Пояснительная записка
Gрограмма призвана помочь старшеклассникам, имеющим склонность к декоративно-прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из популярных его направлений – художественной росписи ткани.
Искусство росписи тканей появилось в древности на Востоке, в Индонезии. Оттуда оно и распространилось по всему Востоку. В Малайо художественную окраску называют планги, в Индии – Бандака, в Японии – Тибари. А в западных странах она известна под индонезийским названием батик. Не будь искусства росписи, не было бы ткани: ни японских кимоно, ни индийских сари, ни русских сарафанов.
Занятие этим видом творчества будут способствовать осознанному выбору учащимися профессии и более успешной адаптации на современном рынке труда.
Учащихся необходимо ознакомить с принципами художественной композиции, основами цветоведения, способами росписи, применяемыми красителями.
Более глубокому усвоению содержания курса, развитию творческой активности будут способствовать конкурсы и выставки творческих работ учащихся.
Курс рассчитан на 16 часов (5 – теоретические занятия, 11 – практика).
Тематический план
№ п/п |
Название темы | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Виды художественной росписи ткани. | 1 | - |
2 | Элементы цветоведения. Значение колорита в батике. | 1 | 1 |
3 | Ткани, красители, резервирующие составы. | 1 | - |
4 | Роль композиции в росписи тканей. | 1 | 2 |
5 | Роспись ткани в технике “Узелковый батик”. | - | 2 |
6 | Техника холодного батика | 1 | 6 |
ИТОГО: | 5 | 11 | |
ВСЕГО: | 16 |
Содержание курса:
Тема 1. Виды художественной росписи ткани
Основные разновидности художественной росписи ткани. Ручные способы художественной росписи ткани. Оборудование, инструменты и материалы для художественной росписи. Технологические особенности выполнения ручной росписи ткани в разных техниках. Организации рабочего места, культуры труда. Безопасные приемы труда при использовании красителей.
Тема 2. Элементы цветоведения. Значение колорита в батике
Хроматические и ахроматические характеристики цвета. Цветовой круг по Гете. Психологическое воздействие цвета на человека. Контраст цветов. Символика цвета. Гармония в цвете.
Практические работы:
- Подбор гармоничных сочетаний родственных цветов, однотонных, родственно-контрастных.
- Подбор гармоничных сочетаний контрастных и дополнительных цветов.
Тема 3. Ткани, красители, резервирующие составы
Ткани из натуральных, искусственных и химических волокон, их свойства. Обработка тканей, возможность их использования для художественной росписи, взаимодействие с красителями. Способы закрепления красителей на ткани. Резервирующие составы. Способы нанесения и удаления резервирующего состава.
Тема 4. роль композиции в росписи ткани
Первооснова всех закономерностей орнаментального искусства: относительный покой (статистика) и движение (динамика). Виды орнаментов: растительный, геометрический и др. пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей, линейная характеристика орнаментальных форм. Тональные отношения.
Практические работы:
- Создание композиции платка с симметрией относительно вертикальной оси и диагональной оси.
- Создание и разработка эскизов статичной и динамичной композиций.
Тема 5. Роспись ткани в технике “Узелковый батик”
Технология выполнения узелковой росписи, ее особенности. Способ закрепления красок. Правила безопасного труда.
Практическая работа:
Подготовка ткани к росписи, перевязывание ее в определенных участках. Крашение подготовленной ткани, сушка, развязывание узлов. Отутюживание образца.
Тема 6. Техника холодного батика
- Разработка эскиза и выполнение росписи настенного панно.
Практические работы:
- Разработка вариантов и выполнение геометрических композиций для росписи шарфа.
Основные технологические приемы в технике холодного батика. Инструменты и материалы для выполнения росписи ткани в технике холодного батика. Способы нанесения и удаления резервирующего состава. Предупреждение и исправление ошибок в технике нанесения контуров рисунка. Красители, применяемые в технике холодного батика.
Требования к ЗУН
Уровень А | Иметь представление об истории
развития художественной росписи тканей; о видах
орнамента. Знать: Правила использования инструментов, приспособлений, красителей при росписи тканей в технике узелкового и холодного батика. Уметь: Пользоваться инструментами и приспособлениями для художественной росписи ткани. |
Уровень В | Иметь представление об истории
развития художественной росписи тканей; о видах
орнамента, его значении в художественном
оформлении одежды, о свойствах тканей и
красителей. Знать: Правила использования инструментов, приспособлений, красителей при росписи тканей в технике узелкового и холодного батика; основные приемы выполнения росписи узелкового и холодного батика. Уметь: Пользоваться инструментами и приспособлениями для художественной росписи тканей; выполнять художественную роспись ткани в технике узелкового и холодного батика. Разбирать, составлять декоративные композиции. |
Уровень С | Иметь представление о видах росписи
ткани, технике их выполнения; о свойствах тканей,
резервирующих составов и красителей; о роли
батика в интерьере. Знать: Необходимые инструменты, материалы и безопасные приемы труда при выполнении росписи ткани, виды и свойства тканей, используемых для росписи; технологии выполнения холодного и узелкового батика. Уметь: Пользоваться инструментами, приспособлениями, материалами, применяемыми в технике батика; изготавливать изделия в технике холодного батика; использовать дополнительные эффекты и приемы в росписи ткани; закреплять нанесенный рисунок; оформлять изделие. |
Список использованной литературы
- Амонт Г. Руководство по росписи ткани. С-П, 1992.
- Синеглазова М.О. Распишем ткань сами. М., 1998.
- Дворкина И. Батик. Изд. “Радуга”. М., 2000.
- “Валентина”. Роспись по шелку. № 1., 1995.