Цель урока: способствовать формированию понятия о скорости химической реакции через использование информационно-коммуникативной технологии.
Задачи урока:
- освоение важнейших знаний гомогенной и гетерогенной системе, влиянии на скорость реакции природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, катализатора;
- способствовать формированию оперативно-контрольного умения и умение пользоваться компьютером через работу со слайдами;
- воспитания отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- овладение умениями наблюдать химические явления, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.
Материально-техническая база и оснащение:
Мультимедийный проектор, компьютер, железная проволока, хлорид меди (II), цинк (гранулы), соляная кислота (1:10) и (1:3), оксид меди (II), азотная кислота, спиртовка, пероксид водорода, лучинка, оксид марганца (IY), пробирки, стеклянная палочка.
Дидактическое обеспечение: слайды, диск с обучающей программой "Химия.8класс", сигнальные карточки.
Тип урока: изучение нового материала.
Эпиграф урока:
"Нам необыкновенно повезло, что мы
живем в век, когда еще можно
делать открытия"
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Ориентировочно-мотивационный этап (инициация урока, объявление темы, цели, задач, начальные записи) | Учитель: "Ребята, как вы понимаете
слово скорость? При изучении, каких предметов вы сталкивались с понятием скорость? Как вы думаете, применимо ли это понятие в курсе изучения предмета химии? Какое практическое значение имеет знание понятия скорость химической реакции? |
Учащиеся: отвечают на вопросы,
формулируют задачи
|
2. Операционно-исследовательский этап (работа учащихся групповая и индивидуальная по выполнению заданий) | Учитель: дает понятие скорости
химической реакции, учащиеся 10 минут работают с
обучающей компьютерной программой, раздает
инструкции по выполнению лабораторной работы в
парах, времени дается 15 минут (смотреть приложение) |
Учащиеся: записывают тему урока в тетрадь, после вводного слова учителя, работают с обучающей компьютерной программой: "Химия. 8 класс". По инструкции выполняют лабораторную работу, ведут записи в тетради. |
3. Этап первичного закрепления в обобщающей беседе. | Учитель задает вопросы: - Что определяет понятие скорость химической реакции? - Какой формулой выражается скорость химической реакции? - Какие химические системы являются гомогенными и гетерогенными? - Какие факторы влияют на скорость химических реакций? - Какими химическими реакциями вы доказали эти положения? - Что общего между понятиями скорость движения и скорость химической реакции? |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. |
4. Рефлексивно- оценочный этап (первичный контроль: экспресс - опрос) | Учитель проводит экспресс - опрос:
Верно ли, что: :скорость химической реакции определяется изменением концентрации одного из реагирующих веществ или одного из продуктов реакции в единицу времени? :скорость химической реакции измеряется: моль/лс? :скорость химической реакции не зависит от температуры? :гетерогенными называют реакции, которые идут между веществами в неоднородной среде? :при повышении температуры на каждые 10° С скорость реакции увеличивается в 2-4 раза? |
Учащиеся готовят сигнальные
карточки. Зеленая означает "да", красная - "нет", желтая - "сомневаюсь". |
5. Постановка домашнего задания. | Предлагается учащимся: 29, 30, 31, стр. 128 упр.1, стр.125 упр.1, 5, | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. |
6. Подведение итогов. | Учитель подводит итог урока, проводит рефлексию: если ребята выполнили поставленные задачи, поднимите красную карточку, если остались некоторые вопросы - зеленую, если не усвоили больше половины - желтую. Оценивает и комментирует работу наиболее активных учащихся | Учащиеся поднимают сигнальные карточки. |