Цели урока:
- углубление и обобщение знаний учащихся по истории Олимпийских игр;
- развивать умения по практическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; развитие памяти, внимания, мышления;
- воспитание положительного отношения к знаниям, дисциплинированности, уважительного отношения друг к другу.
Оформление доски:
25.01. Олимпийские игры в древности.
План работы:
- Основание и причины проведения Олимпийских игр.
- Ход Олимпийских игр.
- Встреча победителей в родном городе.
- Знаменитые атлеты.
Новые понятия и даты:
- • олимпионик, 776 г. до н.э., ипподром, стадион, атлет, Милон, Фиаген, Полидам
Оборудование:
• учебник, атласы, рабочие тетради по истории
древнего мира, тестовые работы,
“Дидактические материалы по истории Древнего
мира. 5 класс”, Г.А.Цветкова.
Ход урока
Оформление тетради.
25.01.
Олимпийские игры в древности.
- Олимпийские игры посвящались Зевсу. Основатель
игр – Геракл.
Год основания – 776 г. до н.э., 1 раз в 4 года.
Причины: поклонение богам и показать свои спортивные достижения. - Виды состязаний: бег, прыжки, метание копья и диска, борьба.
- Победители Олимпийских игр – олимпионики.
- Знаменитые атлеты: Милон, Фиаген, Полидам.
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку
II
. Текущий контроль знаний и умений.Проведение тестовой работы по ранее изученным темам.
1. В какой степени родства были Посейдон-Зевс-Аид:
A) единокровные братья;
Б) кумовья;
В )двоюродные братья.
2. “Посланником Зевса” называли эту птицу:
а) сокол; б) орёл; в) павлин.
3. Назовите гору, на вершине которой, как считали древние греки, жили боги.
4. Действиями богов греки объясняли дождь, засуху, морские бури, смену времён года, неурожаи, болезни.
А) да; Б) нет.
5. Выпишите имена греческих богов.
Зевс, Апоп, Гермес, Афина, Иштар, Исида, Гера, Шамаш, Анубис, Афродита.
6. Назовите имя бога, соответствующего описанию.
Юноша в крылатых сандалиях и с золотым волшебным жезлом в руках:
А) Гефест;
Б) Гермес;
В) Дионис.
7. Приведите в соответствие:
А) Посейдон; | 1) владычествует на море; |
Б) Аид; | 2) владычествует на небе; |
В) Зевс; | 3) владычествует в царстве мёртвых. |
8.Назовите принцип, объединяющий эти слова.
Деметра, Аид, осенний листопад, весеннее пробуждение природы:
A) это боги и явления природы, известные грекам;
Б) Деметра и Аид были богами, по воле которых
происходила смена времён года;
B) мифом о Деметре, её дочери и Аиде объясняли
греки смену времён года.
9. Вставьте вместо пропусков. В мифах отразилась жизнь древних греков. Они помогают учёным узнавать об их занятиях. Например, мифы о Прометее доказывают, что греки занимались земледелием, скотоводством, ___________ , ___________ ….
III. Объявление темы и плана урока.
– Спорт и игры в честь богов считались истинно греческим занятием. Это была одна из самых главных особенностей греческой культуры. Сегодня на уроке мы узнаем, где и как проходили олимпийские игры в древности. Работать будем по следующему плану( обратить внимание на запись на доске):
- Основание и причины проведения Олимпийских игр.
- Ход Олимпийских игр.
- Встреча победителей.
- Знаменитые атлеты.
IV. Работа по теме урока.
– Греки устраивали немало спортивных игр. Все они проводились в честь богов и богинь и начинались с жертвоприношений им. Например, на острове Делосе проводились игры в честь бога Аполлона, но самыми известными и популярными были Олимпийские игры.
Работа с картой: атлас по истории древнего мира стр.12
– Своё название они получили по месту их проведения – священной области Олимпия на западе полуострова Пелопоннес (это на юге Греции, т.е. совсем не там, где находилась гора Олимп).
1. Основание и причины проведения Олимпийских игр.
– В Олимпии находился самый почитаемый храм
главного греческого бога
Зевса. Олимпийские игры посвящались Зевсу.
Запись в тетрадь: олимпийские игры, посвящались
Зевсу. Работа с иллюстрацией. Стр.152.
Запись в тетрадь: Геракл – основатель Олимпийских игр.
– Каковы же были причины проведения Олимпийских игр?
Первые олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. Но тогда, по мнению греков они возобновились, а самые первые игры организовал в глубокой древности герой Геракл. Проводились один раз в четыре года. Запись в тетрадь: год основания – 776 г. до н.э., 1 раз в 4 года. Раз в четыре года объявлялось священное перемирие. Все войны прекращались и в город Олимпию по всем дорогам стекались толпы народа – участвовать в состязаниях или посмотреть на них. Глашатаи объявляли: “Все – в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны. Да победят сильнейшие!”. Греки обычно чувствовали себя только гражданами своих полисов, вечно ссорившихся друг с другом. И лишь здесь, в Олимпии, они осознавали себя сыновьями своего народа.
Причины проведения Олимпийских игр:
А) показать силу и ловкость жителей Греции, т.к.
считалось, что Зевсу приятно смотреть на людскую
силу и ловкость;
Б) поклонение богам.
Обобщение по первому пункту плана.
2. Ход Олимпийских игр.
– Праздник в Олимпии занимал 5 дней, а сами спортивные соревнования – 3 дня. В первый день обычно атлеты приносили жертвы богам и давали клятву бороться честно. Судьи клялись судить справедливо. В последующие три дня проводились соревнования, и в последний день происходило награждение победителей. В состязаниях могли принимать участие все свободные греки. Однако женщинам запрещалось присутствовать на играх, даже в качестве зрительниц, т.к. это был чисто мужской праздник.
- Давайте узнаем, как могли поступить с женщиной, которая явилась на Олимпийские игры. Для этого прочтём отрывок из части №2 по учебнику стр.150.
- За год до начала Олимпийских игр атлеты должны были приступить к тренировкам. Раскрыть понятие: атлеты, стр. 150.
За месяц до открытия Олимпийских игр спортсмены должны были прибыть в Олимпию и продолжить тренировки. Работа с наглядной картиной (на доске). Участниками соревнований обычно становились богатые люди, т.к. бедные не могли себе позволить длительные тренировки.
- Большинство состязаний проходило на стадионе. Если верить древним писателям, дистанция бега равнялась одному стадию – 191 м, отсюда наше слово “стадион”. Рассмотрим стадион на стр.150 учебника.
- Программа состязаний состояла из нескольких видов спорта. Работа по стр. 151. – Назовите виды состязаний. Что о них известно? Запись в тетрадь (по ходу объяснения). Виды состязаний:
бег, прыжки, метание диска, метание копья, борьба. Все вместе они назывались пятиборьем. Рекордные результаты не отмечались. Смотрели только, “кто раньше”, или “кто дальше”. Поэтому сравнивать результаты греческих атлетов с нынешними очень сложно.
- Бег. Все спортсмены выступали обнажёнными. Бегуны достигали невероятной скорости. Один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь. Агей из города Аргос после победы сбегал из Олимпии домой, сообщил о своей победе и вернулся назад, чтобы принять участие в следующих соревнованиях. Всего он пробежал 100 км.
- Прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка пользовались гантелями из камня или металла.
- Метание диска.
- Метание копья.
- Борьба. Для победы надо было заставить упасть противника три раза.
Удары кулаком запрещались, но разрешали толкать, применять подножку, прибегать к хитростям.
– Также проводились и другие состязания:
кулачный бой, бег с оружием.
Захватывающим зрелищем были гонки на ипподроме.
Ипподром в переводе означает “лошадиный бег”.
Победителем считался владелец лошадей, а не
наездник. Рассмотреть иллюстрацию на стр. 153.
Обобщение по второму пункту плана.
3. Встреча победителей.
– Победителей на Олимпийских играх называли олимпиониками.
Запись в тетрадь: победители – олимпионики. В последний день соревнований происходило награждение победителей. Перед храмом Зевса им вручали венки из веток оливы. Самое главное для спортсмена было в его родном городе. Олимпионик возвращался в город на колеснице и в пурпурной одежде. Весь город выходил его встречать. В его честь устраивали пиршество, на главной площади поставят мраморную статую. Победителя до конца жизни будут кормить за общественный счёт, освободят от налогов. В его честь будут слагать стихи.
– Послушайте отрывок из истории Древней Греции.
Текст “Победа”, стр. 150 из дидактических материалов Г.А.Цветковой. -Греки видели в олимпионике человека, который победил потому, что он понравился Зевсу и Зевс помогал ему. В победителях чтили не только искусных спортсменов, но и любимцев богов. Обобщение по третьему пункту плана.
4. Знаменитые атлеты.
Рассказ учащихся о борце Милоне, о подвигах Полидама, бегуне и бойце Феагене.