаивать своё мнение)
Академия (школа - философии)
Гимнасий ( школа для взрослых афинян)
Палестра (школа физической подготовки для юношей)
Далее показываю статуи “Дискобол” и “Копьеносец”.
Метатель диска – ее создал Мирон, который сумел в ней передать ощущение движения. Кажется, что сейчас атлет распрямится и диск полетит. Копьеносец – статуя Поликлета, которая показывает, каким должен быть каждый юноша: физически здоровым, сильным, прекрасным, готовым к подвигу.
Греческий ученый Протагор утверждал, что сыновья богатых идут в школу раньше всех и позже перестают ее посещать.
Вопрос: почему мальчики из бедных семей учились недолго? (учащиеся высказывают свое мнение).
Работа с документом (совместно с учителем) на стр.175, §38.
Вопросы:
Сравните взгляды на природу человека разных греческих учёных. Чьи мысли кажутся вам более правильными?
Вопрос: какие качества ценились в человеке в античное время и не перестают цениться сейчас? (дети указывают на физическое совершенство, умение слушаться взрослых и родителей, быть готовыми к подвигам, быть умными, образованными и т.д.).
Если не назовут, то следует дополнить, что главной ценностью античной культуры является свободная человеческая личность. Эта идея дожила до наших дней и воплотилась в слове “Демократия” – народовластие.
4. Итог урока
Вопрос: Какие новые знания вы приобрели на уроке?
Можете ли вы утверждать, что получение образование остаётся значимым в настоящее время. Далее проводится игра в красноречие: два ученика одновременно хвалят или ругают друг друга, не оскорбляя, в течение 1 – 2 минут.