Пояснительная записка
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, сообщаются знания из истории науки и техники,
Актуальность курса – формирование практических и интеллектуальных компетентностей, формирование таких качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность; развитие эстетических чувств, формирование творческих компетентностей.
Основной задачей курса является углубление и развитие познавательного интереса учащихся к физике. В современном мире на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы, целями которой являются:
– развитие интереса к физике, к решению
физических задач;
– совершенствование полученных в основном курсе
знаний и умений;
– формирование представлений о постановке,
классификации, приёмах и методах решения
школьных физических задач;
Итогом работы по данной программе может служить реализация поставленных целей и задач, т. е. учащиеся совершенствуют знания, полученные из курса физики, приобретают навыки по классификации задач, правильной постановке, а так же приёмам и методам их решения. В качестве подведения итогов успешности обучения можно предложить соревнование по решению задач между учащимися, как по отдельным темам, так и по итогам года или провести зачёт по умению решать задачи. Для наиболее успешных детей можно объявить конкурс по составлению и решению конструкторских задач.
Программа рассчитана для учащихся 8 класса на один год обучения: 34часа.
Содержание
Программа согласована с содержанием основного курса физики. Она ориентирует учителя не только на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, а на формирование углубленных знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел носит в значительной степени теоретический характер, здесь школьники знакомятся с минимальными сведениями о понятии "задача",осознают значение задач в жизни, науке, знакомятся с различными сторонами работы с задачами.
Не смотря на то, что программа рассчитана на учащихся 8-uj класса, в начале рассматриваются задачи из разделов курса физики 7-uj класса по теме “Взаимодействие тел”, так как она включает в себя понятия, используемые на протяжении всего курса физики. Затем повторяется тема “Давление”, рассматриваются как давление твёрдого тела, так и гидростатическое давление. Тем более, что в дальнейшем на уроках эта тема не изучается, а знания в этой области применяются при решении качественных задач по теме “Тепловые явления” в 8-[ и “Термодинамика” в 10-[ классах. Последующие разделы включают задачи по разделам курса физики 8 класса, т.е. тепловым, электрическим и световым явлениям.
Учебно-тематический план
1. Классификация задач (1 ч)
Что такое физическая задача. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация задач по содержанию, способу задания, способу решения. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех типов.
2. Правила и приёмы решения физических задач (1 ч)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи, работа с текстом. Анализ физического явления, формулировка идеи решения. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Типичные недочеты при решении и оформлении физических задач. Изучение примеров решения.
3/ Взаимодействие тел (4 ч)
Понятие плотности, расчет массы тела через плотность и объём. Сила тяжести, определение силы трения, расчет силы упругости. Движение тел, определение скорости.
Практические задачи:
- определение скорости движения шара по желобу.
- определение максимальной скорости движения пальцев рук.
- определение массы линейки.
- изучение закона движения падающего воздушного шара.
- определение своей максимальной мощности.
Давление (3 ч)
Давление твёрдых тел. Давление в газах и жидкостях, действие газа и жидкости на погруженное в них тело. Сила Архимеда, подъёмная сила крыла самолёта.
Практические задачи:
- Исследование зависимости подъёмной силы крыла самолёта от скорости воздуха.
- Изучение законов реактивного движения.
- Наблюдение зависимости высоты поднятия жидкости от толщины воздушного клина.
4. Молекулы (4 ч)
Основные положения МКТ. Определение размеров, числа молекул в единице объёма тела. Капиллярные явления.
Демонстрации:
- фотографии молекулярных кристаллов.
- Диффузия жидкостей в сообщающихся сосудах.
- Растекание масла по поверхности воды.
- Явления смачивания и капиллярности.
- Смачивание и капиллярность в природе.
Практические задачи:
- Определение размеров частиц эмульсии методом рядов.
- Вычисление среднего диаметра капилляров в теле.
5. Тепловое расширение тел. Теплопередача. (5 ч)
Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел. Термометры. Особенности теплового расширения воды, их значение в природе. Теплопередача и теплоизоляция.
Демонстрации:
- Расширение тел при нагревании.
- Изгибание биметаллической пластины при нагревании. Простейший терморегулятор.
- Термометры разных видов.
- Теплопроводность разных тел.
Практические задачи:
- Исследование теплопроводности тел.
- Вычисление изменения внутренней энергии тела при совершении работы.
6. Физика атмосферы. (2 ч)
Состав атмосферы. Влажность воздуха. Образование тумана и облаков. Возможность выпадения кислотных дождей. Образование ветра. Парниковый эффект и его пагубное влияние.
Демонстрации:
- Строение атмосферы.
- Образование тумана при охлаждении влажного воздуха.
- Конденсация паров воды при охлаждении. Выпадение росы.
Практические задачи:
- определение точки росы.
- наблюдение перехода ненасыщенных паров в насыщенные.
7. Электрический ток. (4 ч)
Электрический ток в растворах электролитов. Электролиз, использование его в технике. Электрические явления в атмосфере. Электризация пылинок и загрязнение воздуха. ГЭС.
Демонстрации:
- Электролиз раствора медного купороса.
- Дуговой разряд.
- Модель молниеотвода.
Практические задачи:
- Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений.
- Расчёт сопротивления человеческого тела.
- Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры.
8. Электромагнитные явления. (3 ч)
Устройство электроизмерительных приборов. Применение электромагнитного реле. Электромагнитная индукция. Получение переменного тока. Влияние электромагнитных полей на животных, растения и человека. Изменение в электромагнитном поле Земли. Магнитные бури.
Демонстрации:
- Устройство и принцип работы амперметра и вольтметра.
- Переменный ток на экране осциллографа.
- Явление электромагнитной индукции.
Практические задачи:
- Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику.
- Определение скорости вылета снаряда из магнитной пушки.
- Определение КПД электродвигателя.
7. Световые явления. (5 ч)
Скорость света в различных средах. Элементы фотометрии. Законы распространения света. Формула тонкой линзы. Инерция зрения, её использование в стробоскопе и кино.
Практические задачи:
- Изготовление перископа.
- Глаз как оптический прибор.
- Измерение времени реакции человека на световой сигнал.
- Измерение линейных размеров тел с помощью микрометра и микроскопа.
- Определение фокусного расстояния и оптической силы рассеивающей линзы.
8. Итоговое занятие. (1 ч)
Методическое обеспечение
При работе по данной программе учитель использует разнообразные приемы и методы: рассказ и беседа учителя, демонстрационный эксперимент, позволяющий шире осветить теоретический материал по тому или иному разделу физики. Для активизации учащихся используются:
- выступления школьников,
- подробное объяснение примеров решения задач,
- коллективная постановка экспериментальных задач,
- индивидуальная и коллективная работа по составлению задач,
- конкурс на составление лучшей задачи.
При подборе задач необходимо использовать задачи разнообразных видов, в том числе и экспериментальных, поэтому программой предусмотрено выполнение лабораторных работ. Основным при этом является развитие интереса учащихся к решению задач, формирование познавательной деятельности через решение задач. В итоге школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и комментировать этапы решения задач средней сложности.
Тематическое планирование
Тема занятия | наглядность | Вид занятия |
1. Классификация задач. Примеры типовых задач. | лекция | |
2. Правила и приёмы решения задач. | практика | |
3. Определение скорости движения шарика по желобу и кончиков пальцев рук. | Желоб, штатив, шарик, линейка, секундомер | практика |
4. Определение массы линейки. Решение задач на расчёт плотности тел. | Линейка, динамометр | практика |
5. Изучение закона движения падающего воздушного шара. | Секундомер, воздушный шарик, весы | Лекция, практика |
6. Определение своей максимальной мощности. | Секундомер | практика |
7. Изучение законов реактивного движения. Расчёт давления твёрдых тел. | практика | |
8. Наблюдение зависимости высоты поднятия жидкости от толщины воздушного клина. | Набор капилляров. | практика |
9. Исследование зависимости подъёмной силы крыла самолёта от скорости воздуха. Решение задач на расчёт силы Архимеда. | Воздуходувная машина | практика |
10. Определение размеров, числа молекул в единице объёма тела. | фотографии молекулярных кристаллов. | Лекция и практика |
11. Определение размеров частиц эмульсии методом рядов. | Растекание масла по поверхности воды. | практика |
12. Вычисление среднего диаметра капилляров в теле. | Смачивание и капиллярность в природе. | практика |
13. Капиллярные явления | Явления смачивания и капиллярности. | практика |
14. Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел | Расширение тел при нагревании. | Лекция и практика |
15. Решение задач на уравнение теплового баланса. | Изгибание биметаллической пластины при
нагревании. Простейший терморегулятор. Термометры разных видов. |
практика |
16. Исследование теплопроводности тел. | Теплопроводность разных тел. | Лекция и практика |
17. Вычисление изменения внутренней энергии тела при совершении работы | Калориметр, твёрдое тело, термометр. | практика |
18. Решение комбинированных задач на тепловые процессы. | практика | |
19. Состав атмосферы, наблюдение перехода ненасыщенных паров в насыщенные. | Образование тумана при охлаждении влажного воздуха. | Лекция и практика |
20. Влажность воздуха, определение точки росы. | Конденсация паров воды при охлаждении. Выпадение росы. | Лекция и практика |
21. Электрический ток в разных средах | Электролиз раствора медного купороса. Дуговой разряд. Модель молниеотвода. |
Лекция |
22. Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений. | Приборная доска | практика |
23. Расчёт сопротивления человеческого тела. | Амперметр, вольтметр. | практика |
24. Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры. | Терморезистор. | практика |
25. Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику. | Устройство и принцип работы амперметра и вольтметра | Лекция и практика |
26. Определение скорости вылета снаряда из магнитной пушки | Магнитная пушка. | практика |
27. Определение КПД электродвигателя. | Явление электромагнитной индукции. | практика |
28. Законы отражения и преломления. | Изготовление перископа. Глаз как оптический прибор. | Лекция и практика |
29. Измерение времени реакции человека на световой сигнал. | Секундомер, источник света. | практика |
30. Измерение линейных размеров тел с помощью микрометра и микроскопа. | Микроскоп, макротела. | практика |
31. Определение фокусного расстояния и оптической силы рассеивающей линзы. | Рассеивающие линзы, линейка. | практика |
32. Инерция зрения, её использование в стробоскопе и кино. | Стробоскоп, оптические занимательные картинки. | Лекция и практика |
33. Итоговое занятие, подготовка к конференции. | ||
34. Конференция учащихся. | конференция |
Литература для учителя:
- Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 1983;
- Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. – М: Просвещение, 1977;
- Зильберман А.Р. Задачи для физиков. – М.: Знание, 1971;
- Каменецкий С.Е. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987;
- Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике. – М.: Просвещение, 1988;
- Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1972;
- Тульчинский М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. – М.: Просвещение, 1971;
- Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. – М.: Просвещение, 1984.
Литература для учащихся:
- Бутиков Б.И. Физика в задачах. – М.: Просвещение, 1976;
- Гольдфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Высшая школа, 1973;
- Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М.: Наука, 1985;
- Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. – М.: Просвещение, 1980;
- Пинский А.А. Задачи по физике. – М.: Наука, 1977;
- Слободецкий И.Ш. Задачи по физике. – М.: Наука, 1980.