На пороге взрослой жизни

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Если человек не знает к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. (Сенека)

В период радикальных перемен взаимодействие общества и человека достаточно конкретны и внутренне противоречивы. Человеку трудно идти в ногу с изменениями, адаптироваться к стремительным социальным процессам, разобраться в запутанном мире новых интересов, жить в разламывающихся временных и только зарождающихся социальных структурах.

Современная социальная ситуация характеризуется жизненной неопределенностью, непредсказуемостью. В переходный период к гражданскому обществу идет процесс переоценки ценностей, формирование новой идеологии, в основе которого лежит примат личности, размывание традиций коллективистских установок. Все это особенно болезненно отражается на судьбах молодых людей, делающих первые шаги на пути жизненного самоопределения. Сложности и трудности практического освоения новых отношений в современных условиях обусловлены психологическим фактором, существенно влияющим на вхождение людей в новые условия жизнедеятельности. Жизненная ориентация небезразлична и для государства: от его обоснованности зависит будущее страны

По данным статистики, сегодня в России более 2 млн. молодых людей, окончив школу, не могут поступить в ВУЗ, а затем устроиться на работу, тем самым пополняя ряды безработных. Причин молодежной безработицы несколько. Первая связана с изменением личностных приоритетов. Идеал молодежи — много зарабатывать и много тратить. Другими причинами могут быть остановка производства, низкая оплата труда в производстве. Но главная проблема — это низкая конкурентоспособность молодежи в силу её непрофессионализма. В целом проблема жизненного и социально-профессионального самоопределения сельской молодежи стоит остро. Функционирующие в сложных условиях сельхозпредприятия предлагают молодым людям только неквалифицированные работы, низкую оплату труда, что не отвечает интересам и потребностям молодых людей.

Переход экономики сельского хозяйства на рыночные отношения способствует формированию новой социально-экономической ситуации на селе, в которой молодежь, будущее села, оказалась невостребованной в профессиональном плане. Современная жизнь предъявляет новые требования к сельской молодежи. Сама жизнь требует, чтобы выпускник сельской школы был готов к самоопределению, проявлению самостоятельности, личностной активности при выборе жизненного и профессионального пути.

Сегодня в корне меняется задача профориентационной работы сельской школы, которая призвана содействовать в самопознании, самореализации личности, в поиске сферы применения индивидуальных способностей и возможностей личности. Гуманизация системы образования проявляется в раннем диагностировании личностных особенностей учащегося и своевременно помочь ему самоопределиться в будущей жизни.

С целью изучения жизненных планов выпускников сельских школ, их ценностных ориентации, профессиональных намерений среди выпускников 2006 и 2009 годов я провела социологическое исследование. В 2006 году анкету заполнили 65 выпускников 2 школ села Огородтах и Тумул, в этом году 24 выпускника нашей школы. В исследовании приняли участие 89 выпускников, из их числа 41% - лица мужского пола, 59% - женского.

Вот проблемы, которые волнуют выпускников сельских школ больше всего (в %-х): получение образования – 69,2; неуважение к закону – 57,7; трудоустройство – 30,8; соблазн легких денег, добытых сомнительными способами – 34,4; состояние физического и психического здоровья – 19,2; отсутствия уважения со стороны старших – 11,5; невозможность обрести материальную независимость – 7,6.

Как показывают ответы респондентов, выпускники школ не связывают свою судьбу с жизнью и работой в родном селе, что не может не вызывать тревогу. Молодые люди не удовлетворены условиями труда и жизни в сельской местности, у некоторых нет глубокой привязанности к селу. Так, 65,4% выпускников решительно настроены сразу после окончания школы переехать в город, а 39,6% не определились, будут ли они жить и работать на родной земле. Как и прошлые годы, родители энергично поощряют отъезд своих детей в город. Но как показал анализ материалов исследования, ориентации на миграцию не зависят от образования родителей, ни от рода их занятий, ни от их дохода. Скорее всего, это связано с переменами, происходящими в жизни села. К сожалению, у них остается мнение, что только высшее образование обеспечит обеспеченное будущее, по-прежнему недооценивают ценность среднего специального образования.

Одна из задач социологического исследования была связана с изучением жизненных планов выпускников средних школ. Важность социологического изучения жизненных планов и их реализации связана с тем, что:

этот процесс является неотъемлемым звеном механизма воспроизводства общественных структур за счет нового поколения;

его протекание, особенно в современный период общественных преобразований, сопряжено с социальными противоречиями, возникающими на разных уровнях социальной реальности (в семье, в населенном пункте, регионе, в обществе целом);

эта значительная по масштабу сфера согласования интересов индивида и общества.

Процесс жизненного самоопределения связан с ситуациями выбора, в которых особое место принадлежит ценностным ориентациям и конкретным мотивам, формирующимися на их основе. Поэтому старшеклассники общеобразовательных школ являются фокусной группой проблематики ценностей, связанных с продолжением образования.

Среди важных задач исследования было также изучение профессиональных планов, миграционных намерений, предпочтений в сфере труда.

В жизненных планах молодых людей, стоящих “на пороге школе”, центральное место занимают стремления к продолжению образования и приобретению профессии. В планах старшеклассников в той или иной мере отражаются все, что связано для молодого человека с определением своего места во “взрослой жизни”, т.е. с его самоопределением. Наряду с профессиональными четко выражены жизненные устремления, связанные с поиском спутника жизни, с созданием собственной семьи и обеспечением ее благополучия. Важное место занимают также вопросы о желаемом месте жительства, последующем социальном и профессиональном продвижении.

Огорчительно, но выпускников не привлекают сельскохозяйственные профессии. На работу в фермерском хозяйстве ориентированы только 3,7% опрошенных. Лишь 14,3% выпускников собирается работать в личном подсобном хозяйстве. Причинами того можно назвать неудобный режим работы в сельском хозяйстве, низкий уровень его механизации, отсутствие условий для повышения образования и квалификации, низкий уровень бытового и медицинского обслуживания, неорганизованный досуг. Таким образом, главным условием успешной реэмиграции в село является улучшение его социальной инфраструктуры.

Как видно из ответов респондентов, в числе главных мотивов выбора профессии основным является материальный фактор. В ответах выпускников 59% учащихся выбирают хорошо оплачиваемые специальности. Из 26 выпускников 2006 года 47,7% поступили на технические специальности. Обратим внимание на то, что большая половина молодых людей собирается поступать в вузы. Что это? Тяга к получению высшего образования, стремление попробовать свои силы или же просто попытка под благовидным предлогом переселиться в город? В то же время выпускники могут реально осознавать, что им трудно конкурировать с выпускниками городских школ, гимназий, лицеев.

Из вопроса “Готовитесь ли вы целенаправленно к поступлению в учебное заведение”, видно, что около половины выпускников занимаются самостоятельно, около половины занимается с учителями, но еще треть не готовятся специально к поступлению в учебное заведение после окончания школы.

Таким образом, образовательные потребности выпускников отражают общую тенденцию на повышение престижа образования в обществе. Радует то, что без продолжения образования молодые люди не видят перспектив для успешной реализации своих жизненных планов. Подавляющее большинство выпускников (92,9%) считает, что хорошее образование может дать им значительные шансы в жизни. Позитивно рассматривают свои шансы трудоустройства лишь 17,9% опрошенных выпускников. Реально рассчитывать на трудоустройство могут лишь 3,7% выпускников. Выпускники на селе не хотят перейти на положение безработных, работать в подсобном хозяйстве или иметь случайные заработки.

Одной из задач исследования было изучение степени вовлеченности родителей в решение проблем жизненного и профессионального самоопределения сельской молодежи. Вот какие вопросы обсуждают выпускники с родителями (в %-х): будущая профессия — 78,6; учеба. — 75,1; смысл жизни — 38,5.

В анкету также был включен вопрос “К какому типу поколений относитесь вы лично и современная молодежь?” и анализ данных свидетельствует, что четверть опрошенных относит себя к надежному поколению. Но среди выпускников 17,9% считают себя представителями потерянного поколения. На самом деле проблема взаимоотношений поколений состоит в том, какое место занимает молодежь в обществе, какие возможности ей представлены. В современных условиях молодежь пользуется гораздо большей автономией, чем когда-либо раньше. В силу стремительного темпа жизни различия между поколениями становятся более заметными, чем раньше. Но молодежь рано или поздно приходит к положительному опыту старших, но нередко этот путь длинен и труден из-за обостренного самолюбия. Многое, конечно, зависит от старших.

Таким образом, нравственные качества личности по-прежнему остаются на первом месте. Выпускники больше ценят умение общаться, трудолюбие, работоспособность. Чтобы развить эти качества, 38,5% опрошенных анализируют свой характер, умения, навыки и стараются улучшить результаты, из них 23,1% занимаются самостоятельно, 23,1% стараются общаться с людьми разных профессий.

Отрадно, что 78,6% выпускников хотят создать семью. Но на вопрос о том, какое место в их жизненных планах занимает замужество (женитьба) 78,6% ответили: "Спешить не буду". В то же время четверть опрошенных считает, что это зависит от обстоятельств. В качестве определяющего фактора в выборе спутника жизни выпускники называют: любовь (78,6%), материальное положение (25%), жизненные обстоятельства (10,7%).

В какой-то степени можно согласиться с точкой зрения, согласно которой молодым людям легче адаптироваться к новым социальным условиям, поскольку им не приходится ломать сформированную систему ценностей.

К сожалению, в обыденном сознании старшего поколения существует установка, что якобы молодежь вообще не хочет трудиться. Какая-то часть - да, не приучена с детства работать. Но, если раньше многие надеялись на помощь семьи и родственников, то сейчас — все больше на собственные силы.

Что надо предпринять для преодоления негативных сторон в поведении молодежи?

Воспитание должно быть направлено на формирование самостоятельной, социально активной, способной со знанием дела принимать решения, отвечать за них, постоянно само развиваться, участвовать в реальных делах

Возродить культурно-историческую память, которая влияет на массовое сознание.

3. Необходимо, чтоб человек становился высокоразвитой личностью. В связи с этим особую роль играет оздоровление социальной среды, борьба с коррупцией, утверждение социальной справедливости, создание благоприятных условий для социального созревания вступающих в жизнь поколений.

Молодость- это проектирование судьбы. Часто возникает вопрос: "Как относиться к современной молодежи?" Ответ однозначный: с уважением и доверием. При этом оказывать помощь в самоопределении, формировании духовных ценностей и интересов. Ибо им, молодым, жить и строить в XXI веке и исправлять ошибки старшего поколения.

В результате проделанной работы я делаю следующие выводы:

1.Главными из проблем, которые волнуют выпускников сельских школ более всего, являются: неуважение к закону, к старшим, получение образования. Все это связано с неразработанностью законов в связи с переходом на гражданское общество, повышением цен на образовательные услуги.

2.Хотели бы жить и работать после окончания учебного заведения: в городе- 71,4%, в селе- 14,2%, в дальнем зарубежье-7,1%. Не секрет, что уровень жизни на селе остается еще на низком уровне, поэтому молодежь стремится покинуть родное село.

3.Более трети выпускников определили свои жизненные планы, 28,4% не может четко определиться, 14,2% еще не определились, 21,9% сомневается.

4.По образованию родителей обнаруживается довольно четкая зависимость: определенность жизненных планов молодых людей тем выше, чем выше уровень образования родителей

5.В системе жизненных ценностей опрошенных выпускников первостепенное место занимают: создать счастливую семью(100%), иметь постоянную работу, гарантированное будущее(35,5%), иметь интересную и любимую работу(49,7%).

6.Тенденция на отток молодежи из села сохраняется и имеет значительные масштабы. Причинами того можно назвать низкий уровень бытового, медицинского обслуживания, зарплаты, неорганизованный досуг, отсутствие условий для получения образования, ограниченные возможности самореализации .

7.Образовательные планы выпускников школы отражают общую тенденцию на повышение престижа образования в обществе.

8.В качестве наиболее привлекательных профессий три первых места заняли банкир, юрист, продавец. Выпускников не интересуют сельскохозяйственные профессии.

9.Кого, как, какое количество готовить, по каким специальностям не могут быть решены до сих пор ни на местах, ни на государственном уровне. Одновременно с этим перестала быть актуальной образовательная подготовка человека, ориентированная на выполнение государственного заказа.

10.В числе основных факторов, оказавших влияние на выбор профессии- родители, знакомые и друзья. Учителям следует искать новые подходы и методы в профессиональном и жизненном ориентации выпускников

11.С миграцией село не просто теряет перспективу. Страна теряет село со всеми вытекающими из этого обстоятельствами.

12.Время требует от выпускников, чтобы они были готовы к быстрой адаптации в меняющемся мире.

Рекомендации:

  1. Приоритетной становится целенаправленная образовательная работа с малыми группами
  2. школьников.
  3. Повысить мотивацию к трудоустройству по профессии, самореализацию выпускников.
  4. Разработать средства социально-психологического содействия юношеству в преодолении трудностей профессионального старта.
  5. Специалисты по работе с молодежью должны провести обучающие семинары.
  6. Обучить учащихся старших классов осуществлению самопознания своих индивидуальных особенностей.
  7. Способствовать созданию среды для благоприятного коммуникативного взаимодействия учащихся в различных учреждениях.
  8. В школе создать мотивы личностного роста.
  9. С целью привлечения молодых специалистов в село, местная администрация должна разработать государственный заказ на подготовку специалистов на 10-20 лет вперед.
  10. Для того, чтобы через несколько лет не пустовали наши села, государству необходимо обратить внимание на развитие села в экономическом, социальном плане, на приравнивание условий жизни в городе и в селе.

Жизнь человека- череда многочисленных выборов, от которых зависит будущее. Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займет профессия в жизни человека, что он может получить от своей будущей работы. Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельное решение и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовать себя в профессиональной карьере.

Список литературы:

  1. Абрамов М.А. О свободе. Антология западноевропейской классической литературной мысли. М., 1995г.
  2. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Диалоги о выборе профессии. – С-П., 2001г.
  3. Вебер М.А. Образ общества. М., 1994г.
  4. Газета “ Якутия” , 15 декабря 2008г.
  5. Газета “Школьный психолог”, - 2002г
  6. Данилов Д.А., Товарищева Ф.Д. Профессиональная направленность старшеклассников: теоретико-методологические аспекты. – Якутск, 2002г.
  7. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., ТЦ “Сфера”, 2000г.
  8. Климова С.Г. Изменение ценностных оснований идентификации. Социологические исследования. 1995, №1
  9. Психологическое сопровождение выбора пофессии. Научно- методическое пособие. Авт коллектив: Л.М. Митина, Л.В. Брендакова- М.: Московский психологл- социальный институт, Флинта, 1998.
  10. Пряжникова Н.С. Игровые профоринетационные упражнения.Методическое пособие.- М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж:. НПО “МОДЭК”, 1997.
  11. Реан А.А. Психология подростка, - М., “Олма - Пресса”, 2003г.
  12. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М., Генезис, 2005г.
  13. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии – М., 2002г.
  14. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учебно- метод. пособие.-М.: Глобус, 2006.
  15. Энциклопедия для детей, Выбор профессии/ Глав.редЕ.Ананьева,.ред.В.Белоусова.: Аванта+, 2003