Цели:
- показать взаимосвязь уроков истории и русского языка как средство нравственного, эстетического, патриотического воспитания;
- развитие и стимулирование интереса учащихся к изучению данных предметов.
Задачи учебные:
- интеграция знаний и формирование целостностных представлений о прошлом, используя знания, полученные на уроках русского языка и истории;
- закрепление и повторение знаний о спряжении глагола и правописании окончаний глагола I и II спряжения.
- закрепление и повторение исторических понятий, умение пользоваться ими в речи;
- формирование и обогащение знаний учащихся о быте богатого горожанина VII века и о предметах быта, изготавливаемых русскими мастерами из дерева;
- закрепление знаний о памятниках деревянного зодчества на острове Кижи.
- развитие и стимулирование интереса учащихся к изучению данных предметов.
Задачи коррекционные:
- развитие мышления, познавательной активности учащихся;
- расширение и активизация словарного запаса;
- развитие связной устной и письменной речи;
- развитие эмоциональной сферы.
Воспитательные задачи:
- прививать любовь к Родине, ее истории, языку;
- духовно-нравственное развитие учащихся;
- воспитание чувства уважения к труду русских мастеров.
Ход урока
Орг. момент.
Ребята, сегодня наш урок будет необычным, у нас гости.
Повернитесь, поприветствуйте гостей.
Наш урок будет необычным и потому, что вести его будут два учителя.
Сядет тот, на кого я посмотрю.
Сообщение темы.
Учитель истории:
Я показываю предметы, назовите лишний. (Ложка деревянная, сахарница деревянная, шкатулка деревянная, сахарница стеклянная).
А что объединяет оставшиеся предметы? (Изготовлены из дерева).
Сделаны эти предметы руками народных умельцев. Наша страна богата талантливыми людьми. Удивительные люди – эти народные мастера. Из дерева с помощью простых инструментов они создавали настоящие чудеса. И сегодня мы с вами вспомним и поговорим о них.
Тема нашего урока – “Рукотворное чудо” (прикрепляется на доску).
Учитель русского языка:
На карточке:
- Какое это слово? (Сложное).
- Докажите (два корня: рук-, -твор, соединительная гласная о).
- От корня -твор образуйте глагол труда (творить).
- Что это значит? (Делать, создавать).
- А что такое глагол? (ответ с использованием опорной схемы).
Посмотрите на таблицу:
Я ТЫ ОН |
ТВОРЮ ТВОРИШЬ ТВОРИТ |
МЫ ВЫ ОНИ |
ТВОРИМ ТВОРИТЕ ТВОРЯТ |
- Что произошло с глаголом “творить”? (Изменился по лицам и числам).
- Как называется изменение глаголов по лицам и числам? (Спряжение).
- Сегодня мы вспомним спряжение глагола. (Прикрепляется на доску к теме “Рукотворное чудо” “Спряжение глагола”).
- Итак, с помощью знаний по истории и русскому языку мы вспомним о тех чудесах, которые творили своими руками русские мастера.
Повторение пройденного материала.
Учитель истории:
Вспомните, что строили из дерева? (Дома, церкви, бани, мельницы).
А теперь закройте глаза и давайте мысленно перенесемся в прошлое. Откройте глаза.
(Над доской кровля дома нарисованная). В густоте и пышности узора кровли дома спрятан год, найдите его и скажите, в каком году мы оказались. (1686 г.)
Возьмите хронотрон и покажите, какой это век. (17 век).
Вспомните, чем отличался дом богатого горожанина этого века от избы крестьянина. (3-хэтажный, украшен резьбой).
В какой комнате вас будет встречать хозяйка дома? (в горнице). Почему? (Самая большая и светлая).
На доску.
Почему при входе в горницу нужно наклонять голову? (Чтобы не ударить о притолоку).
Что такое притолока? –
На доску.
Мы - хозяйки дома и приготовили для вас угощения и задания-развлечения. Попробуем их выполнить.
На доске – схема избы богатого горожанина, куда прикрепляются слова.
1. Здесь зашифровано название посуды.
А что вы о нем знаете?
2. Расставьте буквы по порядку.
Какое получилось слово? (Подстав).
Для чего он служил?
3. С помощью этой цепочки слов, вспомните, чем покрывали деревянные изделия.
Для чего мастера использовали олифу?
4. Найдите спрятанное слово:
Что изображали на иконе? (Святых, сцены из библии).
Где находилась икона?
Как еще по-другому называли ее?
5. Вставьте гласные и получите слово:
Что хранили в сундуке?
Чем сундук богатого человека отличался от сундука бедного?
6. Определите на ощупь с закрытыми глазами предмет. (Туесок).
Что хранили в туеске?
Из чего делали туесок?
Итак, какие предметы в доме богатого горожанина сделаны русскими умельцами? Что их объединяет? (Сделаны из дерева, своими руками).
Учитель русского языка:
А сейчас, используя знания о назначении этих предметов и слова-действия, составим описание горницы.
На доске – текст:
Задания:
1, 2, 3 – составьте предложения из данных слов.
4 – вставьте подходящее по смыслу слово (Подстав).
5 – вставьте пропущенные знаки препинания, после разбора предложения.
Прочитайте весь текст.
Что мы описали в нем? (Горницу).
Назовите в этом тексте только глаголы. (Располагается, занимает, находится, возвышается, держит).
Что пропущено в них? (Гласные в окончаниях).
Что мы должны делать, чтобы правильно написать окончания глаголов? (Спряжение).
Сколько спряжений у глагола? (Два).
Какие глаголы относятся ко II спряжению? К I спряжению? (На доску – таблица глаголов-исключений).
Давайте вставим гласные в окончания глаголов. Работаем на доске и в карточках с опорой на алгоритм. Алгоритм определения окончания глагола на доску.
Найдите глагол, который соответствует этой схеме:
(Держит).
Какой это глагол? (Глагол-исключение).
Итак, с помощью глаголов мы сумели почувствовать быт богатого горожанина, описать одну из частей его дома.
Физминутка.
Учитель истории:
Русский народ умел не только хорошо работать, но и отдыхать. Давайте и мы отдохнем. Возьмите ложки и повторяйте за мной движения.
Учитель русского языка:
На карточках написаны глаголы (карточки прикреплены на стенах класса). Выберите глазами только те, которые выражают чувства человека.
Какие вы выбрали глаголы? (Восхищаться, удивляться, уважать).
Эти карточки с глаголами закрывают картину. (На доске иллюстрация церквей на острове Кижи).
Выполнив задание, мы узнаем, что на ней изображено.
Продолжение работы по теме.
Учитель русского языка:
Посмотрите внимательно на эти глаголы. Какого они спряжения? Почему?
Возьмите таблицу-помощницу “Личные местоимения” (У каждого ученика на столе такая таблица).
ед.ч. | мн.ч. | |
1 лицо 2 лицо 3 лицо |
Я ТЫ ОН, ОНА, ОНО |
МЫ ВЫ ОНИ |
Опираясь на таблицу, выполните задания, измените глаголы по лицам и числам.
Поставьте глагол “восхищаться” во 2 лицо ед.ч. (Восхищаешься).
Запишите в карточке, выделите окончание.
Глагол “удивляться” в 3 л. мн.ч. (Удивляются).
Глагол “уважать” во 2 л. мн. ч. (Уважаете). Запишите в карточке, выделите окончание.
Проверка.
Почему в окончаниях этих глаголов написаны гласные Е, Ю?
Какую гласную напишите в окончании глагола II спряжения (И, Я).
Составьте с этими глаголами и местоимением МЫ словосочетания.
Опора:
Вывешивается готовая таблица к картине уже открытой.
Эти глаголы вам помогут в последующей работе.
Учитель истории:
Что изображено на картине? (Церковь).
Прослушайте стихотворение (под музыку – звон колоколов церковный):
Взметнув старинные кресты
Над куполами, словно руки,
Она взирает с высоты,
На красоту роняя звуки.
О чем это стихотворение?
Вспомните, где находятся церкви, изображенные на картине?
Как называется 22-главая церковь? (Преображенская).
(В помощь полустертое слово).
Что мы испытываем, когда говорим об этом рукотворном чуде?
Почему мы восхищаемся?
Чему мы удивляемся? (Построена без единого гвоздя)
Кого мы уважаем?
Труд мастера по дереву
С рубки начинается,
Срубленное дерево
В чудо превращается.
О каких еще чудесах, созданных руками русских мастеров мы поговорили?
Итог урока.
Учитель истории:
Сегодня мы попытались приоткрыть страничку истории нашей Родины о русских мастерах, создававших свои изделия из дерева. С помощью слов-действий, сопровождающих человека всю жизнь, постарались почувствовать быт людей того времени, еще раз вспомнить те предметы, которые окружали их. Мир вокруг нас наполнен чудесами. Надо уметь их не только замечать, ценить, сохранять, но и пытаться творить самим. Русский народ славился своими умельцами издавна. Но и мы стараемся продолжить их дело. Вот небольшая выставка работ, выполненная ребятами нашей школы, подготовленная для наших гостей. (Выставка изделий из бересты. Дети посещали кружок и своими руками изготовили берестяные изделия).
А вас, ребята, мы хотим пригласить на выставку изделий из дерева народных мастеров в наш городской музей. Название выставки расшифруйте в своих пригласительных билетах.