Цель: воспитание образованной, высоконравственной, духовно богатой личности – гражданина России.
Задачи.
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о природных источниках углеводородов и их значении в народном хозяйстве страны;
- дать понятие о различных способах переработки газа, нефти, угля.
Развивающие:
- способствовать развитию мыслительной деятельности, творческих способностей и познавательного интереса, навыков коммуникативного общения;
- создать условия для развития умений самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации.
Воспитательные:
- способствовать формированию чувства патриотизма, гордости за успехи отечественных ученых-химиков;
- продолжить формирование экологического мировоззрения, экономической грамотности.
Оборудование:
- локальная сеть с выходом в Интернет;
- ноутбуки учеников, компьютер учителя;
- мультимедиа проектор, демонстрационный экран;
- принтер и сканер.
Средства обучения:
- О.С. Габриелян. “Химия 10 класс базовый уровень” М, “Дрофа”, 2007 г.
- О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. “Химия 10 класс”. М, “Дрофа”, 2006 г.
- Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков. “Учебное пособие по химии” М, “ОНИКС 21 век” 2004.
- Г.Д. Клинский, Л.Д. Дмитриевский, В.Д. Скопинцев. “Химия. Пособие для абитуриентов” М, издательство МСХА, 2002.
- Медиатека по химии.
Алгоритм модульного урока
1 модуль. Актуализация темы. Мотивация учащихся. Организационные моменты. Изучение нового материала.
2 модуль. Изучение нового материала. Работа с информацией.
3 модуль. Представление презентаций. Подведение итогов. Рефлексия урока.
Этап 1. Организационный.
На данном уроке предусматривается быстрое включение учащихся в деловой ритм урока:
- приветствие;
- чтение стихов В.Высоцкого “Марш шахтеров”, “Тюменская нефть”, анализ которых позволяет выйти на тему урока;
- тема, сформулированная учащимися записывается в тетрадь;
- задачи урока формулируют сами учащиеся.
Этап 2. Актуализация зон ближайшего развития, усвоенных, опорных ЗУН.
Актуализация знаний, которые способствуют последующему восприятию учащимися нового материала.
1.Вводное слово учителя:
“Изучая предельные углеводороды, алкины, диены, циклопарафины, ароматические углеводороды, мы рассматривали их реакции, способы получения, области использования, генетические связи. Сегодня мы в вами познакомимся с природными источниками большинства этих соединений. Это – газ, нефть, уголь.
Итак, каждая группа получает задание: “Изучение природного источника углеводорода”. Каждое задание включает вопросы, на которые вы должны ответить в течение 45 мин и представить найденный материал из различных источников в виде презентации (требования к презентации проговариваются с учащимися).
1 группа.
Природный источник углеводорода – газ.
- Состав природного и попутного газов: из каких углеводородов, каков их процентный состав, чем отличаются месторождения.
- Историческое применение природного газа, уничтожение попутного газа.
- Почему природный газ считается самым экологически чистым топливом?
- Альтернативные источники топлива.
2 группа.
Природный источник углеводорода – газ.
- Присутствие в попутных газах неорганических веществ, что нам это может дать для промышленности?
- Использование попутного газа в качестве ценного химического сырья. Запишите уравнения химических реакций.
- Запасы попутного и природного газа на Земле.
3 группа.
Природный источник углеводорода – нефть.
- Состав и свойства нефти.
- Исторические сведения о происхождении нефти. Интересные факты на ваш взгляд из истории нефти.
- Месторождения нефти, запасы нефти.
4 группа.
Природный источник углеводорода – нефть.
- Сырая нефть обычно не используется, но есть примеры применения какие?
- Первичная переработка нефти. Ректификационная колонна. Схема промышленной установки непрерывной перегонки нефти. Фракции перегонки.
- Значение продуктов перегонки нефти в быту, промышленности.
5 группа.
Природный источник углеводорода – нефть.
- Вторичные методы переработки нефти. Историческая справка.
- Термический и каталитический крекинг. Уравнения реакций. Условия протекания реакций.
- Ароматизация углеводородов. Пиролиз. Каталитический риформинг.
6 группа.
Природный источник углеводорода – нефть.
- Значение продуктов вторичной переработки нефти для человека и промышленности.
- Предложите, какие продукты переработки нефти можно было бы получить, с помощью каких реакций. Великим достижением считается получение из нефтепродуктов черной икры.
- Почему был прав Д.И. Менделеев, когда предсказывал, что сжигать нефть нельзя, топить можно и ассигнациями.
7 группа.
Природный источник углеводорода – каменный уголь.
- Состав каменного угля. Важнейшие месторождения угля. Основной метод переработки угля.
- Использование кокса, каменноугольной смолы, коксового газа.
- Состав коксового газа.
8 группа.
Природный источник углеводорода – каменный уголь.
- Применение коксового газа.
- Применение каменноугольной смолы.
- Уравнения реакций химических производств.
Этап 3. Изучение нового.
Работа в группах, консультации учителя по выполнению задания.
Учащиеся в группах распределили поручения, вопросы поиска материала. Поиск материала в течение 15 минут I модуля (затем перерыв 10 минут) и 25 минут.
Работа с поисковой системой вырабатывает у ученика умение четко формулировать запрос по ключевым словам, бегло просматривать и анализировать найденную информацию, выделять главное, работать с гиперссылками. Это способствует приобретению учеником навыка оперативной обработки большого объема новой информации.
Этап 4. Закрепление знаний (контроль). Презентация работ.
Каждая группа в течение 5-7 минут представляет найденный материал в виде презентации.
Требования к презентации:
- научность материала;
- достоверность сведений;
- полный объем по теме;
- интересная подача материала, мало текста, правильно подобранная цветовая гамма.
Задание на развитие внимания: в некоторых презентациях допущены ошибки по изученному ранее материалу, найдите их.
Презентации учащихся объединяются в темы “Природный и попутный газ” (Приложение 1, Приложение 2), “Нефть” (Приложение 3) и “Каменный уголь” (Приложение 4) и в дальнейшем используются на уроках в классах базового уровня как электронные странички учебника.
Этап 5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Обобщающее и завершающее выступление учителя:
Итак, вернемся к мыслям Д.И. Менделеева.
Любимый афоризм ученого: “Нефть не топливо. Топить можно и ассигнациями” .
Д.И.Менделеев выдвинул предположение о подземной газификации угля.
- Прокомментируйте данные высказывания ученого.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились на данном уроке?
- Что понравилось на уроке?
- Хотели бы вы вновь изучать новый материал в данной форме урока?
Обобщающее и завершающее выступление учителя:
- дается анализ и оценка успешности достижения цели урока;
- намечается перспектива последующей работы.
Домашнее задание: параграф № 8, упр. 2, 3, 5, 6, 7.