Цель: познакомить родителей в ходе собрания с понятием внимание, основными свойствами, играми и упражнениями, направленными на его развитие.
Участники: родители учащихся 2 класса, классный руководитель, педагог – психолог.
Подготовка.
Учитель и педагог-психолог изучают психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания и подбирают книги и журналы для выставки.
Проводится анкета для родителей.
А Н К Е Т А
Уважаемые родители просим вас ответить на вопросы анкеты.
Подчеркните один из предложенных вариантов
1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий?
- Да;
- трудно сказать (и да, и нет);
- нет.
2. Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, внимательным, усидчивым?
- Да;
- трудно сказать (и да, и нет);
- нет.
3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какая информация, связанная со вниманием ребенка вам необходима?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования учащихся.
Психолог готовит информацию о внимании, его свойствах и специальные упражнения, направленные на развитие внимания.
Учитель готовит памятку с рекомендациями.
Оформление, оборудование и инвентарь:
А) выставка книг для родителей
В) памятка для родителей с практическими рекомендациями и описанием игр;
Б) реквизиты для игр: мячи, кубики, повязки для глаз, различные мелкие предметы.
Ход проведения.
1. Классный руководитель открывает собрание, называет его тему, результаты анкетирования и причины побудившие провести такое собрание.
2. Родителям предлагается продолжить следующую фразу: “Внимательный ребёнок – это…”
3. Выступает педагог - психолог.
Успехи нашего ребёнка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным.
Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки-
Оказалось, это брюки…
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки…
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится ещё труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно, но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психологической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем
основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение.
Концентрация внимания – умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью.
Объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трёх до пяти. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объем внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.
Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребёнок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа.
Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания, судя по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно. Легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.
Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребёнок легко начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое- либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях.
Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Его можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребенку могут стать его папа и мама.
К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них я предлагаю вам познакомиться на нашем родительском собрании.
Игровое упражнение “Кто внимательный?”
Необходимо внимательно прослушать сказку “Лисенок и лягушонок” Г. Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком “л”.
В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберет глины и сидит, лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок приходил, все ломал, да еще и дразнился.
- Зеленее всех зеленых – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…
- Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.
Игра “Сколько чего?”
Детям предлагается осмотреть комнату в квартире и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на букву “к”, “т” или “с”. Далее можно попросить заострить внимание на круглые или полукруглые предметы - квадратные и прямоугольные. Далее деревянные потом – металлические, затем – предметы из стекла.
Игра “Повтори быстро”
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово “повторите”. Далее идет текст. Например:
- Ну, начали! Повторите – стол; повторите – окно; земля, машина; скажите – улица; быстро – кошка и т. д.
Игра “Построй в темноте”
На столе лежат 10 кубиков, спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. У кого получится столбик выше, тот и победитель.
Игра “Кто быстрее соберет”
Ведущий раскладывает 5 различных предметов на столе, подоконнике, стульях, полках. Водящий должен быстро собрать все эти предметы в том порядке, который укажет ведущий.
Игра “Не собьюсь”
По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, игрок подпрыгивает. Условия игры можно менять.
Игра “Полслова за вами”
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину слова, а тот, кто ловит должен назвать его вторую половину. Отвечать нужно быстро.
Игра “Выполни уговор строго”
Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться; когда он будет простирать к ним руки, они будут скрещивать руки на груди; когда он будет грозить им пальцем, они будут прыгать, когда он топнет ногой, они в ответ тоже топнут. Играть веселее по музыку.
В некоторые из этих игр можно проиграть вместе с родителями.
После завершения демонстрации игр классный руководитель знакомит родителей с книгами, собранными на выставке. К каждой публикации приводит краткую аннотацию.
Заключительная часть.
А) В качестве решения родительского собрания предлагаются рекомендации родителям:
- помогите вашим детям стать внимательными;
- приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;
- играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания;
- учите детей быть наблюдательными, умеющими замечать изменения, происходящие в окружающим мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.
Б) Каждому родителю предлагается закончить фразу: “” Сегодня на родительском собрании я понял (а), что внимание…”
В) Минута благодарности. Учитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании детей.